* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Heading 1 Char {font-size: 14pt; color: #2f5395; font-weight: bold;} .Heading 2 Char {font-size: 13pt; color: #4472c4; font-weight: bold;} .Heading 3 Char {color: #4472c4; font-weight: bold;} .Heading 4 Char {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Heading 5 Char {color: #1f3763;} .Heading 6 Char {color: #1f3763; font-style: italic;} .Heading 7 Char {color: #404040; font-style: italic;} .Heading 8 Char {font-size: 10pt; color: #404040;} .Heading 9 Char {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Title Char {font-size: 26pt; color: #333f4f;} .Subtitle Char {font-size: 12pt; color: #4472c4; font-style: italic;} .Quote Char {color: #000000; font-style: italic;} .Intense Quote Char {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Footnote Text Char {font-size: 10pt;} .Endnote Text Char {font-size: 10pt;} .Plain Text Char {font-family: 'Courier New'; font-size: 10.5pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #2f5395; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4472c4; font-weight: bold;} h3 {color: #4472c4; font-weight: bold;} h4 {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {color: #1f3763;} h6 {color: #1f3763; font-style: italic;} h7 {color: #404040; font-style: italic;} h8 {font-size: 10pt; color: #404040;} h9 {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #2f5395; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4472c4; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #4472c4; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #1f3763;} .Заголовок 6 Знак {color: #1f3763; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-size: 10pt; color: #404040;} .Заголовок 9 Знак {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Title {font-size: 26pt; color: #333f4f;} .Название Знак {font-size: 26pt; color: #333f4f;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #4472c4; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #4472c4; font-style: italic;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Emphasis {font-style: italic;} .Intense Emphasis {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .Quote {color: #000000; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #000000; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #4472c4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Reference {color: #ed7d31; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Intense Reference {color: #ed7d31; font-weight: bold; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Book Title {font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .Footnote reference {vertical-align: super;} .Endnote text {font-size: 10pt;} .Текст концевой сноски Знак {font-size: 10pt;} .Endnote reference {vertical-align: super;} .Hyperlink {color: #0563c1; text-decoration: underline ;} .Plain Text {font-family: 'Courier New'; font-size: 10.5pt;} .Текст Знак {font-family: 'Courier New'; font-size: 10.5pt;} .Header {margin-bottom: 0pt;} .Footer {margin-bottom: 0pt;} .Caption {font-size: 9pt; color: #44546a; font-style: italic;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Code {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Text1 {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt; color: #105b01;} .Entry-meta entry-meta-spaced {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}

В.П. Макин

учитель биологии

ГБОУ СОШ №176

Калининский район

Санкт-Петербург

тел: 89117667096

«Организация сотрудничества родителей и школы в современных условиях для сохранения здоровья и благополучия школьника».

В.П. Макин

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и благополучия ученика. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах [1].

Вопрос взаимодействия семьи и школы в сохранения здоровья и благополучия ребенка, весьма актуален, так как сегодня многие семьи заботятся, прежде всего, об экономическом благополучии, и поэтому родители большую часть дня проводят на работе, а дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, забывая о его здоровье, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам [1].

Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – «это уродливое воспитание» - сложное явление в работе учителя, в том числе и классного руководителя. В современных условиях развития общества - работа с родителями, где учитель сталкивается с семьей, а это 40% - полная или неполная семья, или «неблагополучная семья», воспитать здоровое поколение, становится проблемой.

Как показал опыт работы в школе, основная часть родителей считают, что воспитанием здорового образа жизни должна заниматься только школа, отстраняясь, частично или полностью, от этой прямой обязанности. Такому мнению придерживаются около 75% респондентов. При этом, основное упускают респонденты, что школа никогда не заменит «ласкового слова мамы», «дружеского рукопожатия отца». Эта категория родителей хорошо усвоила, что в прямую обязанность школы входит: обучение ребенка, расширение его кругозора, повышение функциональной грамотности, возможность самореализация в новых условиях развития общества, развитие способности их ребенка, воспитание культуры поведения и здорового образа жизни.

При этом забывают такие «горе родители» о значимости активного взаимодействия отца и матери в семье, складывающихся отношений сотрудничества с педагогическим коллективом школы, оставаясь «фрагментами взаимодействия» только в контакте с классным руководителем или с учителем через «чаты» в телефоне, не приходя даже при вызове к директору школы при чрезвычайных ситуациях ребенка.

