Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 9»
городского округа город Салават
республика Башкортостан
Практикум для педагогов
«Как эффективно выстраивать общение с родителями»
Подготовила:
педагог-психолог
Окользина Н.М.
ноябрь 2022 г
Все мы знаем, что воспитание детей, посещающих детский сад происходит в условиях совместного взаимодействия семьи и педагогов. Поэтому, в идеале надо сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками, партнерами в деле образования и воспитания. Мы должны понимать друг друга, идти в одном направлении, иначе будет затруднена полноценная социализация ребенка.
Нашим родителям приходится нелегко из-за недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Чаще всего родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии своего ребенка и, соответственно, следовать рекомендациям специалистов. В настоящее время запросы и требования родителей к детскому саду и, в частности, к педагогам очень высокие, что может привести к конфликтной ситуации. Однако, было бы неправильным в данном случае винить только родителей. Иногда причиной является нежелание педагога выстроить с ними взаимодействие, наладить конструктивный диалог. Одним из актуальных вопросов в современной дошкольной педагогике является построение конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Для того чтобы помочь педагогу эффективно выстраивать общение с родителями я предлагаю вам поучаствовать в практикуме.
Напоминаю, что это не занятие, не лекции. Здесь есть возможность высказаться, здесь нет неверных ответов, все, что вы скажете - принимается и не осуждается.
Практикум для педагогов
«Как эффективно выстраивать общение с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
Овладеть приемами, способствующими повышению энергетического потенциала педагогов.
Рассмотреть некоторые возможные барьеры в общении педагогов и родителей.
Выявить сильные и слабые стороны педагогов в общении с родителями, проанализировать актуальные проблемы взаимодействия.
Сформировать у педагогов самопознание, коммуникативную компетентность.
Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений по средствам практических упражнений.
Ход практикума
Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»
Настрой на дальнейшую работу. Упражнение направлено на овладение приемами концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. В психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой (раздать педагогам напечатанный текст).
Психолог: Проговаривая аффирмации вам необходимо показать какие-либо действия, соответствующие произносимым словам. Остальные педагоги повторяют.
1) «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» — гордая поза, улыбнуться.
2) «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» — положить обе ладони на лоб, затем на грудь.
3) «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» — потирая ладонь о ладонь.
4) «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» — встав на цыпочки, руки поднять над головой.
5) «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» — руки в стороны, словно раздвигают преграды.
6) «Покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу» — на уровне груди развести руки в стороны и свести их обратно.
7) «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна» — руки широко развести в стороны.
8) «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» — покачаться из стороны в сторону.
9) «Мне день за днем везет во всем» - пальцы сомкнуть в кулак, большой палец вверх.
10) «Всё, что меня окружает –радует меня и вдохновляет» - руки согнуть в локтях ладонями вверх, покружиться вокруг себя.
11) «Всё будет хорошо! Тверди себе упорно… Как не крути, прекрасна жизнь бесспорно» - руки согнуть в локтях, ладоням сделать круг.
12) «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» — сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.
Психолог:
А у меня сегодня солнце на душе, и я хочу им с вами поделиться!
Я посылаю лучики тепла всем педагогам и знакомым лицам!
Я посылаю лучики добра моим друзьям, родным и просто людям!
Я вам желаю, счастья навсегда и пусть любовь навеки с вами будет!
Автор: Елена Винокурова
Самодиагностика «Я и родители моей группы».
Психолог: задание «Вопросы – ответы». Я предлагаю вам провести самодиагностику, ответив для себя честно на вопросы. Для полного видения полученной картины ответы можно фиксировать на бумаге.
1. Какие формы взаимодействия с родителями Вы используете?
2. Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?
3. Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями?
4. Какие профессиональные / личностные качества Вы проявляете при общении с ними?
5. Из – за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями?
6.Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?
«Причины возникновения барьеров в общении
между педагогами и родителями»
Психолог: сейчас мы рассмотрим несколько возможных причин возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями воспитанников. Зачитайте пожалуйста.
