* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c14 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c20 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c9 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c11 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c15 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c24 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c12 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c18 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c17 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

МБОУ «Шебалинская СОШ им. В.И. Фомичёва»

Сценарий

Классного часа

«Пища-основа жизни»

2 класс

Разработала учитель начальных классов

Кардонова Елена Алексеевна

х. Шебалин 2025г.

«Пища-основа жизни»

Цели и задачи:

• сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия; 
• помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни; 
• работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания; 
• развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес; 
• воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Ход урока


1.Организационный момент

Приветствуем всех, кто время нашел,
И в школу на праздник здоровья пришел. 
Зима улыбается пусть нам в окно,
Но в классе у нас уютно и светло. 
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь. 
И набираем, естественно, вес. 
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны. 
А с ними порядок, уют, чистота. 
Эстетика. В общем, сама красота. 
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед. 
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по - своему. «Здоровый образ жизни» - это словосочетание в последнее время слышится очень часто. 

     - Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми.

2.Актуализация знаний

Беседа по теме
- А как вы думаете, ребята, что значит вести здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни – это:

Соблюдение режима дня.

Соблюдение режима питания, правильное питание.

Закаливание.

Физический труд.

Соблюдение правила гигиены.


Ребята, «Здоровый образ жизни» включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня. 

Тема: «Пища-основа жизни». 

-Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма. 
- А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)
- Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины). 
- Наше питание должно быть, полноценным, т.е. разнообразным.
- А ещё питание должно быть регулярным.
-А что значит регулярным ?
- Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время. 
А еще питание должно быть умеренным. 
Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод. 

Еще древнегреческий философ Сократ (470 - 399 лет до н. э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма. 
Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи) А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
Итак, здоровое питание должно быть:
1. Разнообразное. 
2. Регулярное. 
3. Умеренное. 

3. Правильное питание

- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.  Какие, по вашему мнению, продукты полезны?

А что это за продукты - мы узнаем, отгадав загадки.

4.Загадки    о фруктах и овощах.  

- Сам с кулачок,                                   -  За кудрявый холодок

  Красный бочек,                                             Лису из норки поволок,

  Потрогаешь – гладко,                                  На ощупь – очень гладкая,

 А откусишь – сладко.                                     На вкус – как сахар сладкая.

 (яблоко)                                                           (морковь)

- Как надела сто рубах                                - Прежде чем его мы съели,

Заскрипела на зубах.                                       Все наплакаться успели.

 (капуста)                                                         (лук)    

- Маленькая печка                                          - Маленький, горький,

  С красными угольками                                   Луку брат.

    (гранат)                                                           (чеснок)

- Он большой, как мяч футбольный,             - Сижу на тереме,

  Если спелый, – все довольны,                     Мала, как мышь,

  Так приятен он на вкус!                                 Красна, как кровь,

  Что это за шар? (арбуз)                                   Вкусна, как мед. (вишня)    

- Летом в огороде, свежие, зелёные,
А зимою в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)

- Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (банан)

- Итак, на какие группы мы можем разделить все отгадки?

- А полезны ли фрукты и овощи?  

Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней.
5. Сценка «Здоровье в саду и на грядке».

Ведущий.        Юля плохо кушает,

                        Никого не слушает

Мама.                Съешь яичко, Юлечка!

Юля.                Не хочу, мамулечка!

Бабушка.        Съешь с колбаской бутерброд.

Ведущий. Юля прикрывает рот.

Мама.                Супчик?

Юля.                Нет.

Бабушка.         Котлетку?

Юля.                Нет.

Ведущий.        Стынет Юлечкин обед.

Мама.                Что с тобою, Юлечка?

Юля.                Ничего, мамулечка!

Бабушка.        Сделай, внученька, глоточек,

                        Проглоти еще кусочек.

Пожалей нас, Юлечка!

Юля.                Не могу, бабулечка!

Ведущий.        Мама с бабушкой в слезах –

Тает Юля на глазах.

Мама берет градусник.

(Вбегает Доктор и отнимает градусник)

Доктор.        Нет у Юли аппетита?

                        Только вижу, что она,

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

(Выходят овощи)

Юля в удивлении ходит среди овощей.

Юля.                Сколько овощей! А для чего они?

Доктор.         Я подскажу тебе:

Овощи и фрукты

Любят бабушки и дети

И все-все на свете.

Юля.                Кто из вас, овощей,

И вкуснее, и важней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Овощи рассказывают о себе.

Свекла.        Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Ешь сама и угощай –

Лучше свеклы нету!

Капуста.        Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Морковь.        Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор.        Самый вкусный и приятный,

Уж конечно, сок томатный.

Витаминов много в нем!

Картофель.        Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала,

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Юля.                Так кто из вас, из овощей,

И вкуснее, и нежней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Доктор.        Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить,

Все – без исключенья!

В этом нет сомненья!

