* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Познавательно –исследовательский проект

В старшей группе «Б»

(дети 5-6 лет)

«Путешествие в страну денег»

                   

Воспитатель: Чувашева Е.М.

1К.К.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Этапы работы над проектом……………………………………………………6

I.Подготовительный этап

II. Основной этап

III. Заключительный этап

Оценка результатов и отчетность проекта………………………………………8

Перспективы дальнейшей деятельности………………………………………...9

Список источников………………………………………………………………10

ВВЕДЕНИЕ

«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют

воспитывать у детей честность, доброту, великодушие

 к близким людям, желание поделиться, способность

 к самоограничению и привычку тратить их разумно»

А. С. Макаренко

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».

Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Участники проекта : воспитатели и воспитанники старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.

Срок реализации: с сентября 2022г. по март 2023г.

Предмет проекта : финансовая грамотность.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское направление, социокультурная деятельность, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное направление.

Актуальность проблемы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Цель проекта : формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Организационный этап:

1. Определение проблемы, цели и задачи проекта

2. Изучение литературы, подбор материала.

Практический этап:

Реализация проектных мероприятий.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта

Принципы реализации проекта :

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип научности;

• принцип целенаправленности;

• принцип новизны;

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Форма и методы работы с детьми:

- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);

- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);

- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

-Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.

-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

-Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

-Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий«труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коннова, З. П., Развитие игровой активности дошкольников / З. П. Коннова, И. В. Малышева, Л. А. Пенькова, С. В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.

2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С. А. Козлова – Москва, 1998.

3. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А. А. Смоленцева. – Москва, 2016.

4. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А. Д. Шатова – Москва, 2018.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Дети и деньги [Электронный ресурс] – Режим доступаwww.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

2. Ребенок и его мир [Электронный ресурс].– Режим доступаhttps://worldofchildren.ru/

3. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. – Режим доступаwww.klubkontakt.net/

Пути решения проблемы:

Что мы знаем о деньгах?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

-Деньги зарабатывают родители.

-Деньги бывают разные (металлические и бумажные).

-Деньгами расплачиваются в магазине.

-Что такое деньги?

-Какие раньше были деньги?

-Откуда ещё берутся деньги?

-Зачем деньги ещё нужны?

-Как можно накопить деньги?

-Интересные факты о деньгах

-Рассказ родителей и других взрослых.

-В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).

-В музее.

-В интернете.

-Просмотр телепередач  и обучающих мультфильмов.

Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться. 

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.

Задачи:

1) познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;

2) познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;

3) закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

4) помочь детям осознать роль денег в жизни людей и семьи;

5) научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

6) научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;

7) сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

8) способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

9) формировать разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения

10) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

11) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Задачи для детской исследовательской деятельности: 

 - На что люди тратят деньги?

 - Из чего складывается бюджет семьи?

 - На чём можно сэкономить?

 - Всё ли можно купить за деньги?

- Провести благотворительную акцию «Творим добро».

        Методы и формы работы над проектом:

- чтение произведений, пословиц и поговорок;

- просмотр мультфильмов;

- беседы и НОД;

- викторина;

- решение арифметических задач;

- творческое составление и рассказывание о семейном бюджете;

- игровая деятельность;

- кукольный спектакль;

- квест-игра;

- изобразительная деятельность;

- выставка творческих работ и фото выставки.

Ресурсное обеспечение:

Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;

Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.;

Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «

Доверчевый

зайчик», «Муравей и старый

горшочек ,

отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В.

Грековой

«Клад»;

Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино.

Клад »

, «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со

Смешариками

»;

Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»;

Настольные игры «Мы

идем  в

магазин», «Товарный поезд», «Денежный поезд», «Семейный бюджет»;

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Сберегательный банк»;

Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Продолжительность проекта: долгосрочный с октября по март.

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты.

        В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие  понятия и представления:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы нужно планировать

 

(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Продукт проекта:

- выставка рисунков «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Копилка для монет», «Ярмарка», Кошелек»;

- коллаж «Семейный бюджет»;

- мини-музей «В мире денежных знаков», «Наши копилки».

Работа с родителями: 

- Оформление мини-музея «В мире денежных знаков», «Наши копилки»;

- Лепбук «Семейный бюджет»;

- Благотворительная акция «Творим добро»;

- Деловая игра  «Мы и деньги».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1 этап: Подготовительный:

- изучить и подобрать литературу;

- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

- определить форму и вид проекта;

- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);

- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

2 этап: Основной:

- пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми;

- организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности:

План деятельности

Образовательная область проекта

Содержание реализации этапа проекта

Познавательное развитие

НОД « Как появились деньги»

Интерактивная беседа «История денег в России»

НОД «Приключение Монетки»

Беседа «Деньги. Монета. Банкомат. Пластиковая карта»

НОД «Дом, где живут деньги»

НОД «Откуда деньги берутся и на что тратятся»

Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «В магазин за продуктами»

Беседа  «Что такое стоимость товара»

Речевое развитие

Викторина «О какой сказке идет речь?»

