Сценарий внеклассного мероприятия 
?Мир без нацизма. 11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей?
Цели урока: 
- расширить представление учащихся о преступлениях фашизма;
- воспитывать непримиримое отношение к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества;
- предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символов;
- развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей;
- способствовать воспитанию гуманизма, патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Оформление зала:?карта ?Великая Отечественная война? (1941-1945 гг.); фотоснимки узников из концлагерей, свечи.
Возрастные группы обучающихся:?1-2 курсы
Слайд 1 (титульный лист презентации).Слайд 2. Высказывания: ?Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!??
Ученик читает отрывок из поэмы Роберта Рождественского ?РЕКВИЕМ?.
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
Педагог. Меняются поколения, проходят десятилетия, но эта историческая дата 9 мая по-прежнему остается священной для каждой нации, каждой страны, которым дороги идеалы свободы и гуманизма. Верность таким ценностям сплотила наши народы в совместной борьбе с нацизмом – с идеологией насилия, агрессии и расового превосходства. И сегодня демократия, и свобода, справедливость и гуманизм по-прежнему объединяют нас в строительстве безопасного и цивилизованного мира.
Нацизм принес народам мира и Европы невиданную трагедию. Самый просвещенный континент столкнулся с самым изощренным варварством, с агрессией и холокостом, с преднамеренным истреблением миллионов людей по национальному признаку – славян, евреев, цыган.
Нацизм тогда, как и международный терроризм сегодня, был врагом человеческого достоинства, самых священных свобод и ценностей, в первую очередь – права на жизнь. Он не скрывал своих целей в отношении народов Европы и всего мира – порабощение, ассимиляция, этнические чистки. В схватке с таким врагом никакие договоренности и примирение были невозможны. Для нашего народа, как и для многих других, поражение означало потерю национального суверенитета, государственности, физическое истребление.
Прежде всего, нужно разобраться со смыслом слов, которые мы будем употреблять. Что такое фашизм? Нацизм сегодня: что это? В чем проявляется дискриминация? Кто такой патриот?
Слайд 3
НАЦИОНАЛИ́ЗМ - 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их ?полноценности?. Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. 
Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. 
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
ФАШИЗМ (итал. fascismo - от fascio - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет ?вождя?, ?фюрера?. Непременные элементы идеологии и политики - всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к ?чужим? национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. 
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
1-й чтец. Отправной точкой событий, приведших ко Второй мировой войне, стал приход нацистов к власти. Нацизм как идеология или течение возник в Германии вскоре после окончания первой мировой войны. Эта идеология является открытым сочетанием социализма с крайним национализмом, шовинизмом и расизмом. Часто нацизм отождествляется с личностью Гитлера. Но нацизм — это целая система основанная Гитлером и его сподвижниками. Этому способствовали также экономические и политические условия Германии, и в определенной мере менталитет элиты и народа. Развернув террор внутри страны, они одновременно начали подготовку к внешней агрессии. 
Слайд 4
2-й чтец. Германия потерпела поражение в первой мировой войне и находилась в тяжелейшем положении. Кругом царила разруха и голод. Версальский мирный договор 1919 года стал тем объективным моральным унижением немецкого народа, который, в конечном счете, привел к власти нацистов. Здесь неожиданно на политическом поле появляется ветеран первой мировой войны, ефрейтор Адольф Гитлер. В том же году он создает свою партию, именуя ее Немецкой рабочей партией. Вокруг него собираются лица с ультраправыми националистическими взглядами. В своих взглядах аппелируя к древнегерманским и тевтонским эпохам, а также двум рейхам, Гитлер вырабатывает новые националистические взгляды, дополняя их антисемитизмом и расизмом.
1-й чтец. Программа этой партии состояла из 25 пунктов, основными из которых были: ликвидация последствий диктата Версальского мирного договора; приобретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения; восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта); очищение германской территории от ?засоряющих? её ?инородцев?, прежде всего евреев; освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий; решительное противостояние коммунистической идеологии; улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта. 
Слайд 5
2-й чтец. Немецкая рабочая партия имела и свою свастику. Свастика – это древний языческий символ. Как знак солнца свастика встречалась во всех частях света. Можно найти свастику и на древних славянских орнаментах. Но в Германии Гитлера свастика стала эмблемой фашисткой партии, а позже главной государственной эмблемой, включенной в герб и флаг. Можно сказать, что свастика – это главный символ гитлеровской Германии. После разгрома фашизма, с 1945 года, свастика становится символом варварства и человеконенавистничества, эмблемой всех зверств и преступлений нацизма. Все народы мира, все страны отказались от употребления свастики как символа фашизма, несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма. 
1-й чтец. Еще одна нацистская эмблема – сдвоенные молнии – это эмблема СС, специальных войск, подчиненно лично Гитлеру. А череп с костями – это эмблема дивизии СС ?Мертвая голова?. В ведении СС находились концентрационные лагеря и лагеря смерти, в которых погибли миллионы людей. Руководители СС были основными организаторами террора и уничтожения людей по расовым признакам, политическим убеждениям и государственной  принадлежности. Члены СС причастны к множеству военных преступлений и преступлений против человечности. Нюрнбергский трибунал признал большую группу членов СС преступниками.
