Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Туринского городского округа»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Спектр»
Туринского городского округа
Программа
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
«Новое поколение»
Срок реализации программы 3 недели (18 дней)
Составитель
Заварина Ольга Владимировна, методист
г. Туринск
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А. Шмаков
Летние каникулы – долгожданное время для детей. Задача педагогов – сделать отдых безопасным и интересным. Педагоги и родители понимают, что во время отдыха начинается активная пора социализации, продолжение образования. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, укрепили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых.
С целью организации летнего отдыха и летней занятости обучающихся на базе МАОУ ДО ЦДО «Спектр» организуется лагерь с дневным пребыванием детей.
Летний лагерь с дневным пребыванием является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья, повышения творческой активности.
«Здоровое детство - это здорово» – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Актуальность программы. Не все дети имеют возможность поехать в загородные оздоровительные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается дома. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. На основе социального заказа муниципального образования и создан оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. В лагере дневного пребывания ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, сохраняет и укрепляет здоровье.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых обучающихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с учетом особенностей местонахождения ОУ.
Программа «Новое поколение» ориентирована на то, что каждый день дети совершают увлекательные познавательные путешествия, расширяющие их кругозор в различных направлениях, каждый новый день приносит с собой новые события, задания, открытия.
Во исполнение постановления главы Туринского городского округа «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2024 году», «Об организации работы лагерей дневного пребывания» была разработана Программа летнего отдыха «Новое поколение» реализация, которой призвана обеспечить:
- увеличение количества обучающихся, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
- организацию отдыха и занятости детей;
- активное участие обучающихся, посещавших лагерь с дневным пребыванием в построении своей пространственно-предметной среды;
- уменьшение процента детей-участников площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: организация оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое и интеллектуальное развитие.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Содействие физическому, интеллектуальному и нравственному развитию детей.
Максимальное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных).
Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей.
Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
Формирование у детей навыков общения и воспитание толерантности.
Укрепление и сохранение здоровья детей.
Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
Срок реализации программы: Краткосрочная программа, на одну смену с 01.07.2024г. по 20.07.2024г., длительность смены 18 дней.
Адресат программы. Программа универсальная, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. В лагере отдыхают дети из малообеспеченных, неполных семей, опекаемые дети, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Возраст детей и подростков: от 6,6 до 17 лет.
Количество участников программы: 65-70 человек.
В основе концепции программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Новое поколение» эффективно построенная воспитательная система, способствующая самореализации личности ребенка. Включая ребенка в различные виды деятельности, предлагаемые программой, происходит всестороннее развитие личности.
Концепция основана на следующих идеях:
- идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
- идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин);
- идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский);
- идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский);
- идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала обучающихся (А. И. Щетинская).
Основная идея программы – представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Основными в организации воспитательной деятельности ЛДП «Новое поколение» являются следующие принципы:
Личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
Природосообразность воспитания:
обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
Культуросообразность воспитания:
опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
Гуманизация межличностных отношений:
уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей, самоуправление в сфере досуга, создание ситуаций успеха, приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней, защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
Дифференциация воспитания:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены дня, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, активное участие детей во всех видах деятельности;
Средовой подход к воспитанию:
педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды;
Принцип личной ответственности: каждый участник (педагог, обучающийся) летнего оздоровительного лагеря ответственен за создание благоприятной атмосферы в лагере, достижении наилучших результатов детьми, позволяющих им самореализоваться как творчески, так и интеллектуально;
Принцип безопасности: создание условий для безопасного летнего отдыха обучающихся, закрепление основ безопасности в каникулярное время.
