* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .futurismarkdown-listitem {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Опытно-экспериментальная деятельность в рамках проекта «Автопарк»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в том числе и формированию безопасного поведения на дороге.

В нашей группе «Калинка» среднего возраста, проходил проект «Автопарк». В рамках реализации это проекта, мы выявили объём знаний детей, их интересы и пожелания, определили перспективу (план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал). Но мы столкнулись с трудностями планирования опытно-экспериментальной деятельности

Что можно предложить ребятам интересное по данной теме?

Эксперимент «Гололед»

Цель: познакомить детей с понятиями «гололёд», «гололедица».

Оборудование: речной песок, соль каменная, лед.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Одной из проблем, возникающих зимой, является гололед. Это явление очень опасно для всех участников дорожного движения, в том числе и пешеходов.

-Детям предлагается подумать, как сделать скользкие зимние улицы города безопасными и для машин, и для пешеходов?

-Может быть нам его растопить? (дети рассуждают). Но где набрать столько горячей воды?

-Тогда может быть расколоть? (дети рассуждают). Это трудно сделать во всем городе, дорог ведь очень много.

Что же делать?

-А вот если посыпать лед – это хорошо. Наверное, вы видели, что дороги действительно посыпают?

А чем же лучше посыпать? (песок) (дети рассуждают)

Хотите поэкспериментировать? (ответы детей)

Предлагаем детям самим определить, что же поможет нам справиться в зимний период со льдом на улицах города.

Мы поместили лед на три подноса. Посыпали лёд на одном подносе речным песком- лёд остался целым. На втором подносе посыпали лёд солью. И он стал таять! Значит, в соли есть что-то, чего нет в песке. А на третьем подносе, лед не посыпали - он медленно таял в комнатной температуре от тепла.

Вывод: Мы увидели, что быстрее всего тает лед от соли, так как соль разъедает частицы льда, превращая их в воду.

Эксперимент «На старт, внимание, марш!»

Цель: знакомство с принципом работы реактивного двигателя.

Оборудование: Реактивная машинка на воздушном шаре, насос, инерционная машина.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

1. Дети рассматривают машинку инерционную.

-Автомобиль- транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров. Давайте представим себе обычную тачку, и задумаемся, — она сама двигается или нет?

- Конечно же, нет, ее толкает человек за специальную ручку. У нее нет двигателя, мотора.

- Правильно, нет. Самоходная машина – это такая машина, которая двигается (приводится в действие) с помощью двигателя. Автомобиль сложный механизм, состоит из отдельных деталей, механизмов.

2. Воспитатель достает машинку с воздушным шариком и шарики. Дети берут шарики и надувают. Воспитатель спрашивает:

-Что произойдет с шариком если его отпустить? (Он взлетит и сдуется)

Делает вместе с детьми опыт с шариком и побуждает детей к анализу: когда из шарика выходит воздух – шарик падает. Дети надувают и наблюдают, что происходит.

-А теперь давайте посмотрим машинку с шариком. Движение машины осуществляется с помощью надувания воздушного шарика. Для того, чтобы запустить машинку - шарик нужно надеть на специальное отверстие и накачать насосом. При движении машины, Воздух выходит из шарика, и она двигается.

3. Воспитатель предлагает провести соревнования между машинками инерционной и с воздушным шариком. Побеждает та машинка, которая дальше всех проедет.

Вывод: когда из шарика выходит воздух машина двигается вперед. Струя воздуха, вырывающаяся из шарика после того, как его надули и отпустили, толкает его в противоположном направлении- она оказалась быстрее.

Эксперимент «Фликер- наш друг»

Цель: познакомить детей со свето-возвращающими элементами.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Мы живём в большом городе, где много улиц и машин. Давайте вспомним правила пешехода:

- Переходить улицу только по пешеходному переходу или на зелёный сигнал светофора;

- Переходя улицу, надо посмотреть налево, дойти до середины дороги, а потом посмотреть направо, убедиться, что машины тебя пропускают и продолжить переходить дорогу.

- Не играть на проезжей части.

- Ребята, когда мы идем в темное время суток, то мы замечаем такую особенность – все дорожные знаки светятся в темноте. Почему они светятся? (выслушать ответы детей)

- Светятся они потому, что знаки и дорожные заграждения покрыты светоотражающей краской.

- Ребята, а что помогает водителям видеть в темноте? (Ответы детей).

- Водители включают фары автомобиля для освещения т пути. Дорожные знаки ярко светятся в лучах автомобильных фар, и водитель видит их издалека.

-Безопасно ли пешеходам ходить по тёмным улицам? (Ответы детей)

-Чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток, в дождь, туман, в зимнее время, есть специальные помощники - фликеры.

Фликеры - это свето-возвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода (велосипедиста) в темное время суток. Свет фар, попадая на специальную поверхность фликера, преломляется и почти полностью отражается обратно в сторону автомобиля. Пешеход, имеющий фликер, заметен на расстоянии 150 метров.

Мы проверим светоотражающий эффект фликеров из разных материалов.

Разместили их на разное расстояние с разными фликерами от освещенных фар. Фликеры из разных материалов отражают свет по- разному.

Вывод: при выборе свето-возвращающего элемента надо учитывать материал, из которого он изготовлен и цвет: лучше покупать фликеры светлого или лимонного цветов. Они лучше отражают свет. Красные и розовые - это не светоотражатели, а лишь яркие сувениры.

Эксперимент «Резина и ее свойства»

Цель: формировать представление детей о резине и ее свойствах.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, надувные и резиновые игрушки, шланги для воды, резинки в вашей одежде, ластики, резиновую обувь и много другое.