Слайд 6
2-й чтец. В 20-е годы группа немецких ?ученых? стала пропагандировать идею уничтожения людей, чьё существование они объявляли бесполезным. В ?бесполезные?  они зачислили некоторые категории инвалидов и умственно отсталых. Была даже отчеканена формула: ?Жизнь, не стоящая жизни?. Эти идеи с готовностью подхватили нацисты, чья идеология требовала от общества помогать ?здоровы? и избавляться от больных и ?увечных?. Евреи и цыгане представляли как бы внешнюю угрозу для немецких ?народных масс?. А физически и психически неполноценные и все остальные, по тем или иным причинам не соответствующие официальному представлению о ?германской нации?, считались внутренней угрозой. Было объявлено: поскольку эти люди не вносят своего вклада в экономику, они становятся непосильным бременем для здоровых и производительных сил общества. С расово-биологической точки зрения они признавались ?некачественным материалом?, а их болезни – наследственными и угрожающими здоровью нации.
Слайд 7
1-й чтец. Гитлер и его партия никогда не скрывали ни своего принципиально расистского взгляда на человечество, ни своего отвращения к демократическому обществу его ценностям. Для нацистов не было ничего выше расы. Человеческая личность не имела никакой ценности, служила всего лишь винтиком в машине расистского государства. Эта идеология стала насаждаться сразу после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 года.
Слайд 8
2-й чтец. Геноцид евреев в Европе, проводимый нацисткой Германией во время Второй мировой войны, обычно называют греческим словом ?Холокост?. Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы, преступление, которое, по мнению большинства людей, необходимо понять и изучить. Тяжёлые испытания выпали, на долю населения Советского Союза.
1-й чтец. Миллионы невинных людей погибло во время карательных операций и в специально  созданных лагерях уничтожения. Едва ли когда-нибудь удастся установить точное число пострадавших от нацисткой идеи ?расово чистой? Великой Германии, но масштаб преступлений несомненен.
2-й чтец. ?Холокост? унёс жизни около шести миллионов европейских евреев. Жертвами геноцида стали несколько сот тысяч цыган, более ста тысяч физически неполноценных людей и так называемых ?асоциальных? элементов, миллионы поляков, советских мирных граждан и военнопленных.
1-й чтец. Совершённые преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны ещё и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности. 
2-й чтец. В 1939 году нацисты издали указ, согласно которому польские евреи должны были оставить свои дома и переехать в специально отведённые для них районы особо указанных городов. Первые гетто появились в начале 1940 года. Условия жизни в этих местах стали невыносимыми. Гетто оказались смертельными ловушками. Раздобыть топливо зимой стало так трудно, что обычный уголь звали ?чёрным жемчугом?. Еды не хватало. Резко возросла ?естественная? смертность. 
Слайд 9
1-й чтец. Систематическому уничтожению европейских евреев и цыган предшествовали секционированные государством убийства немецких калек, психических больных и ?асоциальных? элементов. Жертв, которыми стали пациенты приютов и клиник,  собирали по всей Германии и Европе. Обычным явлением стали также массовые расстрелы еврейского населения в странах Балтии и оккупированных районах Советского Союза. Одна из самых крупномасштабных акций была проведена 29-30 сентября на окраине Киева, в Бабьем Яре, где от их рук эсэсовских карателей и полиции погибли 33 тысячи триста семьдесят один человек.
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы.
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы.
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал, 
Хотя, когда я был с живыми, 
Я этой женщины не знал.
Моё дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
(Илья Эренбург. ?Бабий Яр?)
Слайд 10
2-й чтец. Массовые расстрелы привлекали слишком  много внимания, отрицательно сказывались на моральном духе солдат и требовали времени. Поэтому фашисты перешли к другой тактике. Концлагерь ?Освенцим? называли символом жестокости человека 20 века. Здесь постоянно дымились трубы 15 крематориев, работали газовые камеры, в которых людей отравляли ядовитым газом ?Циклон?. Но газовая камера, по мнению фашистов, самый ?гуманный? вид смерти. Гораздо страшнее участь тех, на ком нацисты проводили опыты: ампутировали органы, заражали сыпным и брюшным тифом, газовой гангреной и другими инфекциями.  Всего на территории Германии оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 млн человек. Каждый пятый из них – ребенок, 11 млн уничтожены. 
1-й чтец. В годы второй мировой дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто. Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Первые дети попали в лагерь уже в июне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации. Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах. Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Никто из них не смел, покидать блок. Лагерное начальство полагало, что детям достаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и вечерних аппелях. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: ?Лучше следи за своим ублюдком!?. Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.
2-й чтец. Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать внутрь разные средства. После всех этих приемов дети неизменно погибали. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководили  всеми этими опытами немецкие врачи. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день. В лагерях отдельно содержались дети, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали.