1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи, и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детский сад, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между педагогом и родителем.
Есть что-то добавить из собственного опыта по этой причине?
2.Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их.
Когда педагог оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у педагога, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.
Есть что -то добавить из собственного опыта по этой причине?
3. Еще одна проблема — это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком.
Когда они видят, что их ребенок погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее педагог, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что педагог "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
Есть что- то добавить из собственного опыта по этой причине?
4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между педагогом и родителями, — это особенности самого ребенка.
Если ребенок хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали, баловали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что ребенок капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
Есть что - то добавить из собственного опыта по этой причине?
5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада.
Ответной реакцией может быть претензия к педагогу, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует ребенка, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или педагогах, и, подстраиваясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Есть что – то добавить из собственного опыта по этой причине?
Упражнение «Образ отношений с родителями»
Цель: провести рефлексию сильных и слабых сторон педагогов в общении с родителями, проанализировать актуальные проблемы взаимодействия.
Раздайте педагогам чистые листы бумаги и карандаши.
Психолог: в виде геометрических фигур нарисуйте на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников. Обратите внимание, что при выполнении упражнения желательно ничего не комментировать и не задавать вопросов.
После завершения работы задаются вопросы, которые педагоги должны проанализировать самостоятельно. После каждого вопроса участники обдумывают и обсуждают ответ.
Психолог: Вопросы к упражнению и обсуждение:
Посмотрите на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных?
Кто выше, а кто ниже? Какой вы вкладываете личный смысл в понятия «выше» и «ниже»?
Кто расположен в центре, в окружении других геометрических фигур? Почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, которые изображают родителей?
Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей? Почему?
Присутствуют ли острые углы в изображенных фигурах? Почему? Какой смысл вы вкладываете в понятие «острые углы»?
Какие свои сильные качества при взаимодействии с родителями вы могли бы выделить? Постарайтесь найти не менее трех личностных качеств.
Представьте свои идеальные взаимоотношения с родителями. Какие изменения вы внесли бы в рисунок?
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»
Психолог: громко говорит: «Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать, и многое другое)».Участники игры рассаживаются в кругу так, чтобы у каждого было свое определенное место, стульев должно быть столько же сколько и участников. Ведущий становится в центр круга и называет какую-либо ситуацию (или задаёт вопрос), реагируя на которую игроки (все или некоторые) стремятся как можно быстрее поменяться местами друг с другом. Ведущий также стремится занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без места, становится ведущим и называет следующую ситуацию, также стремясь затем занять освободившееся место.
Работа с притчей «Страшный сон»
Психолог: Я предлагаю Вам прослушать и обсудить притчу.
Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Психолог: вопросы для обсуждения
1. Имеет ли эта притча отношение к сегодняшней теме нашего разговора?
2. Как вы думаете, в чем разница в толкованиях первого и второго мудреца?
3.Поделитесь своим опытом, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?
4. Как вы думаете возможно ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
«Портрет идеального педагога»
Психолог: Работа с родителями воспитанников — это кропотливый труд, и это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Педагогу принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров и единомышленников.
Обсудите образ идеального педагога.
Образ педагога создают три компонента:
1) личностный — личные качества и установки, к которым относятся:
- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
- осознанность собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
- установка на доверительное и без оценочное взаимодействие с родителями;
- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность;
2) содержательный — включает знания:
- о семье;
-особенностях семейного воспитания;
- специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- методах изучения семьи;
-современных формах организации общения;
-методах активизации родителей;
3) деятельностный — определяет профессиональные умения и навыки:
- преодолевать психологические барьеры общения;
- использовать методы изучения семьи;
- прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
- ориентироваться в информации;
- организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
- устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;
- предвидеть результаты общения;
- управлять своим поведением;
- проявлять гибкость в общении с родителями;
- владеть нормами этикета в речи и поведении.
