Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Колокольчик» р. п. Линево
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Практические рекомендации и обучение воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания детьми выразительных образов героев»
Подготовила и провела:
С.И. Ивлева
2023г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования этюдов и упражнений для создания детьми выразительных образов героев.
Задачи:
1. Дать педагогом практические рекомендации по использованию театрализованных упражнений, этюдов в театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками.
2. Научить педагогов использовать театрализованные упражнения, этюды в разных формах работы с детьми.
3. Стимулировать педагогов к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
Форма проведения: краткая консультация, практическое занятие
Оборудование: проектор, экран, презентация.
Ход семинара-практикума
Уважаемые коллеги, тема семинара-практикума «Практические рекомендации и обучение воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания детьми выразительных образов героев».
«Театр – это волшебная страна,
в которой ребёнок радуется,
играя, а в игре познаёт мир».
С.И. Мерзлякова
(доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ)
Актуальность: Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умению внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театрализованная деятельность детей может быть организована:
- в утренние и вечерние часы;
-в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
-как специальные занятия в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство детей с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, для передачи выразительного образа героя. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают театрализованные этюды и упражнения.
Существует огромное количество театрализованных упражнений и этюдов, которые направлены:
-во второй младшей группе на формирование простейших образно-выразительных умений (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
-в средней группе на обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
-в старшей группе на совершенствование художественно-образных исполнительских умений;
-в подготовительной группе на развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий.
Перечень групп театрализованных упражнений и этюдов:
•упражнения на снятие мышечного напряжения;
•упражнения на развитие воображения;
•упражнения на развитие внимания и памяти;
•этюды на выразительность интонации, жестов, движений и мимики.
А теперь предлагаем Вам рассмотреть некоторые театрализованные упражнения и этюды на практике.
Упражнения на напряжение мышц:
• «рубить» дрова;
• нести очень «тяжёлый» чемодан;
• «поднимаем» тяжёлую штангу.
Упражнения на снятие мышечного напряжения. Дети в большинстве своем от природы скованны, сжаты. Это сказывается на их характере поведения. Для снятия мышечного тонуса предлагаем следующие упражнения:
• «Спящий человек» («заснуть» на стуле);
•«Цветок» (потянулись вверх всем телом, руками – «цветок радуется солнцу», сбросить кисти рук вниз – «солнце пряталось, цветок поник», согнули руки в локтях – «цветок сломался»; весь корпус, руки и голова наклонились - «цветок завял»);
•«Веревочка» (руки в стороны - «веревки упали», руки сбросить и болтаются пока не остановятся);
Упражнения на развитие внимания, памяти.
•«Хлопки в ладоши» Дети хлопают в ладони, когда воспитатель говорит слово, о котором договорились в начале игры.
•«Кто ушел?» Дети стоят в шеренге, водящий ребёнок отворачивается. Кто-то уходи. Водящий говорит кто.
•«Чего не стало?» Дети запоминают предметы, педагог убирает один предмет
Упражнения на развитие воображения. Его цель: развитие фантазии, творческой активности. Ребёнок не должен мыслить односторонне.
• «Лягушка» (передавать друг другу мяч со словами «лягушка»).
• «Закорючки» Рисуем друг для друга закорючки. Меняемся листочками и превращаем закорючки в рисунок.
•«Небылицы» Предложить ребёнку нарисовать предмет, или животное, или растение, которого не существует, и рассказать про него.
•«Смешинки» Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет какой-либо предмет напр. кастрюля. Нужно быстро ему придумать смешное название (напр. варилка) (ложка, телевизор, фен, мясорубка, веник).
А теперь переходим к приему, который непосредственно связан с театральной деятельностью - это этюды.
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Этюд — это короткая сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Этюды направлены на выразительность интонации, жестов, движений и мимики.
Для того, чтобы пробудить у детей интерес к игровым этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры 10–20 минут в зависимости от возраста детей.
В подборе литературной основы для игровых этюдов следует руководствоваться следующими критериями:
-подбор художественного слова должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, чтобы этим вызвать у него яркий эмоциональный отклик;
-содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к происходящему, оно должно подходить для драматизации;
-обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей, побуждение детей к активности и самостоятельности действия.
Этюды должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию с акцентом на модель положительного поведения.
Этюды классифицируются:
-на выражение основных эмоций (мимика)
-на выразительность жестов, движений всего тела (пантомима)
-на воспроизведение отдельных черт характера (интонация)
Что такое мимика? Это работа мышц лица, выражающая эмоциональное состояние человека (радость, грусть, злость, удивление). Цель этого упражнения - развитие выразительного движения мышц лица.
•«Эмоции» (показать, как грустите, злитесь, удивляетесь);
•«Фрукты» (показать «кислый лимон», «сладкое яблоко»);
Что такое пантомима? Это передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом. Цель: развитие выразительности движения тела и лица. Эти упражнения нужны, чтобы дети не выполняли движения как роботы.
•«Разговор через стекло» (Показать руками или пальцами): «иди сюда», «уходи», «благодарю», «согласен», «не согласен», «стой на месте!», «давай, помиримся», «я тебя люблю!», «я боюсь».
•«Стихи без слов»
Воспитатель читает стих, ребёнок изображает
Белка в тележке
Везет орешки.
Кудрявый барашек
С букетом ромашек.
Катит медвежонок
Мёду бочонок,
А кот полосатый
Принес двух мышей.
•«Зверята» (изображать зверей движениями).
•«Отгадай профессию» (по характерным движениям и позе);
•«Отгадай, каким образом происходило путешествие» (на лодке самолёте, поезде и пр.);
•«Отгадай, какая на улице погода»
•«Определи по походке прохожего» (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)
Что такое интонация? Это передача чувств, своё отношение к чему-либо интонацией голоса.
• Фраза «Мы поставим в печь пирог»
Повторить эти слова как медведь (низким голосом, медленно, растопырив лапы).
Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).
Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).
Сказать как мышки. (Тоненьким высоким голоском, движения показывать пальчиками).
Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы убедились в огромном развивающем значении театрализованных упражнений и этюдов, они помогут педагогу раскрыть и развить творческие способности детей, раскрепостить их, а это значит, что дети не будут бояться «сцены», и их роли будут яркими выразительными, неповторимыми.
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами выдающегося педагога-психолога Бориса Михайловича Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»