* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .p1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Заголовок 11 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Основной текст1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11.5pt; color: #000000;} .Основной текст (2) + 11 pt;Не полужирный {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt; color: #000000; font-weight: bold;} .c16 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .left_margin {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c17 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .test__title__prompt {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c27 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Рабочая тетрадь по теме «Причастие»

для использования на уроках русского языка в 7 классе

Иванова Ирина Германовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Малиновка

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта акцент в преподавании школьных дисциплин, в том числе и русского языка, переносится с условия набора знаний на формирование УУД как составляющих метапредметных умений. В данной рабочей тетради представлена система заданий по формированию УУД при изучении темы «Причастие».

Каждая тема включает пять групп заданий: совершенствуем логические умения, применяем и создаем схемы, таблицы, рисунки, создаем задание самостоятельно, находим информацию, осуществляем самоконтроль и самооценку.

Понятие о причастии.

Причастие как особая форма глагола

Совершенствуем логические умения

1.Исключите лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Опавшие листья, желтые листья, сухие листья.

б) Падать, бросающий, ловить.

в) Огонь, дымящий, пламя.

Ответ:___________________________

2.Выпишите из учебника истории 7кл. словосочетания с причастиями.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Выпишите из учебника биологии 7 кл. словосочетания с причастиями.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какое утверждение является неверным?

Причастие это особая форма глагола, которое обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какое? какие?

Причастие – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение языков.

Причастие – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию.

Ответ:___________________________

5. Укажите словосочетание «причастие + существительное»:

1). Летучие семена 2). Известнейший поэт 3). Выучивший правило 4). Звёздные скопления

Ответ:___________________________

6. Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные.

Ползущее, ползучее; дремучий, дремлющий; спелая, спеющая; горячее, горящее.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи.

1.Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

1. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

2. Книга, которая ледит на столе, уже прочитана.

2. Лежащая на столе книга уже прочитана.

3.За столом сидят ученики и читают книгу.

3. За столом сидят ученики, читающие книгу.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки

1.На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Причастие-особая форма глагола» и рассказ по ней.

2. Составьте план на тему «Причастие» как часть речи.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Создаём задание самостоятельно

1.Впишите в тестовые задания признаки глагола у причастия, чтобы в каждом из них было три правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

2. Впишите в тестовые задания признаки прилагательного у причастия, чтобы в каждом из них было три правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

Находим информацию

1.Из предложения «Митраша шёл по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем-то проторённой давным-давно» выпишите любое причастие, докажите на этом примере, что причастие имеет признаки глагога. Для доказательства приведите не менее трех аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осуществляем самоконтроль и самооценку

Выполните тестовое задание.

Найти словосочетание «причастие + существительное

Х

»

Чернеющая пропасть;

Черная ночь;

Белого снега;

Тёплым молоком;

Яркие краски.

Ответ:___________________________

Найти словосочетани

я

«причастие + существительное

Х

»

Вкусное мороженое;

Солёная вода;

Падающий камень;

Упавший карандаш;

Ровная полоса.

Ответ:___________________________

Найти словосочетание «прилагательное + существительное

Х

»

Стоящий мальчик;

Засеянное поле;

Летящий самолёт;

Интересный рассказ;

Собранные грибы.

Ответ:___________________________

Найти словосочетание «причастие + существительное

Х

»

Яркое солнце;

Громкий звонок;

Зеленеющая трава;

Золотой медальон;

Мягкое кресло.

Ответ:___________________________

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Совершенствуем логические умения

1. Замените выделенные глаголы причастием.

Девочка проходила мимо нас, случайно споткнулась.

Сломалось дерево, лежит на дороге.

Устала мама села на стул.

Разбилась ваза лежала на полу.

Ответ:___________________________

2.Подберите причастия к выделенным словам.

Девочка обиделась

Дети играют

Листья желтеют

Суп приготовила

Чай разогрела

Ответ:___________________________

3.Прочитайте и образуйте причастия.

Образец: дети, которые купаются – купающиеся дети.

Растение, которое вьётся; колонна, которая движется; оратор, который выступает; потоки,

которые несутся; снежинки, которые летят; дождь, который стучит.

Ответ:___________________________

4.Ученик 7 класса послеизучения темы «Причастие» сделал запись в своей тетради. Найди ошибочное утверждение в записи ученика:

«Причастие

образуется от глагола

может быть настоящего, прошедшего и будущего времени

в предложении является определением или сказуемым

может быть совершенного и несовершенного вида.

Ответ:_______________________________

Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки

На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Признаки глагола и прилагательного у причастия» и рассказ по ней

.

Заполните таблицу «Признаки глагола и прилагательного у причастия».

Признаки

Прилагательное

Глагол

Отвечает на вопрос

Имеет грамматическое значение

Изменяется

Синтаксическая роль

Заполните таблицу «Склонение причастий»

Падеж

Род

пример

Именительный

мужской

ЗеленеющИЙ луг

женский

СтоящАЯ ваза

средний

ВолнующЕЕся синее море

Родительный

мужской

Зеленеющ____ луга

женский

Стоящ___ вазы

средний

Волнующ____ся синего моря

Дательный

мужской

Зеленеющ____ лугу

женский

Стоящ___ вазе

средний

Волнующ____ся синему морю

Винительный

мужской

Зеленеющ____ луг

женский

Стоящ___ вазу

средний

Волнующ____ся синее море

Творительный

мужской

Зеленеющ____ лугом

женский

Стоящ___ вазой

средний

Волнующ____ся синим морем

Предложный

мужской

О зеленеющ____ луге

женский

О стоящ___ вазе

средний

О волнующ____ся синем море

3.Создаём задание самостоятельно

1.Впишите в тестовые задания словосочетания так, чтобы в каждом из них был один правильный ответ. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

Найти словосочетание «причастие + существительное

Х

»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

Найти словосочетание «

причастия

+ существительное

Х

»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

Найти словосочетание «

прилагательное

+ существительное

Х

»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

Находим информацию

От данных глаголов образуйте причастия. По какому словарю можно проверить правильность выполнения задания? Проверьте.

