Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 458 Невского района Санкт-Петербурга МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по биологии Тема: ?Соцветия? Разработал урок Протасова Жанна Владимировна учитель биологии Санкт-Петербург 2024 Урок № 12 по биологии 6 класс в рамках ФГОС ?Соцветия? Данная разработка урока по теме ?Соцветие? ?составлена по УМК Пасечник В.В. ?Линия жизни? и соответствует всем требованиям ФГОС Тема урока:?Соцветия. Тип урока:?Урок открытия новых знаний. ? Технология построения урока:?развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности. Цель:? изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений Задачи: Образовательные: создавать условия для активного повторения строения цветка; формировать знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам. Воспитательные: воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия; воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы. Развивающие: развивать память, внимание; развивать у учащихся интерес к изучению биологии; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы; развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее. Планируемые ?результаты: Предметные: ? - знать ?что такое соцветие и какова его биологическая роль; - иметь представление о разнообразии соцветий; - уметь работать со схемами соцветий; - уметь определять вид соцветия по фотографиям и гербарным материалам. Метапредметные УУД: ?регулятивные:? - принимать решения в проблемной ситуации; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы; - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). ?коммуникативные: - уметь получать информацию от одноклассников;? - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. -?познавательные: ?-?уметь получать информацию из учебника; - уметь составлять определения; - уметь читать схемы; - осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения; - осуществлять классификацию соцветий; - сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий. ИКТ - компетентности: уметь получать информацию из презентации, электронных ресурсов Личностные:?? - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - формирование адекватной позитивной самооценки; - оценивать собственный вклад в работу группы. Формы работы:?индивидуальная,?фронтальная, групповая. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, электронное приложение к учебнику, гербарные материалы, модель цветка яблони, инструкции к лабораторной работе, инструктивная карточка урока. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа в группах. Основные термины и понятия:?соцветие, простые и сложные соцветия. Подробный конспект урока I. Организационный момент. Презентация включена на 1 слайде. Учитель:?- Добрый день всем! У нас сегодня очередной урок биологии. У меня прекрасное настроение, надеюсь и у вас оно сегодня хорошее. Давайте постараемся настроиться на учебный лад и пожелаем друг другу удачи! Но прежде чем начать урок, дежурный скажет кого сегодня нет (перекличка) II. Повторение пройденного. На прошлом уроке мы изучили строение цветка, давайте посмотрим , что вы усвоили . Сейчас я буду зачитывать определения, а вы будите называть мне термин подходящий по смыслу. 1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. (ЦВЕТОК) 2. Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета (ВЕНЧИК) 3. Венчик, как правило , окружен окрашенной в зеленый цвет (ЧАШЕЧКОЙ) 4. Вокруг тычинок и пестика расположен…. (ОКОЛОЦВЕТНИК) 5. Если у цветка присутствует и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют (ДВОЙНЫМ) 6. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют (ПРОСТЫМ) 7. Главные части цветка (ПЕСТИК и ТЫЧИНКИ) 8. Цветки растений, в которых имеются как тычинки , так и пестики (ОБОЕПОЛЫЕ) 9. Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных особях (ДВУДОМНЫЕ) - Модель цветка какого растения перед вами? (яблони) Прошу одного из ученика пройти к доске и собрать данную модель У доски один ученик собирает модель цветка III. Постановка учебной задачи. Стадия вызова Девиз нашего урока сегодня: (Деятельность – единственный путь к знанию? (английский писатель Б.Шоу) Учитель: Ребята у вас на столах лежат инструктивные карты. Они помогут разобраться, что мы будем сегодня изучать. Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мне бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – выявить, что в этой сказке вымысел, а что правда. Помогут Вам в этом следующие вопросы. (на слайде появляются вопросы) - О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.) - Кто его жители? (Цветковые растения.) - Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.) - Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.) - А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.) IV. Актуализация знаний Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто? к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может, вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней, чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия. А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке вымысел, а что правда? (В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока. На экране появляется слайд-тема урока - ?