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Юля.                Начинаю понимать.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот,

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Ведущий.        Что же есть в пище такого, без чего невозможно жить?

Об этом расскажет Цветной человечек.

Дети с удивлением рассматривают его.

Юля.                А почему человечек разноцветный?

На сцену выходят витамины.

Цветной человечек (представляет гостей).

                        Белый цвет – белки, они – строители.

Чтобы вырасти ребенок мог,

В пище должен быть белок.

Белки.                Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и мясе тоже

Есть он.

И тебе поможет.

Цветной человечек.  Оранжевый цвет – углеводы.

Фрукты, овощи и крупы –

Удивительная группа.

Углеводы.     Нам тепло и в непогоду

Поставляют углеводы.

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

Цветной человечек.        Желтый цвет – жиры.

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам, необходим.

Жиры.                Сохраняет температуру

И влияет на фигуру,

Защищает от мороза.

Цветной человечек.        Зеленый цвет – витамины. Их двадцать.

Витамины.  Мы столько радости несем,

От болезни и простуды

Всех детей мы бережем.

Цветной человечек.        Голубой цвет – вода – источник жизни.

В организме путешествует вода.

Она не исчезает никогда!

Ведущий.        Подведем теперь итог.

Цветной человечек.        Чтоб расти, нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдет ни так, ни так.

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины – просто чудо!

От болезней и простуды

Каждый день нас берегут.

Скажем вам без хвастовства

Истину простую –

Минеральные вещества

Играют роль большую.

Дети (хором). Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условье.

Юля.                Спасибо.

Я здоровье сберегу,

Сама себе я помогу.

Ведущий.        И сказала громко Юля:

Юля.                Накорми меня, мамуля!

Многие ребята, наверное, узнали себя, ну и сделали соответствующие выводы.

 6. Физкультминутка

Полезно – руки вверх

Вредно – топаем ногами

Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб, сало.

7.  Это интересно! 
Слово «витамин» придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово вита (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов. 

- Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины. 
Выходят Витамины.
Витамин А:
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет. 
(Витамин А очень важен для зрения).
Витамин В:
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку,
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам. 
(Витамин В способствует хорошей работе сердца).
Витамин D :
Рыбий жир всего полезней
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить! 
(Витамин D способствует укреплению тканей всего тела. Он содержится в рыбе, рыбьем жире).
Витамин С:
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он. 
(Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям. 
(Витамины уходят). 
8. «Узнай по описанию»

 - Но не только фрукты и овощи полезны для роста нашего организма,

 «От него здоровье, сила, и румяность щек всегда,

   Белое, а не белило, жидкое, а не вода» (молоко)

   Если молоко поставить на сутки в теплое место, оно прокиснет и    образуется, очень полезный продут для желудка - это….(простокваша)

   Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, который     помогает нашему скелету -  это (творог)

Что это за продукты? (молочные продукты)

9. Частушки о здоровом питании

А сейчас у нас музыкальная пауза
1.Посидим у самовара 
И частушки сочиним. 
Про здоровое питанье 
Рассказать мы вам хотим. 

2.Миша кушал только чипсы,
Кока-колой запивал. 
Врач теперь ему лечиться 
На полгода прописал! 

3.Если хочешь быть здоровым, 
Бодрым, умным и весёлым, 
Ешь побольше овощей, 
Фруктов, кашек и борщей! 

4.Вы не пейте газировки, 
Не балуйте с чипсами. 
Соки, фрукты, каша, хлеб - 
Вот хороший вам обед. 

5. Ходит Соня как Кощей 
Каш не ест, не ест и щей
Падает от слабости 
Любит только сладости. 

6.Пейте, дети, молоко, 
Ешьте, дети, кашу, 
Думать будете легко, 
Выглядеть всё краше! 

7.Таня вместо газировки 
Утром выпила компот. 
И теперь у нашей Тани 
Не болит весь день живот.

 Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания.

А каковы они?

Какое питание можно назвать здоровым?

Какую пищу нельзя употреблять?

Будете ли вы питаться правильно?

10. Викторина.

Кто из сказочных героев, объевшись мёда, не смог вылезти из домика? (Винни-Пух)

В какой сказке главные

герои фрукты и овощи?

(«Приключение Чиполино»

)

На чём добралась главная героиня сказки

«Золушка»

на бал?

(Тыква)

В какой стране герои мно

го ели и были очень толстыми? (

Три толстяка)

Кто лечился от все

х болезней только сладостями? (

Карлсон

)

11. Игра « Приготовь блюдо»

- Приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда)

Борщ

Вода, молоко, чай

, к

артофель, капуста, свекла,

яблоко,

помидор, лук,

редис

,

с

оль, сахар

,

м

айонез, сметана

.

Гречневая каша

Вода, молоко, чай, макароны, рис, пшено, гречка, соль, сахар, масло сливочное, кетчуп.

12. Заключение.

 - Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

Желаю вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.