Записать, прочитать, приклеить, принести, поставить, связать.

Ответ:_______________________________

Осуществляем самоконтроль и самооценку

1. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж.

Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу;

мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за

ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о

клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

2.Из предложения «Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться» выпишите причастие, укажите признаки глагола. Ответ оформите в виде связного высказывания.

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Причастный оборот

Совершенствуем логические умения

1. Прочитайте текст. В каких предложениях есть причастие? Запишите.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его

над головой.  

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим

факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу,

дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

   – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее

сердце и освещая им путь людям. (М. Горький «Старуха Изергиль»)

Ответ:_______________________________

2.Укажите ошибочное утверждение.

1. Причастия обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.

2. Причастия бывают настоящего и прошедшего времени.

3.Причастный оборот является одним членом предложения - определением.

4. Причастие обозначает действие предмета.

Ответ:_______________________________

3.Какое из приведенных ниже словосочетаний представляет собой причастный оборот? Запишите его в ответе.

относящимся к делу

серьёзно относящимся

потраченное время

потраченное на чтение

понравивщиеся стихи

Ответ:_______________________________

4.Подберите зависимые от причастия слова, увеличьте объем причастного оборота

| Написанная | картина

| Написанная ___________| картина

| Написанная ______ _______| картина

| Написанная ______ ________ _______| картина

| Написанная ______ _________ ________ _______| картина

4.К данным причастным оборотам подберите определяемые слова.

Решенная учеником, летящий в небе, усыпанные разноцветными листьями, имеющие несколько значений, тускло освещаемое лампой, извивающаяся между скал.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Найди ошибку в построении причастного оборота

Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

Ответ:___________________________

Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки

1.Распределите данные словосочетания в две группы:

«прич.+сущ.Х»

«прич.Х + сущ.»

Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный враг, задержанный пограничником.

Создаём задание самостоятельно

1. Подготовь тестовые задания для одноклассников. Впишите в тестовые задания словосочетания так, чтобы в каждом из них было два правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

Найти словосочетания

«причастие + существительное

Х

»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

Найти словосочетания

«причастие

Х

+ существительное»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

Находим информацию

Найдите в 1 главе романа А.С. Пушкина «Дубровский» предложения с причастным оборотом, выпишите 3 причастных оборота с определяемым существительным.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Осуществляем самоконтроль и самооценку

Из предложения «

На севере из-за гребня холмов, покрытых чёрною массою лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу»

выпишите причастные обороты вместе с определяемым существительным. Укажите признаки глагола и прилагательного у причастий. Для доказательства приведите не менее трёх аргументов.

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Причастный оборот.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Совершенствуем логические умения

1. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.

В одном месте горная речка пробила (?) встававший отвесной каменной стеной (?) скалистый берег.

Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.

Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.

Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.

Причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны.

Ответ:___________________________

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

Со всех сторон красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами.

В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.

Песок бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их

.

Ответ:___________________________

3. Исправьте предложения, объясните ошибки.

Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.

Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

Ведущая улица в город была свободна.

Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.

Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распространите зависимыми словами данные словосочетания, запишите их.

Скошенная рожь, показавшееся солнце, усыпанные дорожки, растаявшие льдины, освещенная луной.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки

На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Постановка знаков препинания припричастном обороте» и рассказ по ней

.

Составьте предложения по схеме:

[ / /, Х ].

[ ,/ /, Х ].

[ Х, / /, ].

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Создаём задание самостоятельно

Составьте два предложения с

ошибкой

в расположении причастного оборота по отношению к главному слову

. Предложите однокласснику исправить данные ошибки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Находим информацию

Распределите предложения на две группы, каждую из которых назовите.

Группа 1: ___, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Группа 2:____, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Улица, ведущая в город, была свободна.

Увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.

Мы шли по усыпанной опавшими листями аллее.

Шум моря, будивший меня, был очень сильным.

Девочка, ходившая по залам музея, внимательно рассматривала пейзажи и портреты.

Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

Укажите признак, по которому вы разделили предложения на группы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите по два примера, в которых знаки препинания при причастном обороте ставятся

и не ставятся

.

Осуществляем самоконтроль и самооценку

1.Укажите предложение, в котором есть причастный оборот. Выделите графически.

1. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку (Куприн А.) 

2. Сначала был виден огонёк то вспыхивающей, то потухающей сигары. (Куприн А.) 

3. Далёкий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность (Паустовский К.) 

4. Он [шофёр] отбросил недокуренную сигарету и полез в кабину. (Крапивин В.)

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Степной воздух(1) наполненный тысячами разных птичьих свистов(2) был жарким (3) а в высоком небе неподвижно стояли ястребы(4) распластавшие свои крылья.

1,2,3,4

1,2,3

1,3,4

2,3,4

Ответ:___________________________

3.Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.

В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбёшек, молниеносно исчезавших из виду.

Между тем облака медленно превращались, в застилавшую всё небо тучу.

В неровно колеблющемся свете ползут причудливые тени.

Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующимся книгами о природе.

Ответ:______________________________________________.

Источники

https://ped-library.ru/1546111797

https://triptonkosti.ru/1-foto/intellekt-karta-prichastie-97-foto.html

www.znanio.ru

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/deystvitelnyie-prichastiya-primeryi.html

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/14/glasnye-pered-n-v-polnykh-i-kratkikh-stradatelnykh