Соцветия?) Цель сегодняшнего урока: изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений Вопросы у изучению: Что же такое – соцветие? С какой целью природа создала их? Почему цветки сгруппированы в соцветие? Какое биологическое значение имеют соцветия? Вот на эти ключевые вопросы? вы должны ответить в конце урока. (Вопросы у вас указанны в инструктивной карте, которая лежит на ваших столах) Откройте классные тетради и запишите тему сегодняшнего урока ?Соцветия?. Сегодня 30 ноября 2018 г V. Открытие нового знания. Большинство современных растений имеют мелкие цветки. Это оказалось более выгодно (быстрее развиваются, меньше затрат органических веществ) Но возникает проблема, маленький цветок плохо заметен. - Как растения смогли решить эту проблему? (Группы цветков, расположенные близко, образуют соцветие.) 1. Откройте учебник на странице _____Прочитайте определение соцветия, о чем мы еще не сказали? (….в определенном порядке) 2. У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия. Посмотрите на рис. _____ на стр. _____учебника, где представлена схема соцветий. - Что изображено красными кружочками? (виды соцветий) Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос. - Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? (Общее- цветки образуют соцветия, отличаются- расположением на стебле) 3. В зависимости от степени разветвления оси соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё (сидячие).????????????? Для того, чтобы определить какие из изображенных соцветий простые, а какие сложные посмотрим видиоматериал Просмотр видиофрагмента из электронного приложения к учебнику -Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного. (У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё) А теперь давайте составим кластер ?Простые и сложные соцветия?. Прошу выйти к доске одного ученика Составляют кластер - Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос) - Какое еще сложное соцветие есть, но не подписано, что оно сложное? (метелка) - На какое простое соцветие оно похоже? Метелка по-другому называется – сложная кисть. VI. Физкультминутка А теперь пришло время немного отдохнуть…. Поблагодарим себя!!!!! VII. Первичное закрепление Мы немного отдохнули и теперь мы закрепим изученный материал. Перед вами интерактивное задание. Необходимо разложить по папкам соцветия на простые и сложные. Прошу выйти одного желающего и попробуем рассортировать простые и сложные соцветия Выходит ученик и работает с электронным приложением к учебнику Теперь выполним лабораторную работу. Объединитесь в группы по двое. У вас на партах лежат гербарные материалы и инструкции к лабораторной работе. Вам необходимо изучить гербарные экземпляры и определите тип соцветия и заполнить таблицу Лабораторная работа Определение соцветий у гербарных экземпляров растений. Объединитесь в группы по двое. Лабораторная работа Виды соцветий. Цель: научиться определять соцветия Оборудование: гербарные экземпляры Ход работы: Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий. Начертите и заполните таблицу. Название соцветия Простое или сложное соцветие Цветок сидячий или с цветоножкой Примеры растений (2) В качестве итога нашего занятия ответьте пожалуйста на вопрос Какое биологическое значение имеют соцветия? (Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок) VIII. Домашнее задание Параграф 12 , по желанию: нарисовать на альбомном листе схему соцветия и с обратной стороны растение, имеющее данное соцветие. IХ. Итог урока, рефлексия деятельности - Что узнали сегодня для себя нового? - Чему удивились? - Что понравилось? Оценки Приложение 1 ФИО ученика (цы)___________________________ Лабораторная работа Виды соцветий. Цель: научиться определять соцветия Оборудование: гербарные экземпляры Ход работы: 1.Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий. 2.Заполните таблицу. Название соцветия Простое или сложное соцветие Цветок сидячий или с цветоножкой Примеры растений (2) Приложение № 2 Инструктивная карточка урока 1. Вам предлагается прослушать сказку и ответить на вопросы. - О каком царстве-государстве говорится в сказке? ( ) - Кто его жители? ( ) - Какие заморские гости прилетели в это царство? ( ) - Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? ( ) - А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых?( ). 2. На слайде вы видите вопросы, на которые вы сможете ответить после изучения темы урока. Что же такое – соцветие? С какой целью природа создала их? Почему цветки сгруппированы в соцветие? Какое биологическое значение имеют соцветия? 3.Основные понятия урока: Соцветие это………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………… Простые соцветия - цветки располагаются на главной оси (кисть, колос, зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток). Сложные соцветия - цветки располагаются на главной и боковых осях (сложная кисть – метелка, сложный зонтик, сложный колос). 4.Лабораторная работа виды соцветий. Цель работы: познакомиться с видами соцветий и их биологической ролью в жизни цветковых растений. Ход работы. 1.Рассмотрите соцветия на гербарном материале. 2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называют эти соцветия. 3. Заполните таблицу Домашнее задание: Параграф 12 , по желанию: нарисовать на альбомном листе схему соцветия и с обратной стороны растение, имеющее данное соцветие.
Работа творческого конкурса: "Мой лучший урок"
Открытый урок "Соцветия"