Программа ЛДП «Новое поколение» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 04.11.2022г. N 429-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28;
- Постановление главы Туринского городского округа «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2023 году», «Об организации работы лагерей дневного пребывания»;
- Приказ МКУ «Управление образованием» «О мерах об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом»;
- Устав МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
Реализация программы ЛДП «Лето в формате «3D»: Думай! Дружи! Действуй!» осуществляется на базе МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
При реализации программы предусмотрено социальное партнерство с:
- ОГИБДД ОМВД России по Туринскому району,
- Районный дом культуры,
- Детская районная библиотека,
- Дом традиционных промыслов и ремесел,
- Городской стадион,
- Парк Декабристов.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Реализация цели и задач лагеря с дневным пребыванием детей осуществляется по программе «Новое поколение». Программа рассчитана на обучающихся младшего и среднего школьного возраста, количество детей в отряде от 15 до 18. Программа включает в себя церемонии открытия и закрытия, конкурсы, игровые программы, различные экскурсии, заочные путешествия, мастер-классы, веселые эстафеты, занятия творчеством, спортивные и подвижные игры.
На время смены общеобразовательное учреждение превращается в страну игр и творчества. Дети объединяются в отряды. Каждый отряд представляет себя. В первый день для представления детям необходимо придумать название отряда, девиз и представление отряда. Каждый отряд имеет свой отличительный атрибут (банты, галстуки, повязки, ленты, разноцветные платки и др.), девиз, речевку, эмблему.
В течение смены проходят мастер-классы, соревнования, конкурсы, игровые программы, творческие занятия, викторины. Работа построена в тесном контакте с местным социумом (ГИБДД, Дом традиционных промыслов и ремесел, Детская районная библиотека, РДК, Городской стадион)
Работа поставлена так, что ребята сами готовят танцы, песни, осуществляют обмен информацией, занимаются подготовкой общих творческих дел. Отряд получает творческое задание, для выполнения которого отводится определенный срок. В ходе реализации программы каждый отряд подготовит: спектакль, цирковое представление, выставку творческих работ, концерт и т.д.
Во время проведения лагерной смены педагоги и вожатые создают атмосферу творчества, содружества, личностного успеха.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль. Формы работы:
• планирование;
• подготовка к лагерной смене;
• оформление лагеря;
• подготовка материальной базы;
• определение обязанностей;
• подготовка к сдаче приемной комиссии;
• организация питания.
Оздоровительный модуль. Формы работы:
• инструктаж по ТБ;
• утренняя зарядка;
• влажная уборка, проветривание;
• организация питания воспитанников;
• спортивные праздники;
• экскурсии;
• подвижные игры.
Творческий модуль. Формы работы:
• творческие занятия, коллективно-творческая деятельность;
• участие в районных мероприятиях;
• участие в общелагерных мероприятиях;
• экскурсии;
• конкурсы;
• викторины.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ».
Конвенция о правах ребенка.
Устав МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
Положение о летнем лагере дневного пребывания детей.
Правила внутреннего распорядка летнего лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в летнем лагере.
Инструкции по организации и проведению экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы отрядов.
2. Материально-технические условия предусматривают:
3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря,
- Воспитатели (из числа педагогов учреждения),
- Педагоги-организаторы,
- Звукооператор,
- Обслуживающий персонал.
4. Методические условия предусматривают.
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела;
- творческие мастерские;
- индивидуальная работа;
- тренинги;
- деловые и ролевые игры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными методами организации детской деятельности являются:
• Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с тематикой и поставленной целью);
• Методы театрализации;
• Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности);
• Метод стимулирования.
Основными формами организации деятельности являются:
• коллективно-творческое дело;
• развлечение;
• игра;
• фестиваль, конкурс;
• мастер-класс;
• прогулки, экскурсии.
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
Для воспитания детского коллектива на протяжении многих лет занимают особое место коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела. Эта методика, технология, учитывающая психологию детей младшего школьного и подросткового возраста, дает каждому возможность сделать свой вклад в общее дело, приобрести навыки общения, научиться совместно выполнять задуманное, делить успех и ответственность с другими, узнать друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение коллектива и формирование личности. У каждого, кто участвует в КТД, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам.
Дело – это событие, любые действия, выполнение которых требует от ребенка заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется, и оценивается сообща.
Виды КТД:
• Организаторские дела (метод взаимодействия);
• Общественно-политические дела (беседы, викторины, конкурсы);
• Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать, как можно больше об окружающем мире);
• Трудовые дела (способствуют развитию трудовых навыков);
• Художественные дела (творчество: рисование, лепка, оформление, театр);
• Спортивные дела (зарядки, веселые старты, эстафеты, игры.)
