Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия.
Заместитель директора по ВР : Саникевич Наталья Анатольевна
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между школьным учреждением и семьей. Очень часто педагоги и родители учеников не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. А это все, естественно, отражается на воспитании детей. Каждая современная семья по-разному видит место своего ребенка в социуме – все зависит от состава, взглядов на воспитание и культурных традиций ячейки общества. Как разжечь заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
Семья и школа связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и школа. Для нас, педагогов, не секрет, что цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства школа – семья.
Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? В современном образовании существует две точки зрения на эту проблему: следовать традиционным практикам или инновации. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция. Поэтому в нашей работе мы не говорим о традиционных или инновационных формах работы с родителями, мы говорим об эффективных, действенных формах, методах и приёмах.
В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Ниже представлен перечень форм, методов и приёмов, позволяющий родителям участвовать в жизни ОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию.
Традиционные формы работы всем известны, это:
- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
- информационные стенды для ознакомления родителей с школьным учреждением, особенностями его работы, педагогами, другими специалистами, занимающимися воспитанием детей, информацией по обогащению знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- информационные буклеты;
- тематические консультации групповые, подгруппами (например, для родителей детей левшей), индивидуальные;
- вовлечение в конкурсы школы, поселкового, районного, краевого, всероссийского, международного уровня;
- использование позитивных социализирующих возможностей Интернета: участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах;
- для творческого общения существует такая форма работы с семьей как выставки детско-родительских работ. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома;
- родители информируются обо всём, что происходит или будет происходить в группе и в школе в специальном информационном листе в раздевалке группы, а также в группе WhatsApp .
- приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;
- родители призываются к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п;
- работа по благоустройству ОУ;
- организация дежурств родителей в группе;
- домашние задания или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в различных источниках для совместного выполнения с детьми.
Подробнее остановимся на инновационной деятельности:
1. Семейный праздник «Что такое Семья?», « Семейный сундучок», « Ало мы ищем таланты», « У самовара « и т.д.
2. Тематические досуги в традиционных («Защитники Отечества», «Праздник урожая», «День знаний», «Фунтик в цирке») и инновационных формах («Русские посиделки»; «На ярмарке», «Масленичная ярмарка»; устный журнал «Семейный альбом», «Будем Родине служить»; квест «Тропа к генералу», игра-викторина «Что такое семья?»).
3. Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Содержание устного журнала может отражать одну тему или целый комплекс самых разнообразных вопросов, т.е., иначе говоря, журнал может иметь тематический или обзорный характер. Содержание устного журнала раскрывается на его страницах. Методы оформления каждой страницы могут быть самыми разнообразными: выступления ребят, демонстрация занимательных опытов, встреча с учеными, ответы на вопросы, чтение стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, юморесок и т.д. Широко применимы в журнале технические средства: мультимедиа-проекторы, интерактивная доска.
4. Совместное проведение досугов, где родители выполняют роль участников праздников, а не зрителей («Что такое семья?», «Русские посиделки» « День здоровья» и др.).
5. Игротека в школе с приглашением родителей и других членов семьи. Игротека – это собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка. Цели игротеки: знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях.
6. Оздоровительные праздники (например: «Папа, мама, я – дружная семья», «Русские богатыри», квест-игра «Тропа к генералу»).
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета.
7. Технология «Семейный театр в классе», где родители на позиции участников совместной театральной деятельности с детьми (например: «Новогодняя сказка», «Маша и Медведь в поисках здоровья» и др.).
Семейный театр является новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между школой и семьёй, ориентированной на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
8. Родительские собрания. При организации родительских собраний используются такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления следует переход к дискуссии, в качестве примеров используются моменты из жизни класса,
9. Тематические проекты, реализующиеся в сотрудничестве с родителями обучающихся («Азбука здоровья», «От Руси к России», «В гостях у сказки», «Это Родина моя», «Цирк, цирк, цирк», «Моя семья», «Русь, Россия - Родина» и др.). Проектная деятельность способствует проявлению у родителей интереса к проблемам школьного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни школы что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей школьного возраста.
10. Детско-родительские научно-практические конференции («Моя семья», «Планета, созданная мной») как одна из интерактивных форм работы с семьёй.
Презентация детских проектов проходит в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущает свою значимость и важность своих первых открытий. Все свои открытия, столь важные для маленького ребенка, они совершают под руководством своих педагогов и родителей.
11. Открытые занятия для родителей. Это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами.Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.
Преимущества данной педагогической концепции взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
- рост родительской активности,
- родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного и воспитательного процесса;
- установление тесного контакта с каждой семьей;
- учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка;
- согласование воспитательного воздействия на ребенка,
- обобщение положительного опыта семейного воспитания;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ОУ и семье;
- возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
12. Работа родителей с электронным журналом постоянный контроль и наблюдения за учебным процессом. Своевременная помощь, консультации с педагогами.
Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если школьное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Список литературы
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 4-е –зд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.
Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении// Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2018 год.
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.
Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.