МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 43»
ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Утверждаю
»:
Согласовано: Рассмотрено:
Директор МАОУ СШ №43 Методическим Советом школы на заседании кафедры
____________/
Резникова О.М.
/
Протокол № ___ от
Протокол № ___ от
«___»_____________2024г. «___»___________2024г. «___»_________2024г.
Программа воспитания профильной смены
детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Планета безопасного детства» МАОУ «СШ № 43»
Возраст детей: 7 - 16 лет
Срок реализации программы: краткосрочная (с 29.05.2024г. по 01.07.2024г.)
Составитель: социальный педагог Шаповалова Л.А.
2024 г.
Содержание программы:
Информационная карта программы.
Пояснительная записка.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Законодательные и нормативно-правовые документы.
Цели и задачи программы.
Кадровое обеспечение программы.
Работа с педагогическими кадрами в лагере
.
Материально-технические условия.
Методические условия.
Базовые принципы программы.
Основные направления программы.
Модули работы
.
Взаимодействие с социальными
партнёрами
.
Ожидаемые результаты программы.
Критерии эффективности реализации
п
рограммы.
Режим работы оздоровительного лагеря
.
План
работы оздоровительного лагеря
.
Список использованной литературы
.
Информационная карта.
Пояснительная записка.
Привычки, вырабатываемые с детства,
определяют всю нашу жизнь.
Аристотель.
2023 год указом президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника в России. Данная программа по своей направленности является профилактической в области безопасности, но включает в себя разноплановую деятельность: художественно-эстетическую, экологическую, спортивную, патриотическую, досуговую, интеллектуальную и образовательную. Каждый новый день в лагере приносит с собой новое событие, задание, открытие. Участники смены соревнуются в номинациях. Итоги данных соревнований будут подводиться ежедневно. Смена в пришкольном лагере для каждого ребёнка становится праздником лета, совместного творчества взрослых и детей. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности. Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели «Планета безопасного детства». Уровень программы стартовый. Каждый день смены в пришкольном лагере имеет логически заверенный сюжет, так как дети находятся в лагере не весь день, а только часть дня. В соответствии с этим в каждом дне определены 2 ключевых дела, поддерживающих игровой сюжет. Все остальное время в течение дня расписано с учётом режимных моментов, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитый и опасный для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для человека.
Безопасность – важная цель жизни человека. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и педагогов, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
Большинство школ нашего города, в т.ч. и наша школа, расположены около проезжей части, поэтому, чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, они не щадят ни молодых, ни старых - это обязывает нас знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избеганию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность, во многом зависит от просвещенности человека, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, поэтому обученность правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.) - необходима повсюду, там, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Пятая проблема - здоровый образ жизни. Укрепление связи человека с природой путем преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, саморазвития личности. Здоровье - это достояние каждого человека и общества в целом. Здоровье - это залог полноценной и счастливой жизни. Это одна из главных ценностей жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. Кто может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители и, конечно же, школа и педагоги.
Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта обучающимися.
Педагогическая целесообразность программы в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка мероприятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Безопасность.ru».
Направленность данной программы заключается в создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Данная программа поможет воспитанникам систематизировать, расширить и углубить знания по вопросам безопасности
Исходя из вышесказанного, были определенны цель и задачи программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в Национальной доктрине образования РФ, делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Бурное развитие техники в 20-м и 21-м веках привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств, наряду с бесспорными положительными результатами принесли человеку немало бед и страданий. Дорожно-транспортные происшествия - это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.
Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов случаев травматизма у школьников.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К «Чаще всего травмируются школьники в возрасте 11-14 лет, 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек»
Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Процент летальности (количество погибших из числа пострадавших) при нем достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, преподаватели школ, и сами школьники.
С 01 января 2023 года на территории города Петропавловска-Камчатского, с участием несовершеннолетних произошло 6 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибших несовершеннолетних нет и 6 детей получили различные ранения. По собственной неосторожности травмы в ДТП получили 2 ребенка.
За аналогичный период 2022 года произошло 0 дорожно-транспортных происшествий.
По всем фактам дорожно-транспортных происшествий в учебные учреждения на имя директоров направлены сообщения, о ДТП с участием несовершеннолетних. В отделе Госавтоинспекции по безопасности дорожного движения по вышеуказанным ДТП проводятся проверки. В детских дошкольных и школьных учреждениях, дети которых явились участниками ДТП, проводятся профилактические беседы по Правилам дорожного движения с использованием наглядных пособий и видеоматериалов для каждой возрастной категории. Всего с начала 2023 года в детских школьных и дошкольных учреждениях проведено 85 профилактических бесед.
По категории участников дорожного движения:
Пешеход – 6 ДТП. (По собственной неосторожности пострадал 1 несовершеннолетний, по вине родителя);
Пассажир – 0 ДТП;
Водители (велосипеда, мопеда) – 0
По дням недели:
Самые травмоопасные дни в 2024 году для несовершеннолетних – понедельник – 2 ДТП, среда – 2 ДТП, пятница – 2 ДТП.
По категории детей:
Учащиеся школ – 5 ДТП (
5 детей
).
Воспитанники МДОУ – 1 ДТП.
Неорганизованная категория – 0 ДТП
Большая часть дорожно-транспортных происшествий (4 ДТП) произошло в вечернее время суток.
Таким образом, в 2023 году наблюдается повышение количества дорожно-транспортных происшествий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Программа позволит воспитать в детях такие качества, как: дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий.
Законодательные и нормативно-правовые документы
Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991года.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты
и развития
детей
30
.09.1990г.
Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
Устав М
АОУ «СШ № 43»
Положение
о пришкольном лагере с дневным пребыванием детей
МАОУ «СШ № 43»
Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности.