Методика самоуправления
.
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение разных проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление – форма организации функционирования коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения поставленных целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление
Система работы в лагере состоит из следующих этапов:
I этап: Подготовительный (апрель-июнь)
проведение совещаний при директоре по подготовке центра к летнему сезону;
издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
разработка Программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
разработка краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря;
организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей.
II этап: Организационный (первый день работы лагеря)
встреча детей;
начало реализации Программы лагеря;
линейка, открытие лагерной смены;
знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.
III этап: Основной (18 дней)
реализация основной концепции лагеря;
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
работа кружков;
мероприятия с социумом;
проведение мероприятий ДПИ.
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря)
линейка, закрытие лагерной смены;
вручение грамот и благодарностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа организации летнего отдыха призвана всесторонне удовлетворить потребности детей и подростков, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного отдыха через разнообразные виды деятельности:
физкультурно-оздоровительная;
патриотическая;
интеллектуальная;
художественно – творческая;
досуговая;
трудовая.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Планируется:
- проведение работы по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
- организация различных спортивных соревнований - «весёлые эстафеты», спортивные конкурсы, первенство лагеря по игровым видам спорта футбол, теннис, шашки, пионербол, игры на воздухе, беседы по формированию здорового образа жизни, солнечные ванны (закаливание).
Основные формы организации:
- утренняя гимнастика (зарядка);
- закаливание;
- спортивные и подвижные игры на свежем воздухе;
- эстафеты, соревнования;
- конкурсы, викторины, беседы.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в актовом зале. Одна из задач данного режимного момента – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки и т.д. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Конкурсы, викторины, беседы направлены на закрепление уже имеющихся знаний, активизации интеллектуальной деятельности детей, развитие мышления, памяти.
Патриотическая деятельность.
Воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, города, родного края. От воспитания любви к отчему дому и родному городу к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовным ценностям российской истории.
Формы организации патриотической деятельности:
- интеллектуальные конкурсы;
- подвижные русские народные игры;
- отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Семья», «Отечество», «Родина»;
- творческие конкурсы;
- изобразительная деятельность.
Интеллектуальная деятельность.
Направлена на:
- расширение кругозора детей;
- повышение эрудиции;
- развитие памяти, логического мышления, быстроты мышления, внимания;
- углубление их краеведческих знаний.
Формы организации интеллектуальной деятельности:
- конкурсы, викторины, игры;
- диспуты, беседы;
- экскурсии, выставки.
Художественно – творческая деятельность.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- изобразительная деятельность;
- конкурсные программы;
- творческие конкурсы и игры;
- игровые творческие программы;
- праздники;
- выставки.
Досуговая деятельность.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере. Состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Формы досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: экскурсии, спортивные соревнования, представления, прогулки;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности;
- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Трудовая деятельность.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического и уважительного отношения к целям, процессу и результатом труда.
Формы трудовой деятельности:
- бытовой самообслуживающий труд;
- общественно значимый труд (уборка прилегающей территории, порядок в учебных кабинетах);
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создание уюта в игровых комнатах;
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
диагностирование деятельности лагеря и постановка улучшенных целей;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Методы отслеживания результатов:
- анкетирование;
- анализ отрядных уголков (цветопись-радуга);
- наблюдение;
- поведение, высказывания, отзывы детей, родителей.
План мониторинга
Диагностика
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Лагерь – форма организации деятельности дана детям для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Это также время обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря предусматривает достижение результатов.
Для детей и подростков:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате творческих занятий (разучивание песен, игр, составление проектов, творчество).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Для педагогов:
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
Для родителей:
Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
План-сетка мероприятий
Список литературы.
Афанасьев С.А. 300 конкурсов для ребят разного возраста. - МЦ «Вариант», г. Кострома, 2000.
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) - Волгоград: Издательство «Учитель». 2006.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс. 2005.
Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко» [http://festival.1september.ru/articles/573118/].
2008.
Руденко В.И.Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха де
тей. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008
.
Приложение 1
Анкета (на 2 день смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря? _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех? ________
_______________________________________________________________________________________
– В каких делах ты хочешь участвовать? ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Что тебе нравиться делать? ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других? __________________________________
_______________________________________________________________________________________
– Кто твои друзья в лагере? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
я пришёл в лагерь, потому что _____________________________________________________________
Я не хочу, чтобы ________________________________________________________________________
Я хочу, чтобы __________________________________________________________________________
Я боюсь, что ___________________________________________________________________________
Имя __________________________ Отряд ________________________________
Приложение 2
Анкета (последний день смены)
Вот и подошло к концу время нашей встречи. Подводя итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
- Что ты ожидал (а) от лагеря? ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Что тебе понравилось в лагере?___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Какое из мероприятий лагеря запомнилось тебе больше всего? _______________________________
_______________________________________________________________________________________
- Самое важное событие в лагере? _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Было ли скучно в лагере? _______________________________________________________________
- Было ли тебе страшно? _________________________________________________________________
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чём? __________________
_______________________________________________________________________________________
- Ты придешь в наш лагерь в следующем году? ______________________________________________
- Что бы ты хотел (а) пожелать себе? _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам? _____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам? __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Я рад, что _____________________________________________________________________________
Мне жаль, что __________________________________________________________________________
Я надеюсь, что _________________________________________________________________________
Имя ________________________________ Отряд ___________________________________________
Приложение 3
Анкета для родителей
1. Каким образом Ваш ребенок попал в наш лагерь?
a) записался сам по собственной инициативе;
b) записался сам по приглашению воспитателей лагеря;
c) по совету классного руководителя;
d) по совету родителей.
2. Знакомы ли Вы с программой нашего лагеря?
a) хорошо знакомы;
b) имеете общее представление;
c) незнакомы.
3. Считаете ли Вы, что пребывание Вашего ребенка в нашем лагере принесет ему пользу?
a) большую;
b) небольшую;
c) возможно, пригодятся в жизни;
d) ваш вариант ответа ___________________________________________________________________
4. Как относится Ваш ребенок к посещению нашего лагеря?
a) посещает с удовольствием;
b) особой радости не испытывает;
c) посещает по вашей просьбе или напоминанию;
d) посещает по просьбе воспитателей;
e) Ваш вариант ответа ___________________________________________________________________
5. Нравятся ли Вам воспитатели?
a) да;
b) нет;
c) Ваш вариант ответа ___________________________________________________________________
6. Чего вы ждете в итоге от посещения Вашим ребенком нашего лагеря?
a) раскрытия творческих способностей;
b) укрепления здоровья;
c) личных достижений в конкурсах, соревнованиях;
d) ничего не жду;
e) Ваш вариант ответа ____________________________________________________________________
Приложение 4
Анкета личностного роста (мониторинг)
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь? _______________________________________________
2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, играть, заниматься спортом или что-то ещё? _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился рисовать, танцевать, дружить, играть в шашки, шахматы и др.? __________________________________________________________________
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день? ______________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел? _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6. Что ты рассказываешь дома о лагере? ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
7. Хочется ли тебе идти домой после лагеря? ________________________________________________
8. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере? (от 1 до 5) _________________________________
9. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых? _______________________________________________
10. Что особенно понравилось в лагере? ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Имя __________________________________ Отряд ____________________________________
Приложение 5
Приложение 6
РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ
Приложение 7
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. ПОСЕЩЕНИЕ ЛАГЕРЯ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА.
2. О ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВИЯ СООБЩАТЬ НАЧАЛЬНИКУ ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЮ.
3. БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НЕЛЬЗЯ ПОКИДАТЬ ТЕРРИТОРИЮ ЛАГЕРЯ.
4. ПО ТЕРРИТОРИИ ЛАГЕРЯ ХОДИ СПОКОЙНО.
5. ИМЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ГОЛОВНОЙ УБОР.