Резина — это всем знакомый, широко распространенный материал. Раньше резину получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растет это дерево в Южной Америке.

Гевея – это высокое дерево высотой с пятиэтажный дом. С густой кроной и плотными листьями. В стволе этого дерева бежит белый млечный сок. Когда дерево достигает 10-12 лет, на его стволе делают надрез и сок стекает по стволу вниз. Сок собирают в специальные емкости . Застывая на воздухе, сок становится густым и тягучим, как жевательная резинка. Его называют каучук. Каучук отвозят на фабрики , где делают различные резиновые изделия, так нужные людям!

Резина – очень нужный материал для людей. А какие у резины свойства мы с вами проверим.

Опыт №1

Воспитатель: изучим резину на цвет. Какая она бывает? Дети: Белая, черная, желтая, синяя. Вывод: Резина может быть разноцветной, разного цвета.

Опыт №2

Воспитатель: у каждого материала есть свой запах. Какой же запах у резины? Дети: нюхают резину. Вывод: имеет свой запах – запах резины.

Опыт №3

Воспитатель: Проведите рукой по поверхности резины. Какая она на ощупь?

Дети: Гладкая, шелковистая, не шершавая. А вот шины велосипедов наоборот шершавые. Вывод: Значит у резины может быть разная поверхность.

Опыт №4

Воспитатель: наполним шарик водой с помощью лейки. Что происходит с резиной?

Дети: Шарик не рвется. Воспитатель: почему? Вывод: Резина не рвется, потому что она прочная.

Опыт №5

Воспитатель: Сожмите салфетку в кулак. Откройте кулак. Что произошло с салфеткой? Дети: Салфетка смялась. Воспитатель: Попробуйте сжать резину в кулак. Откройте кулак. Что случилось с резиной? Дети: Она разогнулась, распрямилась. Вывод: это свойство резины называется упругость.

Опыт №6

Воспитатель: Порежьте кусочки резины. Что происходит? Вывод: Резина хорошо режется.

Опыт №7

Воспитатель: Следующий опыт. Воспитатель показывает резиновую перчатку. Что это такое? Из чего она сделана? Дети: это резиновая перчатка.

Воспитатель: что мы можем проверить, с ее помощью? Давайте оденем перчатку на руку и опустим ее в воду. Какая стала перчатка? Дети: Мокрая. Воспитатель: А теперь выньте руку из перчатки. Она какая? Дети: Сухая. Воспитатель: почему? Вывод: Резина не промокла, она непромокаемая.

Опыт №7

Одна из главных характеристик шин – рисунок протектора -это рисунок на шине, который непосредственно соприкасается с дорожным полотном. Для каждого вида транспортных средств предназначены разные шины (канавки хорошо отводят воду, а блоки увеличивают проходимость машины).

Воспитатель: Давайте посмотрим рисунки протекторов ваших образцов и для этого мы покрасим их и перенесем на бумагу.

Эксперимент «Стекло»

Опыт 1. Прозрачное – непрозрачное

Если вы через стекло видите все, что вас окружает, то стекло какое? (Прозрачное) А какие еще стекла бывают? Найдите непрозрачное. Чем эти стекла отличаются?

Вывод: через прозрачное стекло все видно

Опыт 2. Что будет, если подышать на стекло?

Приблизите стеклышко ко рту и подышите на стекло теплым воздухом. Что случилось со стеклом? Оно стало мутным. Это мелкие капельки воды от вашего дыхания осели на стекле. Можно что – то рассмотреть через это стекло? Как вернуть стёклышко прежний вид?

Вывод: от дыхания стекло мутнеет и перестает быть прозрачным, но его можно протереть и оно опять станет прозрачным

Опыт 3. Зеркальное – незеркальное. (показываю детям стекло от солнцезащитных очков) Посмотрите, в этом стекле я вижу свое отражение. На что похоже это стекло? Найдите еще такие же стекла. Чем эти стекла отличаются от обычных цветных прозрачных пластинок?

Вывод: есть стекла с зеркальным покрытием, они, как зеркало, нас отображают

Опыт 3. Как изменится мир, если смотреть через цветное стекло.

Почему не разрешается водителям тонировать лобовое стекло в машине?

Посмотрите через прозрачное стекло и голубое стеклышко. Какого цвета стал город? Почему? А если посмотреть на светофор? Что вы увидели?

Вывод: все вокруг становится таким же цветом, как и стекло и это ухудшает видимость водителю.

Эксперимент «Тормозной путь».

Цель — выяснить, зависит ли тормозной путь автомобиля от состояния дороги (сухая, мокрая).

На полу чертится мелом полоса, игроки (машинки) становятся на полу и пытаются скользить по нему до «пешеходного перехода». Затем пол мочится водой. Дети осторожно скользят по мокрому полу.

Вывод: сравнивается результат. По мокрому полу тяжело тормозить. 

Эксперимент «Удерживающее устройство».

Цель — выяснить, для чего необходимо в автомобиле пользоваться удерживающими устройствами.

На стул (удерживающее устройство) посадили куклу, ребёнок перемещает стул и резко останавливает его. Кукла падает. Затем куклу привязывают к стулу лентой и повторяют движения. Кукла остаётся сидеть на стуле.

Вывод: удерживающее устройство не позволяет человеку упасть, тем самым спасает его от травм.

Эксперимент «Движение»

Цель: дать детям непосредственно и более ярко почувствовать необходимость правил дорожного движения.

Нескольким детям предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу. Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников) Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)

Вывод: участникам дорожного движения не попасть в аварию помогает знание правил дорожного движения.