* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .Standard {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .Основной текст Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 10.5pt;} .Body Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 10.5pt;} .Основной текст Знак1 {font-family: 'Calibri';}

Районное муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

Коллективное музицирование

(баян, аккордеон)

(Срок обучения 3 года)

Знаменка

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБОУ ДО «Знаменская ДШИ»

« 26» августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» Е. А. Касторнова « 26» августа 2022г.


Рекомендована:

педагогическим советом и отделом народных инструментов для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»


Разработчик:

Фомюк Татьяна Владимировна, преподаватель по классу баяна и

аккордеона Высшей категории.


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в Знаменской Детской школе искусств.

В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Коллективное музицирование широко распространяется в школьной учебной практике. Учебный предмет " Коллективное музицирование (баян, аккордеон неразрывно связан со всеми предметами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства.

На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках специальности и ансамбля.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 (7) – 15 лет.

Примерный учебный план направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Коллективное музицирование (баян, аккордеон)» - 3 года.

3. Объем учебного времени

При реализации программы учебного предмета «Коллективное музицирование (баян, аккордеон)» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

-

-

-

-

Аудиторные занятия

16

18

-

-

-

-

34

Самостоятельная работа

8

9

-

-

-

-

17

Максимальная учебная нагрузка

24

27

-

-

-

-

51

Общая трудоемкость учебного предмета «Коллективное музицирование (баян, аккордеон)» при годовом сроке обучения составляет 34 часа. Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 17 часов – самостоятельная работа. Недельная нагрузка составляет 1 академический час.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме мелкогрупповых занятий (от 4-х человек). Мелкогрупповые формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока - 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета «Коллективное музицирование»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства.

Задачи:

стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

формирование у обучающих

ся комплекса исполнительских

навыков,

необходимых для коллективного музицирования;

расширение музыкального кругозора

обучающих

ся

путем ознакомления с

репертуаром;

решение коммуникативных задач (совме

стное творчество

обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

воспитание эстетического вкуса, воспитание потребности коллективного

музицирования

, как способа объединения людей в эстетической деятельности,

воспитание

уважения к своей национальной культуре;

обучение навыкам самостоятельной работы,

а также навыкам

чтения с листа;

приобретение

обучающимися

опыта творческой деятельности и

публичных выступлений в сфере коллективного музицирования;

Учебный предмет «Коллективное музицирование» неразрывно связан с учебным предметом «Основы музыкального исполнительства», а также со всеми предметами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства.

Предмет «Коллективное музицирование» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с обучающимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству гитаристов, пианистов, скрипачей.

Накопление опыта коллективного музицирования - ступень для подготовки игры в ансамбле и оркестре.

6. Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Коллективное музицирование»

зависит от:

возраста

обучающих

ся

;

их индивидуальных способностей;

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);

- метод показа;

- частично – поисковый (обучающиеся участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы коллективного музицирования в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.

Преподаватель, по своему усмотрению, может выбрать одну из форм предназначенных для данного предмета (например: чтение с листа) и составив годовой план ведения урока работать с учеником именно в этом направлении. Это позволит решить проблему долгого разбора произведений по специальности и позволит быстрее усваивать нотный материал на уроках сольфеджио. Так же, по желанию ребенка, данный урок можно посвятить сочинительству, аккомпанементу, подбору по слуху и т.д.

Методы и формы ведения урока должны быть направлены на раскрепощение ребенка: придать ему веру в свои силы и возможности, помочь легко преодолеть трудности, воспитать стремление играть лучше.

8. Описание материально – технических условий реализации учебного

предмета «Коллективное музицирование»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (баян, аккордеон)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, должно быть достаточное количество нотной и методической литературы, инструментов (аккордеонов и баянов различных видов и размеров), пюпитров, стульев различной высоты, подставок под ноги, фортепиано, наличие аудио и видео техники, компьютеров и интернета. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Необходимо наличие библиотеки и фонотеки.

Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

II. Содержание учебного предмета

Группы на уроке коллективного музицирования могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из баянов, аккордеонов), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли.

Инструментальный состав, количество участников могут

варьироваться.

Практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению преподавателя.

Первый класс (1 час в неделю)

В течение года обучающиеся должны исполнить 2-3 пьесы:

Середина декабря - контрольный урок (1 пьеса по нотам или наизусть),

Начало апреля - контрольный урок (1 пьеса по нотам или наизусть).

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года обучающиеся должны исполнить 2-3 пьесы:

Середина декабря - контрольный урок (1 пьеса по нотам или наизусть),

Начало апреля - зачет (1 пьеса по нотам или наизусть).

Третий класс (1 час в неделю)

В течение года обучающиеся должны исполнить 2-3 пьесы:

Середина декабря - контрольный урок (1 пьеса по нотам или наизусть),

Начало апреля - зачет (1 пьеса по нотам или наизусть).

