* {font-family: Arial Unicode MS; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Доклад: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей ФГОС ДО».

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.                                                                         

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?

Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне

с детским садом, 2) изменение  ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

 В соответствии с ФГОС  ДОУ обязано:

•      информировать родителей  (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

•      -обеспечить открытость дошкольного образования;

•      -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•      -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

•      -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

•      -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача детского сада

•      «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

•      При взаимодействии работы двух структур необходимо  учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

•      Создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Цель педагогов

•      Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

•       Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

•      Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

•       Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают

    Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребёнка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

 Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.

Успех в данной работе может быть достигнут также только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.

Взаимодействие музыкального руководителя и семьи актуально на современном этапе развития образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет родителей (законных представителей) как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада. ДОУ призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей.

Задачи:

-вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;

-активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ;

- приобщить их к музыкальному искусству,

-способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Важно акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)

2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).

3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем  занимается их ребенок).

5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации  ФГОС ДО

1.Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными

и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование

у родителей практических навыков воспитания детей.

Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию я осуществляю через разнообразные формы работы:

Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование, памятки;

Оно направлено на выявление интересов, потребностей, запросов   родителей, уровня их

педагогической грамотности, установление эмоционального  контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

Наглядно – информационные: стенды, папки-передвижки, фото – выставки («Вместе с музыкой мы дружим», «Папа, мама, я-музыкальна семья», информационные листы;

Благодаря данной форме просвещения я оказываю теоретическую помощь, ведь не всегда

у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.
При оформлении стендов я учитывают следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадёт, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.
Познавательные: выступление на родительских собраниях, рекомендации, индивидуальные беседы, консультации, совместное создание развивающей среды;

Досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, выставки детских рисунков, изготовленные вместе с родителями. По временам года, совместные проекты: «Волшебный мир музыкальных инструментов», проект «Осенняя ярмарка» (подготовительная группа), проект «Классическая музыка в детском саду».

Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы, как:

проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов, совместных театрализованных представлений, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей; Например: я проводила развлечение «Нас всех сдружила музыка». (См. презентацию). Традиционным стало проводить в нашем детском саду кафе. В том году мы проводили на 8 марта в средней группе, а в этом году уже в старшей группе «Осеннее кафе», (см. презентацию) где родители не только присутствовали на празднике, но играли роли (Осень), а также помогали организовать этот праздник.

Участвовали в играх и в конце праздника все танцевали заключительный танец с осенью. Кроме того многие родители, принимают активное участие в мероприятиях, раскрываются как артисты, оформители, костюмеры, а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду. Стало традиционным исполнять папам роли деда Мороза на « Новый год» на осенних праздниках мамы с удовольствием исполняли роли6 Гриб-боровик, Ёжик, Баба с Дедом) и другие.

-Привлекаем также родителей к созданию и оформлению музыкальной предметно-пространственной образовательной среды, к оформлению музыкального зала к праздникам.

-изготавливаем совместно с родителями нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты;

-Привлекаем родителей к участию детей в городских мероприятиях;

Большую роль в построении партнёрских взаимоотношений играет совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций. Родители помогают нам изготавливать декорации и костюмы, помогают выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на различных праздниках.

Подводя итог, можно сказать, что к концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в открытых просмотрах, собраниях, индивидуальных беседах, как бы стали на ступеньку выше. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь их ребенок. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственных детей. У них появляется уверенность в своих силах и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать.

Дошкольникам также понравилось такое сотрудничество, это придало детям уверенность в своих силах, они оценили участие родителей и стали гордиться их успехами.

Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.

Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.