Подготовила: Корсикова Ольга Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 145 «Ромашка»
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие на воздушном шаре».
Цель: Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях Советского района города Нижнего Новгорода, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района, обогащать словарный запас детей, развивать любознательность, фантазию.
Материалы и оборудование: презентация «Наш район –Советский», проектор, ноутбук, атрибуты для сюрпризных моментов (кувшин, диск с музыкой, ковёр, сундучок, фотография Ветряной мельницы, карандаши, белая бумага для рисования.
Ход занятия :
Дети сидят полукругом..
Воспитатель : Здравствуйте ребята! (ответы детей).
Как много мест красивых на земле,
Но краше мест родных не встретишь ты нигде.
Ах, как черёмуха цветёт в этих местах,
Сирень благоухает на кустах.
Под звуки волшебной музыки появляется воздушный шар с корзиной. В корзине куклы- мальчик и девочка.
Воспитатель : Кто вы ребята?.
Оля и Коля : Мы - Оля и Коля.
Ой, куда же мы попали? (оглядывается вокруг) Кто вы и откуда?
(Дети отвечают, называют район, в котором живут)
Оля и Коля: Ой, ребята! Мы всегда мечтали попасть к вам в гости и посмотреть на достопримечательности вашего района. Расскажите нам о них!
Воспитатель :Конечно, расскажем. Правда, ребята? (ответ детей). Мы с вами сейчас отправимся в путешествии по достопримечательностям нашего района. Но, ребята, наш автобус, на котором мы должны были отправиться в путь, ещё не прибыл. Что нам делать?
(ответы детей).
Оля и Коля: Какие вы молодцы, конечно же, на нашем воздушном шаре.
Проводится игра-разминка «Ты мой друг, я твой друг…».
Воспитатель : забирайтесь в корзину и отправляемся в путь.
Дети «садятся» в корзину..
Появляется первый слайд. (Презентация «Достопримечательности Советского района»)
Воспитатель : Вот и наша первая остановка. Ребята, мы с вами приземлились у Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Он был основан более 80 лет тому назад. В нём проходят постановки спектаклей оперы и балета как для взрослых, так и для детей: опера А. Даргомыжского «Русалка», оперетта И. Штрауса «Летучая мышь», мюзикл Г. Гладков «Бременские музыканты», оперы: К. Хачатуряна «Белоснежка», П. Чайковский Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и много других. (Слайды № 2, 3, 4, 5)
Оля и Коля : Объясните нам, пожалуйста, что такое мюзикл и балет? (ответы детей).
Воспитатель : Оля и Коля, теперь вы поняли, что такое мюзикл и балет?
Отправляемся к следующей достопримечательности.
Воспитатель : Наша вторая остановка: «Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе». Он включает памятники деревянного зодчества - уникальные образцы русской архитектурно-строительной культуры конца прошлых веков. Территория музея составляет очень большую территорию и представляет собой участок леса (памятник природы регионального значения, разделенный двумя глубокими оврагами на три неравных части. Здесь мы можем увидеть дом крестьянки-старообрядца Павловой, которому около 300 лет. Перевезен дом из Ковернинского района. Относится к редко встречающемуся в Нижегородской области северному типу «дом-двор». Украшен уникальной глухой резьбой, в нём сохранились обстановка того времени. Ребята из какого материала сделан дом? А в наше время строят такие дома? (ответы детей). (Слайды № 6, 7)
Воспитатель : Покровская церковь, ей тоже 300 лет. Была перевезена из села Старые Ключищи Кстовского района. Колодец со ступальным колесом 19 века из Городца. Состоит из двускатного навеса на четырех столбах и механизма подъема воды. Ветряная мельница, которой 200 лет, так же перевезена в музей из Городецкого района. Это редко встречающийся тип мельниц. Характерной особенностью таких мельниц является центральный неподвижный столб, вкопанный в землю, вокруг которого вращается весь сруб мельницы с оборудованием. К ветру поворачивались не только крылья мельницы, но и все сооружение. Ребята, а вы знаете для чего нужна мельница? (ответы детей)
Дом крестьянки-старообрядца Пашковой 19века перевезён из Семеновского района. Высокий рубленый из толстых бревен дом – лишь часть комплекса из двух изб (летней и зимней) и крытого двора между ними.
Воспитатель : Дом состоит из жилого помещения с русской печью, горницы с кладовкой и обширных сеней с врубленной кроватью. Причелины - висячие доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши, наличники - декоративное оформление оконного или дверного проёма, полотенца обработаны неглубоким орнаментом, украшены накладными розетками и ромбами, на филенчатых ставнях резные узоры. (Слайд № 8)
Воспитатель : Ребята, какие домашние предметы вы видите в этом музее?
( ответы детей: стол, самовар, печь, колыбельная, кровать и т. д.)
А кто знает, для чего нужен каждый предмет? (ответы детей)
Воспитатель : Молодцы, ребята!
(Слайды № 9, 10, 11, 12) Воспитатель : В музее проходят различные праздники: Масленица, Праздник птиц, Пасха, День защиты детей и многие другие праздники и развлечения. Ребята, а какие ещё праздники вы знаете? (ответы детей).
Оля и Коля : А во что одеты люди?
( ответы детей: русскую народную, национальную).
Воспитатель : Молодцы, ребята. Праздники в музее проходят весело, с русскими народными песнями и играми. Люди одеты в национальные костюмы. Давайте и мы с вами сейчас выйдем на лужайку и поиграем.
Хороводная игра «Ручки- ручки».
Оля и Коля : Как мы здорово повеселились!
(Слайды № 13, 14, 15)
Воспитатель : И наша последняя остановка «Парк имени Пушкина». Парк получил название больше 26 лет тому назад. В парке сохранилась исторически сформированная березовая роща. Здесь можно отдохнуть с родителями, покататься на велосипедах, каруселях, самокатах. Вот сколько удовольствия, радости, знаний можно получить от прогулки по достопримечательностям Советского района. Давайте сядем на наш воздушный шар и полетим обратно.
Воспитатель : Вот мы вернулись в детский сад. Можно покинуть наш воздушный шар.
Оля и Коля : Спасибо. Хорошо провели время и повеселились, а теперь нам пора вернуться домой, но перед прощанием мы хотел бы сделать вам подарок. Вот, держите. Это ларец не простой. В нём секрет. До свидания ребята!
(дети прощаются, Коля и Оля улетают на воздушном шаре).
Воспитатель : Ой, ребята, а ларец не открывается, что же делать? (предположения детей, придумывание волшебных слов)
Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли мне открыть шкатулку. Что же в ней?
Игра- ходилка «Наш район-Советский»
Давайте отправимся вместе по Советскому району, по тем местам, где мы еще не были. Будем использовать кубик и фишки, вномательно следить за стрелками от СТАРТА до ФИНИША.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Мы вместе прошагали по нашему району. Вспомнили известные места в нашем районе. Помогали нам в этом изображения на фотографиях.
Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали.
(ответы детей)
Воспитатель : Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
(ответы детей)
Воспитатель : Что бы вы хотели изменить в своём районе?
(ответы детей)
Воспитатель : Как вы думаете, какие достопримечательности могут появиться в будущем?
( ответы детей: В районе появляются новые музеи, театры, парки и др.)
Воспитатель : Что бы вам хотелось посетить?
(ответы детей)
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского.
Воспитатель : А теперь ребята, давайте нарисуем как мы летим на воздушном шаре по Советскому району?
Дети рисуют.
Выставка работ в галерее группы.