Пьесы для баянов (аккордеонов):

Р.н.п

. «

Там

а

речкой»

Р.Бажилин

«НА лужайке»

Р.Бажилин

«Зонтики»

Р.Бажилин

«Молнии»

М

Кочурбина

«Мишка с

кулой

пляшут

полечку

»

Р.Н.П. «Коробейники»

А.Спадавеккиа

«Добрый жук»

Польский н. т. «Краковяк»

П.Морис

«Американская кукла»

Р.Н.П.

«Калинка»

Р

.

Н.П. «Пойду ль я, выйду ль я»

Р.Н.П. «Ах

вы

ени

»

В.А

жилинский

«Латышская полька»

Калинников «

Тень

ень

»

А

Гедике

«Сарабанда»

Бел

. «Янка»

Укр.н.п

. «Солнце низенько»

Укр.н.п

. «

Ой

опнул

обруч»

Эстонская полька

Тирольский вальс

Б.Флис

«Колыбельная»

Д.Штейбельт

«Адажио»

В.Иванов

«Прелюдия»

Укр.н.п

. Дивчина

кохана

»

Польска

н.п

. «Висла»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства:

- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля и оркестра;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

текущий контроль успеваемости учащихся

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.

Текущая аттестация осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются академические концерты, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

2. Критерии оценок

Для аттестации учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале или «зачет-незачет»а итоговом экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «, что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Коллективное музицирование» составляет 0,5 часа в неделю. Педагогу можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на коллективное музицироваине для индивидуальных занятий с каждым обучающимся.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство обучающихся с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание обучающимся своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений. В работе над репертуаром можно добиваться разной степени завершенности произведения, учитывая, что одни подготавливаются для публичного выступления, другие - для иллюстрации в классе, третьи - в порядке ознакомления.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,

обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией других учащихся. Важно, чтобы обучающиеся обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их между собой. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1. Учебная литература

Ансамбли народных инструментов различных составов.

Ансамбли для баянов и аккордеоновост.Р.Гречухина. С.Пб. «Композитор»2003г.

Ансамбли баянов в музыкальной школе.4.9. М. «Совомпозитор»1986г,1991г.

Аккордеон в музыкальной школенсамбли для 2 кл.М. «Сов.композитор» 1979г.

Аккордеон 1-3 кл. Сост.В.Мотов.Шахов. М.«Кифара»2002г.

Баян 1-3 кл. Сост.Д.Самойлов. «Кифара» 2005г.

Джоплин С. Регтаймы в переложении для ансамбля аккордеонистов.

Сост.Ю.Лихачев С.Пб. «Композитор».1999г

«Двух баянов разговор». С.Пб. «Союз художников». 2000г.

Мотов В.,Шахов Г. Ансамбли для 3-5 кл ДМШ. М. 1999г.

Пьесы для ансамбля баяниста 2-3 кл. К. «Музычна Украина». 1990г.

Пьесы для ансамблей баянистовып.1,2,3.Сост.С.Лихачев С.Пб. «Композитор». 2002г.

Пьесы для ансамбля аккордеонистовост.Р.Бажилин. М. «Катанов».2006г.

Пьесы для ансамбля баянистовост.В.Ушенин. Ростов-на ДонуФеникс».2008г.

Пьесы для ансамблей аккордеонистов. М. «Катанов» .2000г.

Педагогический репертуар баяниста-аккордеонистаост.Б.Самойленко Саратов. 2000г.

«Русский сувенир»,ансамбли для баяна.12 М.»Советский композитор». 1983г.

«Учимся играть на аккордеоне». Тетрадь№2 М. «Катанов». 2006г.

УшенинВкола игры на аккордеоне. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2013г

Ходукин В. «Просчитай до трех». С.Пб. «Композитор». 1998г.

Хрестоматия аккордеониста сост.В.Гусев М. 1995г.

Хрестоматия для ансамблей аккордеонистов. Сост.Г.Бойцова М. «Музыка». 1999г.

Нотная литература для переложений

1. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1973

2.Ансамбли баянистов. Вып.1,2.Сост.С.Лихачев. «Композитор» С.П. 2001г.

3. Ансамбли для баянов и аккордеоновост.Р.Гречухина. С.П 2001г.

4. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983

5 Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1966

6. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1968

7. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967

8. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М.,1977

9.Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.2. М.,1979

10. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3. М.,1980

11. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4. М., 1981

12. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1984

13.Пьесы для ансамблей аккордеоновып.1,2. Сост.С.Лихачев. С.П. «Композитор».2002г.

14.Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960

15. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М., 1961

16. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А.

М., 1962

17.Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель Марьин А. М., 1962

18. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961

19. Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963

20. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964

21. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965

22. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963

23. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967

3. Методическая литература

1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986

2. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С-П., 2004

3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987

4.Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984

5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999

6.Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель ГоворушкоП. М., 1975

7.Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986

8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов – заочников отделений народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964

9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984

10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985

11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах М., 1984