Психолог: Я предлагаю вам составить портрет идеального педагога. Для этого надо разделиться на 2 команды. Рассчитайтесь на 1, 2. Первые номера это первая команда будет, вторые номера – вторая. Из предложенных тезисов необходимо выбрать те, которые вы посчитаете нужными и наклеить их на макет. Представители команд зачитайте свой портрет идеального педагога.
Идеальный педагог:
• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;
• стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
• в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;
владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
умеет планировать предстоящее общение — подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
обладает развитыми коммуникативными навыками;
всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;
находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;
давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;
быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
в сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Игра-активатор “Друг к дружке”
Психолог: что бы вам немного размяться и подвигаться я предлагаю поиграть в игру. Игра называется «Друг к дружке». Я предлагаю вам встать в круг. Выберите себе партнера (можно по кругу) и быстро пожмите ему руку. Во время игры все нужно делать быстро.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. Когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ладошка к ладошке!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Всем спасибо, присаживайтесь.
Упражнение «Анализ ситуаций»
Психолог: сейчас я вам предлагаю для анализа разные проблемные педагогические ситуации. Ваша задача – сообщить родителям о проблеме ребенка в конструктивной форме, используя технику «Я высказывания». Надо корректно сформулировать просьбу, описать проблему так, чтобы не допустить конфликта, опираясь, на предложенную схему. (Каждую ситуацию обсудить. Раздать материал по группам. Работать будем в группам).
Прочитайте ситуацию, постройте свое высказывание, опираясь на предложенный образец.
Как построить «Я - высказывание» в ситуации критики
Опишите факт, претензию:
- необходимо как можно точнее описать ситуацию, конкретное поведение
Вербализуйте свои чувства:
- необходимо проговорить свои чувства в отношении ситуации, которую критикуете
Опишите последствия события, которое критикуете:
- расскажите о том, к каким последствиям может привести проблема
Попросите помочь найти решение проблемы:
- обсудите с собеседником возможные варианты решения проблемы и выхода из ситуации
Ситуация 1.
Время, когда вы ждете детей в группу утром, согласно режиму дня, с 7:00 до8:00. Родители постоянно приводят ребенка около 8:30, поэтому ребенок пропускает
утреннюю зарядку и приходит в группу перед завтраком, а иногда и во время него. Это влияет на режим дня группы. Вы вынуждены отвлекаться на этого ребенка. В корректной и убедительной форме выразите родителям требование, чтобы они приводили ребенка вовремя.
Ситуация 2.
В группе идет подготовка к праздничному мероприятию. Вы даете детям задания выучить стихотворения, роли персонажей сказок и др. Одному из детей вы поручили подготовить и рассказать стихотворение. Его родители сначала согласились участвовать в подготовке, а во время репетиции выяснилось, что ребенок стихотворение не выучил. Вам необходимо выяснить причину, по которой они не поступили, как обещали.
Ситуация 3.
В группе есть мальчик 5 лет. В последнее время вы замечаете резкие изменения в его поведении: ребенок стал агрессивно вести себя с другими детьми, может ударить или толкнуть сверстника, при этом он не реагирует на замечания взрослого. Вы обеспокоены ситуацией и собираетесь сообщить родителям об изменениях в поведении ребенка.
Ситуация 4.
Ребенку 6 лет, он стал грызть свою одежду: ворот и рукава рубашки, куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает: «Хорошо», но через минуту все повторяетс Вам необходимо сообщить родителям о проблеме ребенка.
Ситуация 5.
Ребенку 5 лет. Он часто пытается обратить на себя внимание других детей словами: «Миша, давай играть». Если получает отказ, то может импульсивно или агрессивно реагировать: дергает за одежду, пытается настойчиво дать игрушку или стукнуть. Среди детей возникают конфликты. Вам необходимо сообщить родителям о проблеме ребенка.
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
Психолог: Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Напишите на листе три столбика или строчки с возможными вариантами ответов: "да", "нет", "иногда".