1-й чтец. Саласпилс?- лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии и предназначенный для массового уничтожения людей. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которые умирали мучительной смертью.  По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.?Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих способов истребления людей: нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами; голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти. Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания; отравление больных детей и взрослых мышьяком; впрыскивание различных веществ (в основном - детям); проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей); частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей); применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы; пытки; смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников; тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями; тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока); казнь через повешение; смерть в душегубках - специальных газовых камерах, установленных в автомашинах (?Газенвагенах?); закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года); убийство путём раздробления голов прикладами - способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей ?в целях экономии боеприпасов?.
2-й чтец.? В??апреле 1945?года случилось то, о?чем мечтали тысячи узников фашистских концлагерей. Заключенные Бухенвальда, узнав о?приближении союзнических войск, подняли восстание и?вырвались на свободу. В?память об этом событии 11 апреля отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей. 
Годы войны и немецкой оккупации принесли неимоверные страдания и смерть миллионам советских граждан.  Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года и закончилась 2 сентября 1945 года. Эта была самая массовая и кропотливая война в истории человеческой цивилизации. Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом, национализмом  – общие потери населения всех стран планеты составили 50 млн. человек, из них 26,6 млн. человек – общие потери советского народа в Великой отечественной войне. 
?Это не смерть на войне с оружием в руках,  смерть людей, которые оставили где-то дом, семью, пашню, песни, книги, традицию, историю. Это пресечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа…Это уничтожение нации?, писал Василий Гроссман.
Слайд 11
Педагог. Преступления фашистов не остались безнаказанными. ?Суд истории? - так назвали судебный процесс над главарями гитлеровской Германии. Две недели в немецком городе  Нюрнберге заседал Международный военный трибунал, который признал нацисткой партии. 11 главарей фашистов приговорены к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение. Трупы повешенных сожгли, а прах развеяли с самолёта по ветру. Других фашистских руководителей приговорили к пожизненному заключению, к различным срокам заключения. Не ушли от возмездия и врачи, которые проводили, которые проводили бесчеловечные эксперименты над заключенными концлагерей. К суду были привлечены 23 врача. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.
После Нюрнбергского трибунала многим казалось, что с фашизмом покончено раз и навсегда…Но вот опять появилась свастика – уже на улицах российских городов. Среди русских мальчишек объявились поклонники Гитлера. И это в России, которая больше всех стран пострадала от фашизма! В России предусмотрена ответственность за демонстрацию нацистских символов. Статья 20.3.КоАП РФ. Пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики или символики.
27 января во всем мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста, или День памяти жертв нацизма по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В принятой тогда резолюции ООН говорилось о недопустимости отрицания Холокоста как исторического события, а также содержался призыв развивать образовательные программы о геноциде и охранять как исторические памятники места, где происходили массовые убийства евреев. Сегодня в Украине возродились украинские нацисты. Более того, нацистская партия ?Свобода? вошла в парламент Украины. Сегодня они вместе с другими праворадикальными экстремистскими группировками уничтожают центр Киева, захватывают государственные учреждения, устраивают факельные шествия по улицам столицы и региональных центров, уничтожают памятники советским воинам-освободителям Украины от нацистов Германии. В Украине в этом году Международный день памяти жертв Холокоста, организованный Украинским еврейским комитетом совместно с еврейской общиной Киева, был отменен. И это при том, что только в Бабьем Яру в Киеве во время немецкой оккупации, по оценкам историков, было расстреляно более чем 150 тысяч человек: евреев, цыган, украинцев, русских, а также советских военнопленных. Спаслись из Бабьего Яра только 29 человек.
День памяти жертв нацизма – это не только Холокост. Это скорбь и слёзы по невинно убиенных нацистами людей всех национальностей. Это межнациональный День памяти. В это день мы чтим память миллионов военнопленных, политических деятелей-антифашистов, представителей всех национальностей планеты Земля, которые систематически уничтожались нацистами и их пособниками.
Эта память должна сохраниться в истории страны, в памятниках, в учебниках и, прежде всего, в решительном совместном стремлении народа и власти предотвратить и уничтожить нацизм, как идеологию геноцида и других тяжких преступлений против человечества.
Российский народ всегда чувствовал себя частью большой европейской семьи, был связан с ней едиными культурными, моральными, духовными ценностями. На своем историческом пути мы прошли те же этапы становления демократических, правовых и гражданских институтов. И потому демократический и европейский выбор народов России вполне закономерен. Это суверенный выбор европейской нации, победившей нацизм и знающей цену свободе. Сражаясь с нацизмом, наши народы не только нес свободу другим, но и сам расправлял плечи, укреплял внутреннее достоинство. И в этом смысле истоки демократических перемен 90-х годов, преобразивших наше общество и государство, находятся, в том числе и?в победном мае 1945 года. По решению ООН 8 и 9 мая объявлены днями памяти и примирения. 
Память о войне, о жертвах войны набатом звучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. 
Давайте почтим память о погибших минутой молчания.
Минута молчания (Зажигаются свечи)





















Список литературы
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во политической литературы, 1988- 414 с.
Новая Иллюстрированная энциклопедия. Кн. 16. Ро – Ск. – М.: Большая Российская Энциклопедия, ООО ?ТД ?Издательство Мир книги?, 2006. – 256 с.: ил.
Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения ?Мосгорархив?, 2002. – 504с.