6. ИМЕТЬ ЛИЧНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ.
7. ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБЫ И ТРЕБОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.
8. АКТИВНО УЧАСТВУЙ В ДЕЛАХ ЛАГЕРЯ И ОТРЯДА.
9. ВНОСИ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ЛАГЕРЯ.
10. УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИСЬ К ТОВАРИЩАМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ.
Приложение 8
Право безопасности жизни.
Право уважения личности.
Право творческого созидания.
Право познания.
Право свободы выбора деятельности.
Право свободного общения.
Право на информацию.
Право на инициативу.
Право быть счастливым.
Право на ошибку.
Приложение 9
Закон территории.
Закон точного времени.
Закон доброго отношения.
Закон охраны природы.
Закон здорового образа жизни.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
Закон соуправления.
Закон свободы слова.
Приложение 10
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе лагеря с дневным пребыванием детей
при МАОУ ДО ЦДО «Спектр»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования лагеря с дневным пребыванием детей при МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
1.2. Лагерь с дневным пребыванием детей – это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений города с пребыванием обучающихся в дневное время и организацией их питания.
1.3. Лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с постановление администрации Туринского городского округа от 20.02.2023г. №168-ПА «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Туринском городском округе», Уставом образовательного учреждения, иными нормативными актами, настоящим Положением.
2. Основные цели и задачи
2.1. Основная цель работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни.
2.2. Основные задачи лагеря:
- формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- личностное развитие, самоопределение и творческое саморазвитие детей;
- формирование социально-активной позитивно-направленной личности;
- организация комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение физического, психического и духовного здоровья детей.
2.3. Для реализации целей и задач лагерь создает комплексную или профильную педагогическую программу и обеспечивает необходимые условия, направленные на социальное, физическое и психологическое благополучие и оздоровление ребенка, на формирование его лидерского и социального опыта
3. Порядок финансирования
3.1. Основной источник финансирования лагеря – за счет средств, полученных в результате реализации путевок по коммерческой стоимости и программе Софинансирования.
3.2. Начальник лагеря контролирует правильность и целесообразность расходования выделяемых денежных средств. После закрытия смены лагеря подводит итоги финансовой деятельности.
4. Организация и управление.
4.1. Лагерь создается на базе МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
4.2. Общее руководство работой лагеря возлагается на заместителя директора по УВР, а непосредственное руководство – на начальника лагеря с дневным пребыванием детей, обязанности которого выполняет один из педагогических работников, назначенный приказом директора Центра.
4.3. В лагерь принимаются дети с 6,6 до 17 лет.
4.4. Дети зачисляются в лагерь на основании письменных заявлений родителей.
4.5. Комплектование лагеря осуществляется
4.6. Деятельность в лагере строится согласно плану работы. Планирование составляется перспективное (на всю лагерную смену) и текущее (на каждый день).
4.7. Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря исходя из основных принципов деятельности: демократии и гуманности; инициативы и самодеятельности; учета интересов, возрастных особенностей детей и подростков.
4.8. Режим дня в лагере разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп, и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр.
4.9. Основными формами оздоровления детей, доступными и применимыми в лагере, могут быть: организованная ежедневная утренняя гимнастика, с регулярно меняющимся комплексом упражнений, дыхательная гимнастика, спортивные и народные подвижные игры, соревнования по отдельным видам спорта, спортивные праздники, организуемые педагогами.
4.10. Прием лагеря осуществляется комиссией с составлением акта установленной формы.
4.11. Продолжительность работы лагеря с дневным пребыванием детей – одна смена (18 день). Лагерь работает в режиме 6-дневной рабочей недели.
4.12. Питание (2-разовое) детей организуется в столовой образовательного учреждения в соответствии с договором.
4.13. Начальник лагеря:
- утверждает штатное расписание, режим работы лагеря, план-сетку, списки детей;
- утверждает должностные инструкции;
- составляет график выхода на работу персонала;
- обеспечивает жизнедеятельность лагеря;
- ведет учетную документацию, отчитывается о деятельности лагеря.