Сегодня одна из главных задач современной школы - это создание воспитательной системы не только для отдельно взятой школы, а в целом - системы воспитания Российской школы в вопросах сохранения здоровья и благополучия школьника. Такие педагогические системы хорошо прописаны в трудах видных педагогов, как прошлого периода педагогики, так и недавно прошлого советского периода: Я. А. Коменского, К.Д. Ушинского [2]. Педагогические системы воздействия на ребенка, созданные виднейшими педагогами прошлого, помогает сегодня выстраивать воспитание нового поколения на тесном взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов, как равноправных партнеров [2].

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько организовано содружество школы и семьи в вопросах благополучия школьника. Задача учителя в этих условиях сделать родителей своими союзниками и помощниками [1]. Как показала практика, если семья достигает намеченных целей и выполняет задачи, поставленные школой в вопросах здоровья и благополучия школьника, то такая семья становится союзником школы, а если цели и задачи семьи идут вразрез с целями и задачами школы, то такого тендема не происходит. Некоторые родители, а это 25% респондентов, не являлись пассивными наблюдателями, а становились активными участниками процесса обучения и воспитания в школе, дети этих родителей стали успешными в современном обществе.

Исходя из выше сказанного, при работе школы по данному направлению с семьей можно рекомендовать групповые и индивидуальные формы работы.

К традиционным индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей и другие. Посещая семьи и проводя индивидуально беседуя с родителями, учитель выявляет, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, и только после этого ищет пути сотрудничества с семьей. Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения занятий с детьми, чтобы учитель мог свободно общаться с родителями. Индивидуальные консультации с родителями полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка в вопросах поведения и отношений, складывающихся между родителями и самим ребенком.

Также одной из традиционных форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика, который за последнее время утрачивает свое значение в прямой и обратной связи учителя и родителей. Это письменная форма информации для родителей об успехах их детей, поведении и посещаемости. Сейчас даже телефонный разговор между учителем и родителем не считается достаточно эффективной формой донесения информации, если нет возможности личной встречи, а дневник – это тот «правомерный источник» успешности и не успешности ученика, который просто необходим.

К традиционным формам работы с семьей относится также психолого- педагогическое просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Используются такие групповые формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками или администрацией школы, дают положительные результаты в работе в этом направлении.

Лекция- это традиционная форма психолого - педагогического просвещения родителей и их семей, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения во-время лекции-непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция - это форма педагогического просвещения здорового образа жизни человека, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно - практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей.

Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми здоровье сберегающими технологиями по предмету. Необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытых уроках по данной теме. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной и воспитательной деятельности в школе по вопросам здоровье сбережение ребенка.

Одной из основных универсальных традиционных форм сотрудничества школы с семьями учащихся, относящихся как «благополучным», так и «неблагополучным», являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно- воспитательной работы на перспективу. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию родителей в сфере сохранения здоровья детей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы в вопросах здорового образа жизни человека относятся:

Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры не только родителей, но и самих учителей. Отличительная особенность заключается в том, что эта форма позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, в особенности проблем в воспитании нового подхода к сохранению здоровья и достижению благополучия детей.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности умений общения на уровне «взрослый и ребенок».

Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, ринги.

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования и воспитания, в том числе семейного, в обновлении содержания образования по выбору.

Во многих регионах России семейная политика сбережения здоровья признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В регионах созданы и действуют городские советы родительской общественности; общественные родительские организации; областные родительские комитеты.

В нашей школе работает Совет школы в состав которого входят родители, дети, учителя.

В связи с этим приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Учителя школы, видя важность установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создают атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, поэтому еще наблюдаются уходы детей из семьи. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов школы важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Вывод.

Основные направления организации работы

образовательного учреждения с семьей

.

1.Информировать родителей о воспитательной деятельности педагогического коллектива. При этом необходимо помнить, что родители нуждаются не только в информировании со стороны школы о проведении мероприятий по воспитанию здорового образа жизни и благополучия, но их необходимо привлекать к организации и проведению мероприятий, чтобы каждый родитель становился соучастником, сотрудником этого процесса, чтобы смог почувствовать, что родитель нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.

2. В информативном бюллетене не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное направление взаимодействия родителей и школы. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию и сотрудничеству. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию у детей здорового образа жизни возможна лишь тогда, когда все участники процесса-педагоги, дети и родители соединяются в большой и сплоченный коллектив.

3.Наладить тесное сотрудничество учителя с семьей, где этот контакт дифференцированный. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а необходимо ориентироваться на особенностях воспитания семьи и терпеливо приобщать таких родителей к делам класса, школы.

4.Одним из очень важных направлений в работе учителя в вопросах сохранения здоровья и благополучия учеников является диагностика. Без использования психолого - педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях по вопросам благополучия, дает возможность учителю и классному руководителю выбрать правильную линию поведения учителя с родителями учеников. Диагностические материалы, если педагог их правильно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, наметить стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

5.Основополагающим моментов в работе учителя становится применение на уроках и внеклассной работе здоровье сберегающих технологий.