Чтение сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек , «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад», Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Места торговли: ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет»

Конструирование из бумаги «Кошелек»

Социально-личностное развитие

Игра «Как проверить и посчитать деньги»

Командная игра «Как потратить деньги с пользой»

Квест-игра «Путешествие в страну Финансов»

Д/и «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка», «Бартер»

Коллаж «Семейный бюджет» (дети и родители )  – составление рассказов доходы и расходы моей семьи

С/и «Ярмарка»

Благотворительная акция «Творим добро»

Просмотр мультфильма по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со смешариками»

Беседа «Что значит быть бережливым?»

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Физическое развитие

Подвижная игра «Зарабатываем, потом тратим»

3 этап. Итоговый:

- проведение итогового мероприятия: Квест-игра «Путешествие в страну Финансов»;

- деловая игра для родителей «Мы и деньги»;

«История денег»,

через технологию «Река времени»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей появления и видоизменения денег с помощью технологии «Путешествие по реке времени».

Программные задачи:

1. Дать детям представление о временных отношениях на примере возникновения денег : изменение внешнего вида денег, материала из которого они изготовлены.

2. Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника. Обогащать словарь детей новыми словами: купюра, монета.

3. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

4. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация; умение осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

Предварительная работа: беседы «Что такое деньги?»«Для чего нужны деньги?», и др., просмотр мультфильмов, презентаций, изучения литературы, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята как называется этот предмет? (Кошелек.) Для чего он служит?

Дети: в нем хранят деньги.

Воспитатель: Верно. Скажите, какие могут быть деньги? (бумажные деньги называются купюры, металлические деньги – монеты)

Ответы детей

Сейчас мы с вами подойдем к столу для того, чтобы рассмотреть деньги.

Ребята, как вы думаете, всегда ли деньги были такие, как сейчас? Ответы детей.

Хотите узнать, как появились первые деньги?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие и узнаем, как появились деньги. А отравимся мы в прошлое по «реке времени» и узнаем, откуда появились деньги и как они со временем изменялись.

Вправо-влево повернись – В Древности окажись. (Дети произносят слова, переносящие их в «древность». На экране появляется изображение «Древность»)

Воспитатель: мы попали с вами в далекое-далекое прошлое. Было время, когда денег совсем не было и люди даже не знали, что это такое. Это был древний мир. Как вы думаете, каким образом люди доставали те вещи и продукты, которые им были необходимы? (ответы детей)

Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами своего труда.

Воспитатель: Как вы думаете, было удобно обмениваться друг с другом различными предметами? (Ответы детей.)

Воспитатель. Без денег нужно было носить с собой разный товар, для того чтобы обменяться. Это было неудобно, а иногда даже тяжело, занимало много места, и в карман, как деньги не положить. Попробуем и мы обменяться разными вещами, как когда-то люди в древности, меняли один товар на другой.

ИГРА «ОБМЕН»

Дети меняются товаром.

Воспитатель: А теперь мы с вами разместим предметы на «реке времени» (дети приклеивают изображения к отметке «Древность»)

Вправо-влево повернись – В Старине окажись. (Дети произносят слова, переносящие их в «старина». На экране появляется изображение «Старина»)

Воспитатель. Дети мы оказались с вами в Старине. В эти времена и начали изобретать заменитель вещам, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги. Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее.

Также деньги изготавливали из драгоценных металлов золота, серебра, бронзы, меди и наносили на них разные рисунки (точки, полоски, кружочки и др.). Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из обычного метала. Так появились металлические деньги - МОНЕТКИ. В скором времени стали появляться бумажные деньги. Сначала они были очень большого размера как лист бумаги, а со временем изменялись и становились меньшем размером.

Воспитатель: предлагаю вам посетить мастерскую «Монетный двор». Из пластилина изготовить монетку и изобразить на ней свой рисунок.

Дети изготавливают монетки из пластилина.

Воспитатель: предлагаю отправиться в путешествие дальше.

