МКОУ ?Самсоновская средняя общеобразовательная школа? Шипуновского района Алтайского края. Автор: учитель начальных классов: Глушкова Т.В. с. Самсоново 2023г. Цели: Закрепить знания правил поведения к природе, развивать творческие способности учащихся, познавательную активность детей, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней Оборудование: музыкальное оформление – музыка П. И. Чайковского ?Времена года?, искусственный лес, вопросы для викторины. Действующие лица: Ведущий, Лесник, 5 учеников- чтецов, девочка в костюме Ели, девочка в костюме Лиственницы, девочка в костюме Берёзы, мальчик в костюме Клёна, мальчик в костюме Дуба. Ход мероприятия (На фоне медленной музыки читается стихотворение.) Русский лес. Нет ничего милее, бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок среди зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться и видно все до дна. Течет вода-водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, а если и устану, присяду на пенек. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой. Жизнь, кажется иною, и сердце не болит, когда над головою, как вечность, лес шумит. (С. Никулин) Ведущий. Леса России…Широко раскинулись на карте нашей страны зелёные океаны лесов. Плещутся в этом океане белоствольный берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось. Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет не простая прогулка. Итак, в путь! (Звучит спокойная, лирическая музыка. На заднем плане сцены нарисован лес. Плакат с надписью ? ОСТОРОЖНО! ТУРИСТЫ!?) 1 ученик. Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами, С твоей великою рекой и неоглядными полями! 2 ученик. Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет от каждой ветки и листа! Войди и сядь над корнями дерев, поимых родником,- Там, где обвеянный их мглами, он шепчет в сумраке немом… Лесник. (Выходит как бы из леса) Здравствуйте ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я думаю, что вы знаете как надо себя вести в лесу. (Учащиеся называют правила поведения в лесу) Лесник. Молодцы, все правила знаете, и я думаю, что и выполняете. 1 ученик. А почему здесь такая странная надпись? Лесник. Понимаете, ребята, туристы бывают разные: есть хорошие, а есть и такие, о которых и говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные поляны бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костер, в результате чего возникает самый страшный враг леса- пожар! Известно, что девяносто из ста пожаров возникают по вине человека. Костер оставлен беспечными туристами, грибниками или охотниками, небрежно брошенный окурок становятся наиболее частыми причинами пожаров. Страшное зрелище – лесной пожар. Всё живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить. 2 ученик. Я слышал, что после пожара в лесу остаётся гарь- мертвый лес. Всё живое сгорело, повсюду чёрная земля и бурые лужи. Гарь не рубят, и она стоит, пока деревья не свалятся сами. В низинах часто появляются болота. 3 ученик. А ещё случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Не затушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега. Лесник. А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? Сейчас таких любителей появилось много. 4 ученик. Мне папа рассказывал, что многие люди стараются сжечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни травы выгорают, и от этого трава становится реже, а некоторых местах и вовсе не растёт. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был пожар, трава не растёт три года, а то и больше. Лесник. Да, это так. Ну а что вы ещё знаете интересного о лесе? 5 ученик. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зелёных насаждений за час может поглотить 2 кг углекислоты. Лесник. Различные деревья любимы нами. Вот послушайте ребята, что они сами о себе говорят. Ведь лес наш волшебный: здесь и птицы, и деревья могут о себе рассказать. Ель. Я - ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. Верится, что в сумрачном еловом лесу живёт Баба-Яга, Леший и другие сказочные герои. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда кормил и согревал людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растёт 150-200 лет. Лиственница - Королевой сибирских лесов люди называют – лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 500 лет! 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина её не гниёт, а со временем становится ещё твёрже, как бы каменеет. Клён. Я - клён. Я желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. У клёна крепкая древесина, её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клёна. В городах клён энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества. Берёза. Полюбилась русскому народу белоствольная берёзка. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Готовая природная бумага. Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют её в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков дуба в банку с солёными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными. Лесник. Видите, ребята, какой у нас замечательный лес. 2ученик. А я бы хотел рассказать о Чупинском боре, который находится не далеко от нас. Уникальность его в том, что стоит он в голой степи, невесть откуда там взявшийся. А землю, будто кто-то долго мял, растягивал, а потом сжал, да так и оставил – вся в буграх и дюнах. Это и есть бугристые пески. Как появился бор в пойме Чарыша – загадка. Есть только предположение, что остался с тех пор, когда текли реки с севера на юг, а до ледникового периода было ещё очень далеко. Кстати, одна речка в тех краях, Порозиха, течёт по-прежнему- с севера на юг, нипочём ей, видно, был ледниковый период. Из рассказов старожилов следует, что в 1900году здесь не было зыбучих песков. Летом степь превращалась в громадный выгон для скота. К концу лета всё было вытоптано. Пески постепенно оживали и перемещались по гигантской территории. Зыбучие бугры - отметены прошлого и напоминание о будущем. Вот и задумали шипуновцы на месте степи создать лес и соединить его с Чупинским бором. Молодая сосновая лента простирается на 25 км. от с. Самсонова до с. Кособокова Ширина ленты- 700 метров, а площадь- 3500гектаров. Интересная картина, чем ближе к Чупинскому бору, тем моложе деревца. Они будто шагают к старым соснам. Нет здесь бесхозных околков, ни одного ничейного дерева- все государственные, контролируются гослесоохраной. На каждый лесной квартал есть госнадзор. Чупинский бор строгий, величественный. Необычное место, сосны кряжистые, с мощным комлем и немного приземистые, не похожие на собратьев из реликтовых ленточных боров, тоже оставленных природой с ледникового периода. Сосны в ленточных борах высоченные будто праздничные. А здесь - лохматые, сумрачные, похожие на тяжело работающих в поле тепло одетых мужчин. Да, редкий это подарок - Чупинский бор, спасибо природе и леднику. Ведущая. Ну, а теперь проведём викторину о лесе и его обитателях. ( Приложение 1) Итог Что нового и интересного вы узнали сегодня? (Приложение 1) ВИКТОРИНА О ЛЕСЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЯХ. Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь — так покой потеряешь. А как нашел загадку — так отгадку подай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь - две новых загадки найдешь. И пошло-поехало — конца не видно! Из какого дерева делают спички? (Из осины.) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.) Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа.) У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины.) Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний дуб сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний — осенью.) Из какого дерева делают пианино? (Из ели.) Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок! (Клен.) Из чего получают пробку? (Из’ пробкового дуба.) Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.) Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.) Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (Да, она горькая, но в осиновой коре содержится 10 % жира.) Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.) Ведущая. Спасибо вам, ребята, за участие в мероприятие. Я думаю, что всё, о чём мы сегодня говорили, вы запомнили и будите, бережно относится ко всему, что нас окружает.
Работа творческого конкурса: "Лучшее внеклассное мероприятие"
Прогулка в лес