РОЛЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Мастер-класс для родителей.
Щинова Анжелика Анатольевна
учитель - логопед
первая квалификационная категория
МАДОУ д.с. «Колобок»
п. Пелым
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Совершенствование мелкой моторики непосредственно влияет на совершенствование речи детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Исследованием этой проблемы занимались В.А. Сухомлинский, М.М. Кольцова, Н.И. Новиков, И.П. Павлов. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи.
Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни малыша. Среди них – пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, природным материалом, крупой, игры с пуговицами и шнуровкой. Все эти занятия помогут ребенку научиться быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Цель:
С помощью нестандартного оборудования развивать мелкую моторику, стимулировать умственную деятельность, способствовать хорошему эмоциональному настрою, снижать психоэмоциональное напряжение, расширяеть словарный запас.
Задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие речемыслительной деятельности;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- создание положительного эмоционального фона;
- формирование коммуникативных навыков.
Практическая часть мастер-класса:
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.
Традиционно провожу игру с применением нестандартного оборудования в начале занятия, что создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Для детей старшего дошкольного возраста подбирается одна игра на две недели. Предлагаю пример одной из таких игр:
Логопед проговаривает и показывает действия с предметом (шестигранным карандашом), дети выполняют вместе с педагогом.
Карандаш в руках катаю, (дети крутят карандаш между ладонями).
Между пальчиков верчу, (пропускают карандаш между двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках).
Непременно каждый пальчик быть послушным научу (крутят карандаш между ладонями).
Грани карандаша, счётных палочек и неровные выпуклости массажных мячей легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одновременно с движениями пальцев рук дети проговаривают стихотворение, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Предлагаю еще одну игру с платочками:
«Стираем вместе с мамой»
Мама вечером стирала,
А я рядышком стояла,
Не стирала-охала-ох,ох,ох!..
Да глазами хлопала-хлоп,хлоп,хлоп!..
Да ногами топала-топ,топ,топ!..
Лучше б было не стоять,
А взять маме помогать!
(Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.Поворачивают головой вправо,влево.Дети топают ногами.Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.)
Вывод:
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу очень важно развивать мелкую моторику. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития мелкой моторике эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц и для других органов.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.