Вправо-влево повернись - В Нашем времени окажись. (Дети произносят слова, переносящие их в «наше время». На экране появляется изображение «Наше время»)

И вот мы с вами оказались в нашем времени. За это время из металлов начали делать монеты и из бумаги бумажные деньги. Кто знает, как называются бумажные деньги? Они называются купюрами. Много раз они изменялись, чтобы стать более и более удобными, для покупок, пока не стали такими, как сейчас. В какой стране мы с вами живем? Ответы детей.

Посмотрите: тут современные деньги из разных стран. Давайте я расскажу вам про них: это китайские, называются они «юани» и «цзяо», это американские «доллары» и «центы». Это французские «франки», а есть еще деньги (валюта, которые являются международными, то есть ими можно пользоваться почти во всех странах, называются они «евро»(дети рассматривают деньги и монеты).

Воспитатель: Видите, какие деньги разные.

А кто знает, что это? (воспитатель показывает пластиковую карту). Ответы детей. Правильно! На ней, находятся электронные (виртуальные) деньги, которые мы не можем потрогать руками, но они у нас есть.

Воспитатель: А теперь я предлагаю оформить «реку времени» мы с вами разместим предметы по временам на реке (дети приклеивают изображения к отметкам на «реке времени».

Воспитатель в это время спрашивает у детей «Почему они размещают эти предметы именно здесь?» дети отвечают, объясняя свой выбор.

Рефлексия

Понравилось вам наше путешествие?

Что вам понравилось больше всего?

По какой реке совершили путешествие?

С какой целью путешествовали?

Что мы узнали о деньгах в древние времена, в старину?

Что ещё узнали нового?

Что для вас было самым интересным?

Кому бы вы хотели рассказать о путешествии по реке времени?

Конспект

совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе.

«Что такое деньги и для чего они нужны

Цель: Включение детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представления о деньгах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разными видами денег.

-знакомство со свойствами бумаги и металла.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

- расширять представления детей о финансовой грамотности;

-Развивать память, внимание, воображение, речь, стимулировать активность детей;

--Развивать познавательный интерес.

Воспитывающие:

-Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

-Формировать положительные взаимоотношения детей.

- воспитывать уважение к труду;

- воспитывать бережное отношение к деньгам.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое;

Физическое.

Педагогические технологии:

- здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка,

- технологии проектирования (метод экспериментирования, сравнения, наблюдения,

-технология исследовательской деятельности (наблюдения, эксперименты,

- ИКТ (подбор иллюстративного, дополнительного познавательного материала,

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- обладают установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства,

- обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- достаточно хорошо владеют устной речью, может выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, владеют основными движениями;

- способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонны наблюдать; знакомы с произведениями детской литературы, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- Соблюдение элементарных правил безопасности при работе с водой, бумагой, монетами, карандашами и т. д.

- Проявление интереса к информации, которую получает в процессе общения.

- Способность рисовать по собственному замыслу.

Оборудование для педагога: Компьютер, бумажные купюры разного номинала и разных стран, емкость с водой, весы

Оборудование для детей: Прямоугольники из бумаги, монетки, емкость с водой, карандаши, круглые листы бумаги, салфетки.

НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы любите узнавать что-то новое, отгадывать загадки? (Ответы детей). Отлично, тогда, чтобы сегодня у вас все получилось, чтобы вы справились со всеми заданиями, вам понадобится внимание, усердие и отличное настроение! Покажите, какое у вас настроение? Тогда приступаем.

Воспитатель: Ребята, у меня есть мешочек, послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (Трясу мешочек, можно дать детям потрясти)(Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я открою мешочек и проверю, что же там лежит на самом деле? И правда, деньги. Какие у нас тут деньги? И почему-то вместе с деньгами лежит ракушка, жемчужинки, фигурка коровы, рыбы, зерна кофе, риса, соль. Интересно почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка и прочие предметы оказались среди денег. Согласны? Ребята, мы привыкли к деньгам, а как вы думаете, были ли деньги у древнего человека(Ответы детей).

Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр нашего исследования, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. (Просмотр презентации)

Презентация «Первые деньги древних людей»

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда еще не были придуманы деньги, древние люди использовали в качестве денег животных, рыбу, зерна и т. д. У одного человека очень хорошо получалось ловить животных, чтобы было мясо, а другой этого не умел, но зато у него прекрасно получалось изготавливать глиняную посуду. Вот так древние люди обменивались товаром, и это называется БАРТЕР (система равноценного обмена). Но потом люди стали понимать, что это не очень удобно и придумали, что можно расплачиваться небольшими слитками из драгоценных металлов имеющий разный вес и форму. На слитки ставили клеймо, чтобы их различать по весу и по тому, из какого драгоценного металла они сделаны. Это были первые древние деньги

Хотя монета прочно укрепилась в обиходе, с ней также возникали некоторые трудности. Например, купцам было сложно их хранить или перевозить, для этой цели нанимали специальные повозки и охрану. К тому же сложно было добывать металл для чеканки монет. Это стало поводом, чтобы придумать новые средства платежа.