1. Вам предстоит беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Полученные баллы суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 балла. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 баллов. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 баллов. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 баллов. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
З балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Упражнение «Клубок»
Психолог: наш практикум подошел к концу. В руках я держу клубок и, передавая его другому участнику, говорю ему пожелания, оставляя часть нити у себя в руках. Когда клубок возвращается к ведущему, он просит участников натянуть нить, и обратить внимание на то, что все они составляют единое целое, и что каждый из них важен и значим в этом целом. Посмотрите, получилась некая паутинка и, если мы находимся друг к другу ближе и по-доброму общаемся, нить становится крепче. Сейчас давайте попробуем отойти друг от друга подальше, нить натягивается, становится тоньше и может порваться от грубых слов. Поэтому важно беречь наши хорошие взаимоотношения.
На этом наш практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы вспомнили информацию, которая касается работы с родителями. Кто-то, возможно, узнал что-то новое и это поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов вам, удач и профессионального роста. Благодарю вас за работу.
Приложение
Выявить наличие проблемы, а также уровень организации взаимодействия педагогов и родителей позволит анкетирование педагогов и родителей в начале учебного года (образцы анкет приведены).
В конце учебного года проводится повторное анкетирование с целью отследить результаты.
Приложение 1
Анкета для родителей (предложена Н.Е. Поповой)
Уважаемые родители!
Нам очень интересно узнать ваше мнение о работе воспитателей с вашими детьми. Ваши ответы и пожелания мы используем для улучшения работы педагогов с детьми. Ответы могут быть анонимными, но обязательно должны быть правдивыми.
ФИО воспитателя______________________________________________________________
Группа _______________________________________________________________________
Хорошо ли относится воспитатель к Вашему ребенку?
_______________________________________________________________________
С удовольствием ли ребенок идет в детский сад, если в первую смену там раб
о
тает этот педагог?
_______________________________________________________________________
Как воспитатель обращается к Вашему ребенку? _______________________________________________________________________
Интересуется ли воспитатель тем, как ваш ребенок проводит выходные дни, чем увлекается?
_______________________________________________________________________
Удовлетворены ли Вы отношением воспитателя к вашему ребенку?
_______________________________________________________________________
Рассказывает ли Вам воспитатель о достижениях и успехах Вашего ребенка или чаще обращается с жалобами на плохое поведение?
_______________________________________________________________________
Интересуется ли воспитатель Вашими педагогическими потребностями?
_______________________________________________________________________
Предлагает ли воспитатель в случае необходимости варианты решения педагогической ситуации или сразу отправляет на консультацию к психологу?
_______________________________________________________________________
Пользуется ли воспитатель авторитетом среди других родителей Вашей группы?
_______________________________________________________________________
Оцените работу воспитателя по пятибальной шкале
_______________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для педагогов (разработана И.А. Карпенко, В.А.Петровским)
Уважаемые коллеги!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Ваши ответы позволят в дальнейшем выстроить работупо улучшению взаимодействия с родителями.
Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка?
_______________________________________________________________________
Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями воспитанников?
_______________________________________________________________________
Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?
_______________________________________________________________________
Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелание родителей?
_______________________________________________________________________
Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?
_______________________________________________________________________
Считаете ли Вы. Что делаете все максимальноьвозможное для достижения полного сотрудничества с родителями?
______________________________________________________________________
В каких формах Вы организуете общение с родителями?
______________________________________________________________________
Считаете ли вы эти формыобщения с родителями эффективными?
_______________________________________________________________________
Как вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?
____________________________________________________________________________
Литература:
https://www.art-talant.org/publikacii/
https://infourok.ru/praktikum-dlya-pedagogov-
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/effektivnoe_vzaimodejstvie_pedagoga_s_roditelyami
Справочник педагога-психолога. Детский сад | №2 Февраль 2017
Справочник педагога-психолога. Детский сад | №1Январь 2019