4.14. К педагогической деятельности в лагере допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих педагогических работников.
4.15. Коллектив педагогов определяет программу деятельности и организацию управления.
5. Права и обязанности педагогических работников.
5.1. Права и обязанности начальника лагеря с дневным пребывание детей определяются должностной инструкцией.
5.2. Права и обязанности воспитателей и педагогов-организаторов лагеря с дневным пребывание детей определяются должностной инструкцией.
6. Права и обязанности обучающихся лагеря с дневным
пребывание детей.
6.1. Обучающиеся лагеря с дневным пребывание детей имеют право:
- На прием в лагерь по заявлению родителей при наличии свободных мест.
- На прекращение посещения лагеря по заявлению родителей.
- На участие в самоуправлении во время работы лагеря, в выборные органы и работу в выборных органах.
- На свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
6.2. Обучающиеся лагеря с дневным пребывание детей обязаны:
- Выполнять данное положение и другие локальные акты, регулирующие деятельности лагеря.
- Бережно относится к имуществу Центра.
- Выполнять требования администрации и других работников Центра.
- Беречь и приумножать традиции Центра.
- Принимать активное участие в проводимых делах в лагере.
- Не унижать честь и достоинство, права других детей и работников Центра.
- Быть вежливыми, корректными со всеми работниками лагеря, не нарушать установленных правил поведения.
- Дисциплина в лагере поддерживается на основе уважения человеческого достоинства педагогических и технических работников, осознанного исполнения ими правил, регулирующих внутреннюю жизнь лагеря и выработанной системы мер ее поддерживания.
Ответственность.
Лагерь несет ответственность в установленном порядке за:
- создание условий для безопасной жизнедеятельности детей и сотрудников лагеря;
- качество реализуемых программ деятельности;
- соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей.
Приложение 11
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО ЦДО «Спектр»
__________________ Е.В. Белоусова
«_____» ____________ 2024г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
начальника лагеря с дневным пребыванием детей
1. Общие положения
1.1. Начальник лагеря назначается приказом директора Центра на период работы лагеря из числа сотрудников учреждения.
1.2. Начальник лагеря непосредственно подчиняется директору Центра.
1.3. Начальнику лагеря непосредственно подчиняются воспитатели из числа педагогических работников, работающие в лагере, и обслуживающий персонал лагеря.
1.4. Свою работу начальник лагеря координирует с заместителем директора по УВР.
1.5. Основными направлениями деятельности начальника лагеря с дневным пребыванием являются:
- подготовка лагеря к приему воспитанников;
- организация отдыха, разумного досуга и оздоровления воспитанников;
- методическое руководство педагогами, работающими в лагере;
- обеспечение соблюдения педагогическим и обслуживающим персоналом лагеря норм и правил техники безопасности, охраны труда в процессе отдыха воспитанников;
- анализ текущей деятельности и подготовка предложений по развитию лагеря.
2. Должностные обязанности и права
2.1. Начальник лагеря выполняет следующие обязанности:
- организует подготовку помещений к работе в лагере в соответствии с требованиями;
- организует текущее и перспективное планирование деятельности лагеря;
- знакомит под расписку с режимом работы, должностными обязанностями сотрудников лагеря;
- информирует администрацию Центра о работе лагеря;
- контролирует подготовку и проведение общелагерных мероприятий;
- участвует в комплектовании лагеря воспитанниками;
- организует инструктаж персонала о мерах обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
- информирует родителей (законных представителей) об условиях отдыха и оздоровления детей, несчастных случаях, заболеваниях воспитанников;
- обеспечивает своевременное составление в конце смены установленной отчетной документации.
2.2. Начальник лагеря имеет право:
- присутствовать на любых мероприятиях, проводимых в лагере;
- давать распоряжения, обязательные для исполнения любым работающим в лагере сотрудникам;
- самостоятельно планировать свою работу на смену и каждый день.
3. Взаимоотношения и связи по должности
3.1. Начальник лагеря работает в режиме исходя из 36-ти часовой рабочей недели.
3.2. Начальник лагеря получает от директора Центра информацию нормировано-правового и организационно-методического характера.
