МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»
«Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка «Рукодельница» в системе дополнительного образования»
Автор -Матросова Валентина Александровна – методист
Игра для ребенка - естественный вид деятельности. Во время игры дети действуют свободно, проявляют фантазию, не боятся делать ошибки. Использование метода игры с детьми любого возраста, помогает педагогу раскрыть творческие, индивидуальные особенности учащихся особенно на уроках рукоделия.
Направленность программы «Рукодельница» художественная, направление - декоративно-прикладное.
Творческое самоопределение и индивидуальное самовыражение ребенка в общезначимом пространстве культуры определяются через развивающие функции традиционного декоративно-прикладного искусства. На занятиях по рукоделию ребенок преобразует обыденную действительность в «необыденную» (художественно-эстетическую) и лучше воспринимает реальный порядок вещей. Единство эстетического и трудового воспитания, позволяет преодолеть противоположность между «созерцанием» и «преобразованием», соединить «творчество» и «повседневный труд».
На наших занятиях учащиеся приобретают полезные навыки рукоделия: шитья, вязания, вышивки, необходимые в их дальнейшей жизни. Через приобщение детей к рукоделию оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. Дети в этом возрасте эмоциональны, восприимчивы к новым знаниям, у них развивается мелкая моторика рук, появляется потребность в созидательной, творческой деятельности. В работе с младшими школьниками чаще всего мы используем игровые приёмы. Это могут быть:
беседа с игровыми элементами;
сказка;
сюжетно-ролевая игра;
игра-путешествие;
игра-имитация;
викторины,
соревнования,
конкурсы,
состязания.
Значимой характеристикой творчества является креативность, как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс. На занятиях по рукоделию ребятам нравятся настольные игры, созданные педагогом.
Игра «
Будущие игрушки
»
После освоения игры, учащиеся смогут самостоятельно конструировать будущие работы из предложенных материалов.
Цель. Изобразить образы животных не традиционными средствами -материалами для рукоделия.
Игровая деятельность. Выложить образ будущей игрушки нитями, лоскутками ткани, меха, тесьмы и кружев и не используя средства изображения - карандаши, краски, фломастеры и мел. Деятельность направлена на выразительность образа, на изучение материалов для рукоделия на создание образа и формы. Пример «Животные».
Игра «Геометрические фигуры»
После игры учащиеся ярче представляют объёмные формы для деталей будущей игрушки.
Цель. Закрепить название основных геометрических фигур, и умение создавать образы предметов из предлагаемых плоских фигур любого цвета.
Игровая деятельность: Из предложенных фигур составить образ будущей игрушки- коты и медведи.
Домино «Виды рукоделия»
После игры учащиеся будут чётко представлять многообразие видов рукоделия.
Цель игры. Дать представления об основных видах рукоделия и способах их применения.
Игровая деятельность: Из предложенных карточек составить змейку по правилам игры Домино.
Тест
«
Ромашка
»
После игры учащиеся систематизируют полученные знания.
Цель игры. Закрепить основные понятия по темам.
Игровая деятельность: Вопросы напечатаны и размещены в форме лепестков ромашки, в центре ромашки тема. Выбирая самостоятельно лепестки, учащиеся дают описание процессам шитья, вышивки, вязания, перечисляют материалы и инструменты, используемые на занятиях, повторяют правила работы.
И
гра
п
азлы
«Вышиваем букет
»
После игры учащиеся смогут самостоятельно составлять эскизы будущих вышивок лентами.
Цель игры. Развивать умение составлять картинки в виде букетов цветов, разрезанных непривычным способом для работы на будущей вышивкой лентами.
Игровая деятельность: Учащимся предлагают собрать картинки по образцу. Картинка разрезана на составные части необычным способом: по размеру маленькие и большие, детали с неровными краями, которые необходимо подобрать не только по цвету, но и форме.
Вывод: Используя на занятиях рукоделия метод игры педагог сможет выявить у учащихся творческие способности, образное мышление, креативность. Работа с современными материалами, поможет улучшить качество работ, показать оригинальность замысла и найти свои средства выразительности в оформлении. Активно общаясь с педагогом, учениками, обсуждая свои идеи, разовьют коммуникативные навыки.