Успех по реализации здоровье сберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе детей; создания здоровье сберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей. Понятно, работа с родителями должна носить планомерный характер. Применение учителем на уроках и внеклассной работе здоровье сберегающих технологий, направлена, прежде всего, на укрепление здоровья детей. Эта работа будет тем успешней, если она ведется в аспекте учитель дети. В этой работе необходимы звенья: учитель родители, родители дети.

6.Скоординировать усилия учителей и родителей на активизацию субъекта воспитания при привлечении родителей к проблемам школы. Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, необходима психологическая перестройка учителей и родителей. Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей, можно достичь поставленной цели.

7.Составление характеристик семей, обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

8.Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

9.Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

10.Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

11.Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

12.Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

13.Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

14.Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

15.Разработка тематического оформления стенда по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.). Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг. В здоровье сбсрегающей работе школы необходимо учитывать и зависимость поведения детей от воздействия средств массовой информации. Приходится признать, что на здоровье детей воздействие СМИ скорее негативное. Огромный объем ненужной информации перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомляемость, повышенную нервозность и раздражительность. Конечно, школа и родители не могут изменить работу СМИ, но скорректировать их
воздействие на психику, здоровье детей - не только возможная, но и необходимая задача школы и родителей. Классные руководители часто напоминают, чтобы родители регламентировали просмотр передач детьми, помогали детям делать правильный выбор передач.

II. Основные направления работы с родителями.

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:

- живите в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремитесь своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационально завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов;

- начинайте день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки - душ, который нужно завершить обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить;

- бросьте курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничьте употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще;

- оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается членам вашей семьи. Происходит постепенное нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции;

- не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой - в парке, за городом, на даче;

- очень хорошо если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта - бегом, футболом, теннисом, плаванием, восточными единоборствами;

- помните, что все ваши привычки - не более как стереотипы, создающие обманчивое чувство комфорта.

возможность реализовать себе в жизни и претендовать на успех), придерживайтесь таких правил:

- никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что - то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия;

- никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого. Выполнение работы должно в подсознании ассоциироваться с получением в итоге положительных эмоций. Страх неудачи не должен ограничивать инициативу и творчество;

- никогда не выносите «сор из избы». Утверждайте авторитет и почтение к своей фирме и к своей профессии у членов семьи, иначе вашему ребенку будет тяжело перестроить собственное сознание, и по инерции он аналогично будет относиться к своей «службе» и не добьется успеха и признания;

- никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда, необходимость которого выдвигает жизнь. 3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, подарить вам благодарных и культурных внуков, то:

- будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общении;

- уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;

- с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу), постоянно возвышайте культ женщины, матери (отца - главы семьи, добытчика) в глазах своих детей. Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей. Выясняйте свои отношения и отношения к детям до их возвращения из школы, чтобы предъявить единые требования, поддерживать высокий авторитет женщины - матери и мужчины - отца.

4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в обществе, культурными, то:

- отнеситесь со всей серьезностью к работе школьных воспитателей, живо интересуйтесь успехами ваших детей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

- не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посещения театра, художественной выставки, концерта;

- находите время читать сами и приобщайте к миру книжной премудрости детей. Не найти лучшей гимнастики для ума и души, чем хорошая, полезная книга;

- было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одну, но очень пылкую страсть культурологического характера, или, как теперь говорят, хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения. 5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присутствии ваших детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей ваших детей. Если вы думаете, что в «перемывании костей» взрослыми в присутствии вашего ребенка нет ничего вредного, то вы очень ошибаетесь. У ребенка возникает подсознательное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов и кретинов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддержки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге - людей несчастливых.

6. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости. Чтобы на склоне лет вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период их болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернутся к вам.

9.Родителям для воспитания здорового образа жизни ребенка (Извлечения из нормативно-правовых документов)

КОНСТИТУЦИЯ РФ Статья 38. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 43.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Статья 26.

1. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ

Статья 13.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

6.Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7.Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Ресурсное обеспечение:

1.В.А. Сухомлинский. «Сто советов учителю» - М.: Просвещение. 2021 год.

2.К.Д. Ушинский. Статья: «О народности в общественном воспитании». М.: Просвещение. 1987 год.

3. Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ.

4. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023).

5.В.П. Макин. Презентация: «», Санкт-Петербург. ГБОУ СОШ № 176. 1924 год

Учитель биологии В.П, Макин

22 марта 2024 год