Первые бумажные деньги начали применять в Китае. Такие банкноты представляли собой небольшие прямоугольники из бумаги, на каждой из которых наносился номинал купюры.

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги? Какие они были? Ответы детей. (Кости, брусочки, ракушки). Почему в коробочке оказалась ракушка? (Это древняя денежка)

Воспитатель: Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (Металлические) Как называют металлические деньги по-другому(Монеты) А бумажные? (Купюры)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее в обращении монеты или купюры? (Ответы детей).

Воспитатель: А чтобы нам разобраться в этом, предлагаю вам провести эксперимент,что же удобнее монеты или купюры? У меня для вас открыта лаборатория, мы же с вами исследователи. Размещайтесь так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

Воспитатель: Чтобы выполнять эксперименты, мы должны вспомнить правила, которые нельзя нарушать вовремя эксперимента.

1. Не брать в рот предметы.

2. Не пробовать жидкости на вкус.

3. Нюхать неизвестные жидкости.

4. Правильно исследовать неизвестные жидкости на запах.

5. Быть аккуратными.

6. Внимательно слушать экспериментатора и строго выполнять его инструкции.

Прежде чем приступить к выполнению экспериментов, мы должны немного размяться. Выполняются упражнения с карандашом (нейропсихологические.)

Воспитатель: Перед вами лежат различные предметы, листы бумаги, карандаши. Все это вам понадобится для проведения экспериментов. Как настоящие исследователи, результаты наших опытов мы будем записывать на листах бумаги, а затем сделаем выводы.

Для начала давайте определимся, из чего сделаны денежные купюры и монеты.

Ответы детей

эксперимент :

Перед вами лежит бумага. Давайте представим, что это бумажная купюра. Возьмем бумажную купюру и попробуем ее смять. Мнется? Попробуйте порвать, рвется? А теперь все то же самое сделайте с монетой. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Монета лучше, она не мнется и не рвется. (Вывод делают дети).

Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

Ответы детей

Воспитатель: Напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. (Воспитатель делает отметку на доске).

эксперимент :

Нужно намочить бумажную купюру, что происходит? (Она намокает). А теперь проверим монету. Что произойдет? Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

Какой вывод сделаем? Кто выигрывает в этом эксперименте? Сделайте отметку на вашем листе, а я на доске.

Вывод: Купюра намокнет и развалится, а монета нет.

эксперимент :

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру, что тяжелее? Может быть,подуем? Что происходит? А я положу на весы монету и купюру. Что легче? Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

Какой вывод сделаем? Ответы детей.

Вывод: Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре.

эксперимент :

Прежде, чем приступить к следующему эксперименту нам нужно кое-что приготовить. Возьмите лист бумаги. (Воспитатель с детьми делает кошелек методом оригами.) А теперь приступаем к эксперименту. Положите сначала купюру в кошелек, а затем монету. Потрясите, переверните. Что удобнее хранить в кошельке? Ответы детей.

Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? Ответы детей.

Вывод: Удобнее хранить купюру.

Воспитатель: Посмотрите, кто выигрывает? (Ничья) Совершенно верно, по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Значит, нам нужны и монеты и купюры. Ребята, а что еще можно использовать при оплате кроме денег? (Ответы детей) (Банковская карта). Как вы считаете, удобно ли пользоваться банковской картой? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?» Для это нам нужно выйти в центр группы и встать в круг. Я буду вам говорить, если это можно купить, то хлопните в ладоши, если нет,топните ногами.

Ветер, молоко, конфеты, солнце, компьютер, жизнь, дождь, машину, дом, облака, дружба, любовь. Правильно ребята, что нельзя купить за деньги(Дружбу, любовь, жизнь) Да есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Умеем денежки считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Встанем на носочки столько раз,

Сколько пальцев на руке у вас. (Дети имитируют движения соотнося их со словами.)

Воспитатель: Ребята как в России называются деньги? А в США? В Германии? А давайте попробуем создать деньги нашей группы и придумать им свое название?

Воспитатель: Проходите в и садитесь на свои места. Перед вами лежат монетки, но все они белые. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, нанесет свой неповторимый узор на монетки нашей группы. Как в дальнейшем мы можем использовать их в группе?

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! А теперь расскажите, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось? Что было трудно?

На следующем занятии мы с вами обязательно посмотрим мультфильм из серии «Азбука денег тетушки Совы –Карманные деньги»