3.3. Начальник лагеря систематически обменивается информацией по вопросам, входящих в его компетенцию, с заместителем директора по УВР.
Ознакомлен(а): _________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 12
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО ЦДО «Спектр»
__________________ Е.В. Белоусова
«_____» ____________ 2024г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
воспитателя лагеря с дневным пребыванием детей
1. Общие положения
1.1. Воспитатель лагеря назначается и освобождается приказом директора Центра из числа педагогических работников.
1.2. Воспитатель должен иметь среднее профессиональное педагогическое образование или высшее профессиональное педагогическое образование.
1.3. Воспитатель непосредственно подчиняется начальнику лагеря.
2. Должностные обязанности, права и ответственность
2.1. Воспитатель лагеря с дневным пребыванием детей выполняет следующие должностные обязанности:
- организует набор детей в лагерь;
- обеспечивает соблюдение детьми режима дня лагеря, порядок и чистоту в его помещениях следит за состоянием здоровья воспитанников;
- организует подготовку и проведение массовых мероприятий согласно плану работы лагеря;
обеспечивает соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты при проведении массовых мероприятий;
- организует деятельность воспитанников в течение дня.
2.2. Воспитатель лагеря с дневным пребыванием детей имеет право:
- требовать от воспитанников соблюдения норм поведения, а от их родителей (законных представителей) выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка;
- свободно выбирать и использовать те или иные методы работы с воспитанниками за исключением тех, которые наносят вред их физическому и психическому здоровью.
2.3. Воспитатель лагеря с дневным пребыванием детей несет ответственность:
- за жизнь и здоровье обучающихся в период нахождения их в лагере;
- за исполнение распоряжений начальника лагеря и настоящей должностной инструкции;
- за сохранение состава воспитанников в течение смены;
- за соблюдение правил пожарной безопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.
- за виновное причинение Центру или отдыхающим ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей, воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством РФ.
3. Взаимоотношения и связи по должности
3.1 Воспитатель работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-ти часовой нагрузки в неделю.
3.2 Воспитатель получает от начальника лагеря информацию, необходимую для организации деятельности воспитанников.
Ознакомлены:
Приложение 13
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО ЦДО «Спектр»
__________________ Е.В. Белоусова
«_____» ____________ 2024г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
педагога-организатора лагеря с дневным пребыванием детей
Общие положения
Педагог-организатор летнего
лагеря
с дневным пребыванием детей
назначается и освобождается от
занимаемой должности
приказом директора Центра
.
Педагог-
организатор подчиняется непосредственно начальнику летнего лагеря
с дневным пребыванием детей
.
Должностные обязанности
, права и ответственность
.
П
едагог
-организатор
лагеря с дневным пребыванием детей выполняет следующие должностные обязанности:
- Организует воспитательную работу в лагере по определенной воспитательной программе.
- Осуществляет методическое руководство по реализации воспитательной программы лагеря.
- Планирует и организует спортивно-оздоровительную работу для детей.
- Организует и проводит развлекательные, познавательные, конкурсные и иные мероприятия в соответствии с программой лагеря.
- Использует разнообразные формы, средства и методы работы с детьми.
2.2. Педагог-организатор лагеря с дневным пребыванием детей имеет право:
- требовать от воспитанников соблюдения норм поведения;
- свободно выбирать и использовать те или иные методы работы с воспитанниками за исключением тех, которые наносят вред их физическому и психическому здоровью.
2.3. Педагог-организатор лагеря с дневным пребыванием детей несет ответственность:
- за жизнь и здоровье обучающихся в период нахождения их в лагере;
- за исполнение распоряжений начальника лагеря и настоящей должностной инструкции;
- за соблюдение правил пожарной безопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.
- за виновное причинение Центру или отдыхающим ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей, воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством РФ.
3. Взаимоотношения и связи по должности
3.1 Педагог-организатор работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-ти часовой нагрузки в неделю.
3.2 Педагог-организатор получает от начальника лагеря информацию, необходимую для организации деятельности воспитанников.
Ознакомлены: