* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .stk-reset {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»

«Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка «Рукодельница» в системе дополнительного образования»

Автор -Матросова Валентина Александровна – методист

Игра для ребенка - естественный вид деятельности. Во время игры дети действуют свободно, проявляют фантазию, не боятся делать ошибки. Использование метода игры с детьми любого возраста, помогает педагогу раскрыть творческие, индивидуальные особенности учащихся особенно на уроках рукоделия.

Направленность программы «Рукодельница» художественная, направление - декоративно-прикладное.

Творческое самоопределение и индивидуальное самовыражение ребенка в общезначимом пространстве культуры определяются через развивающие функции традиционного декоративно-прикладного искусства. На занятиях по рукоделию ребенок преобразует обыденную действительность в «необыденную» (художественно-эстетическую) и лучше воспринимает реальный порядок вещей. Единство эстетического и трудового воспитания, позволяет преодолеть противоположность между «созерцанием» и «преобразованием», соединить «творчество» и «повседневный труд».

На наших занятиях учащиеся приобретают полезные навыки рукоделия: шитья, вязания, вышивки, необходимые в их дальнейшей жизни. Через приобщение детей к рукоделию оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. Дети в этом возрасте эмоциональны, восприимчивы к новым знаниям, у них развивается мелкая моторика рук, появляется потребность в созидательной, творческой деятельности. В работе с младшими школьниками чаще всего мы используем игровые приёмы. Это могут быть:

беседа с игровыми элементами;

сказка;

сюжетно-ролевая игра;

игра-путешествие;

игра-имитация;

викторины,

соревнования,

конкурсы,

состязания.

Значимой характеристикой творчества является креативность, как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс. На занятиях по рукоделию ребятам нравятся настольные игры, созданные педагогом.

Игра «

Будущие игрушки

»

После освоения игры, учащиеся смогут самостоятельно конструировать будущие работы из предложенных материалов.

Цель. Изобразить образы животных не традиционными средствами -материалами для рукоделия.

Игровая деятельность. Выложить образ будущей игрушки нитями, лоскутками ткани, меха, тесьмы и кружев и не используя средства изображения - карандаши, краски, фломастеры и мел. Деятельность направлена на выразительность образа, на изучение материалов для рукоделия на создание образа и формы. Пример «Животные».

Игра «Геометрические фигуры»

После игры учащиеся ярче представляют объёмные формы для деталей будущей игрушки.

Цель. Закрепить название основных геометрических фигур, и умение создавать образы предметов из предлагаемых плоских фигур любого цвета.

Игровая деятельность: Из предложенных фигур составить образ будущей игрушки- коты и медведи.

Домино «Виды рукоделия»

После игры учащиеся будут чётко представлять многообразие видов рукоделия.

Цель игры. Дать представления об основных видах рукоделия и способах их применения.

Игровая деятельность: Из предложенных карточек составить змейку по правилам игры Домино.

Тест

«

Ромашка

»

После игры учащиеся систематизируют полученные знания.

Цель игры. Закрепить основные понятия по темам.

Игровая деятельность: Вопросы напечатаны и размещены в форме лепестков ромашки, в центре ромашки тема. Выбирая самостоятельно лепестки, учащиеся дают описание процессам шитья, вышивки, вязания, перечисляют материалы и инструменты, используемые на занятиях, повторяют правила работы.

И

гра

п

азлы

«Вышиваем букет

»

После игры учащиеся смогут самостоятельно составлять эскизы будущих вышивок лентами.

Цель игры. Развивать умение составлять картинки в виде букетов цветов, разрезанных непривычным способом для работы на будущей вышивкой лентами.

Игровая деятельность: Учащимся предлагают собрать картинки по образцу. Картинка разрезана на составные части необычным способом: по размеру маленькие и большие, детали с неровными краями, которые необходимо подобрать не только по цвету, но и форме.

Вывод: Используя на занятиях рукоделия метод игры педагог сможет выявить у учащихся творческие способности, образное мышление, креативность. Работа с современными материалами, поможет улучшить качество работ, показать оригинальность замысла и найти свои средства выразительности в оформлении. Активно общаясь с педагогом, учениками, обсуждая свои идеи, разовьют коммуникативные навыки.