Приказы
Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Должностные инструкции работников.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Заявления от родителей.
План
работы
пришкольного лагеря
Цели и задачи программы
Цель:
Создать условия для формирования у детей понимания значимости правил безопасного поведения и умение их применять в жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Формировать навыки простейших приемов действий в опасных ситуациях и мерам предосторожности в окружающем мире.
2. Формировать умение распознавать «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть опасности.
4. Содействовать приобретению социального опыта воспитанников.
5. Воспитывать чувство ответственности за безопасность окружающих, а также личную безопасность.
6. Формировать навыки здорового образа жизни.
7. Формировать положительное отношение обучающихся к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье.
Кадровое обеспечение программы
На основании договорных отношений МАОУ «СШ № 43» с ГБУЗ Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника № 1: медсестра – 1
Работа с педагогическими кадрами в лагере.
Проведение инструктажей:
условия работы лагеря, его оздоровительные и воспитательные функции;
режим работы;
административно – хозяйственные требования;
нормы техники безопасности;
план работы лагеря на смену.
Обеспечение методической помощи вожатым, воспитателям.
Ознакомление педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами и должностными обязанностями.
Материально-технические условия.
Базовые принципы программы.
· Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
· Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Воспитанники должны знать, какие опасности могут подстерегать их в окружающей среде;
· Принцип возрастной безопасности, предполагает необходимость формирования, развитие и совершенствование целостности восприятия опасности, показать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
· Принцип социальной безопасности, предполагает понимание того, что дети живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Неправильные действия могут быть опасны как для него самого, так и для окружающих;
· Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил поведения взрослыми и частоте понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила.
· Аксиологический принцип. Этот принцип включает формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров к безопасности;
· Принцип системности и повторяемости. Работа должна проводиться в течение всего периода (в течение учебного года с продолжением в летний период). И только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции;
· Принцип наглядности. При ознакомлении с правилами безопасности необходимо постоянно использовать тематические плакаты, картинки, опыты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное;
· Принцип сезонности. Следует учитывать местные условия, времена года;
· Принцип толерантности. Уважение нравственных, религиозных, национальных обычаев и традиций в культуре других людей;
· Законность. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства;
· Партнерство. Консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций. Привлечение специалистов поможет эффективнее проводить запланированную работу и достичь цели поставленной в программе.
Основные направления программы.
Информационное - обучение детей правилам дорожного движения, здорового образа жизни, чрезвычайной ситуации, правилам безопасности, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах, в общественных местах и экстремальных ситуациях.
Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения
Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов по профилактики безопасного поведения, взаимосвязь с социальными партнерами.
Контрольное - система мероприятий по оценке эффективности внедрения программы.
Модули воспитательной работы.
Отрядная работа
Самоуправление
Зд
оровый образ жизни
Профилактика и безопасность
Будущее России
Модуль «Будущее России»
Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Отрядная работа»
Модуль «Профилактика и безопасность»
Взаимодействие с социальными партнерами в целях реализации программы.
Информационно-библиотечный центр для детей и юношества
имени
Г.Поротова
Тир – центр «Снайпер»
Обучающий детский
А
втогородок
(
КГБОУ ДОД
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»)
Планетарий
Красноярский театр – цирк
ИП
Лукьянено
В.А. Организация и проведение детского праздника
Праздничное агентство
«
Мультипраздник
»
Отдел пропаганды
ГИБДД
УМВД России по
Камчатскому
краю
Камчатский театр кукол
Ожидаемые результаты программы.
П
оложительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
П
олучение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;
У
своение воспитанниками на познавательном и эмоциональном уровне правил безопасности и формирований умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественных местах;
У
величение количества детей и подростков, активно работающих по пропаганде и профилактике безопасного поведения в окружающей среде;
С
нижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся школы, в том числе воспитанников лагеря;
О
здоровление воспитанников лагеря через реализацию комплекса эффективных профилактических и спортивно-оздоровительных мероприятий и формирование чувства уверенности в своей безопасности.
Критерии эффективности реализации программы.
• 100% охват детей в мероприятиях согласно плану работы.
• 100% реализация плана работы пришкольного лагеря.
• больше 90% детей и родителей удовлетворены содержанием деятельности профильной смены в целом.
• 100% количество социальных партнеров, участвующих в создании условий для оздоровления, отдыха и занятости детей.
• Динамика показателей уровня развития детей по принципу: не умел-научился, не знал - узнал.
• Показатели социальной адаптации (активность, снижение роста правонарушений, и т.д.)
• Психологический комфорт участников программы. Выявляются и определяются эти показатели при помощи психолого-педагогических диагностик: анкеты, тестирование, наблюдение.
Режим работы пришкольного лагеря.
ПЛАН РАБОТЫ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ МАОУ «СШ № 43»
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2012.
2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» - М.,1996.
3. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников и школьников - М., 2010.
5.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П. В. Степанов - М.:Просвещение,2010.
6. «365 уроков безопасности». Л.Логинова-«Айрис Пресс», Москва, 2015 г.
7. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва, 2003.
8. DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2019.
9.DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2019.
10. DVD «Азбукабезопасности. Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2003-2011.
Интернет-ресурсы
http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html http://www.nachalka.com/book/export/html/326 http://school3aksay.ucoz.ru/load/vystuplenija/doklady/proektnaja_dejatelnost_ucha shhikhsja_nachalnoj_shkoly_kak_odin_iz_metodov_lichnostno_orientirovannogo_ obuchenija_iz_opyta_raboty_esmagulova_g_s/22-1-0-251
http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2143.html http://school4.k-ur.ru/zerno.html)