Педагогика – это искусство.
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство». Педагог — это творческая профессия, и каждый урок должен стать для учеников настоящим шедевром. Давайте разберёмся, в чём шедевр этого искусства.
Хоть в это и трудно поверить, но каждый ученый, профессор, философ, писатель или поэт в прошлом тоже был учеником. И у каждого из них был свой, любимый учитель. Учитель и ученик — две составляющие учебного процесса, где главную роль играет, безусловно, учитель.
Да, вокруг нас с огромной скоростью меняется жизнь – аспекты профессии, люди, город, и даже время, кажется, течет быстрее. Современный учитель – человек, отлично разбирающийся в невероятном количестве гаджетов, культуре, науке, музыке, кино и многом другом. Он одновременно и друг, и наставник, и психолог, и критик, и юморист. С таким учителем всегда интересно учиться чему- то новому, раскрывать грани своих талантов. Именно таким человеком для своих учеников и должен быть каждый без исключения учитель.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. И как всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки. Воспитание молодого поколения это искусство, и притом не легкое.
Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей. Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.
Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые необходимы для настоящего педагога. Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться. Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.
Быть педагогом – это поистине искусство. Искусство учить, воспитывать, растить, совершенствовать, дарить детям тепло, любовь, радость и доброту. Именно при таком подходе дети смогут выразить уважение и доверие к педагогу, проявить себя, показать свое - Я. Ну и, конечно, в сердце педагога всегда должна жить Любовь. Любовь к своей профессии, любовь к детям, любовь к жизни. Очень важно, кто будет находиться рядом с детьми, сможет им помочь, поддержать, от этого будет зависеть их будущее. Современный педагог должен постоянно стремиться к совершенству. Педагог всегда отдаёт большее и ничего не требует взамен. Дети – это его стимул и своего рода некий источник вдохновения. Жить детьми, дорожить и любить свою работу, созидать и совершенствовать современный мир.
Поэтому, на мой взгляд, действительно, быть педагогом – это искусство, актуальное как никогда, для движения мира к добру и совершенству.