Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
- усиление способности родителей к пониманию и эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Структура занятия:
- приветствие;
- разминка;
- общий круг;
- прощание.
1.Упражнение «Имя – качество»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Оборудование: воздушные шары, маркеры.
Все участники сидят в кругу. Каждый, по одному берет воздушный шар и называет свое имя и свое положительное качество, начинающееся на букву, с которой начинается имя.
2.Упражнение «Найди своего ребенка»
Цель: вовлечение детей и родителей в групповое взаимодействие, создание позитивного настроя в группе.
Родителю завязываются глаза. Подводятся несколько детей, среди которых его ребенок. Он должен найти своего ребенка среди других только дотрагиваясь до рук.
3.Упражнение «Пословицы»
Цель: формирование правильного отношения к ситуации, а также навыка самоанализа.
Группа получает части предложения, которые необходимо соединить, так, чтобы получились целые пословицы. Необходимо собрать 2 пословицы. Таким образом, образуется две подгруппы. Каждой подгруппе предлагается подумать и пояснить, что имели, введу наши предки.
(Если ребенка) (не научишь) (в пеленках), (то не научишь) (и в подушках).
(Когда отец) (говорит «так»,) (а мать «сяк»,) (растет ребенок) (как сорняк).
4.Упражнение «Ситуации»
Цель: Привлечь родителей и детей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского поведения.
Участникам предлагаются ситуации различного способа взаимодействия между членами семьи. Родители и дети должны обыграть ситуацию и совместно с психологами найти правильный выход из нее. (Приложение 1)
5.Игра «Вопрос – ответ»
Цель: активизация интереса родителей и детей к личностным качествам друг друга.
Предлагается двум участникам тренинга (родителю и его ребенку) ответить на вопросы: задается вопрос родителю, пока он думает, ребенок пишет ответ, не показывая ответ родителю. Родитель отвечает на вопрос и сравнивается ответ с ребенком. Потом они меняются.
6.Упражнение с элементами арт-терапии «Символ семьи»
Цель: формирование ценностных представлений о семье.
Родителям предлагается создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы всем об их семье. После выполнения задания, все участники тренинга рассказывают о своем рисунке, делятся впечатлениями о своей семье.
7.Рефлексия
Участникам предлагается поделиться своими впечатлениями о тренинге. Ведущие просят родителей и детей взять воздушные шары с именами и пройти на улицу.