* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Искитимского района Новосибирской области

детский сад «Колокольчик» р. п. Линево

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Практические рекомендации и обучение воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания детьми выразительных образов героев»

Подготовила и провела:

С.И. Ивлева

2023г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования этюдов и упражнений для создания детьми выразительных образов героев.

Задачи:

1. Дать педагогом практические рекомендации по использованию театрализованных упражнений, этюдов в театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками.

2. Научить педагогов использовать театрализованные упражнения, этюды в разных формах работы с детьми.

3. Стимулировать педагогов к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

Форма проведения: краткая консультация, практическое занятие

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Ход семинара-практикума

Уважаемые коллеги, тема семинара-практикума «Практические рекомендации и обучение воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания детьми выразительных образов героев».

«Театр – это волшебная страна,

в которой ребёнок радуется,

играя, а в игре познаёт мир».

С.И. Мерзлякова

(доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ)

Актуальность: Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умению внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

- в утренние и вечерние часы;

-в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

-как специальные занятия в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство детей с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, для передачи выразительного образа героя. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают театрализованные этюды и упражнения.

Существует огромное количество театрализованных упражнений и этюдов, которые направлены:

-во второй младшей группе на формирование простейших образно-выразительных умений (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

-в средней группе на обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

-в старшей группе на совершенствование художественно-образных исполнительских умений;

-в подготовительной группе на развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий.

Перечень групп театрализованных упражнений и этюдов:

упражнения на снятие мышечного напряжения;

упражнения на развитие воображения;

упражнения на развитие внимания и памяти;

этюды на выразительность интонации, жестов, движений и мимики.

А теперь предлагаем Вам рассмотреть некоторые театрализованные упражнения и этюды на практике.

Упражнения на напряжение мышц:

«рубить» дрова;

нести очень «тяжёлый» чемодан;

«поднимаем» тяжёлую штангу.

Упражнения на снятие мышечного напряжения. Дети в большинстве своем от природы скованны, сжаты. Это сказывается на их характере поведения. Для снятия мышечного тонуса предлагаем следующие упражнения:

«Спящий человек» («заснуть» на стуле);

«Цветок» (потянулись вверх всем телом, руками – «цветок радуется солнцу», сбросить кисти рук вниз – «солнце пряталось, цветок поник», согнули руки в локтях – «цветок сломался»; весь корпус, руки и голова наклонились - «цветок завял»);

«Веревочка» (руки в стороны - «веревки упали», руки сбросить и болтаются пока не остановятся);

Упражнения на развитие внимания, памяти.

«Хлопки в ладоши» Дети хлопают в ладони, когда воспитатель говорит слово, о котором договорились в начале игры.

«Кто ушел?» Дети стоят в шеренге, водящий ребёнок отворачивается. Кто-то уходи. Водящий говорит кто.

«Чего не стало?» Дети запоминают предметы, педагог убирает один предмет

Упражнения на развитие воображения. Его цель: развитие фантазии, творческой активности. Ребёнок не должен мыслить односторонне.

«Лягушка» (передавать друг другу мяч со словами «лягушка»).

«Закорючки» Рисуем друг для друга закорючки. Меняемся листочками и превращаем закорючки в рисунок.

«Небылицы» Предложить ребёнку нарисовать предмет, или животное, или растение, которого не существует, и рассказать про него.

«Смешинки» Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет какой-либо предмет напр. кастрюля. Нужно быстро ему придумать смешное название (напр. варилка) (ложка, телевизор, фен, мясорубка, веник).

А теперь переходим к приему, который непосредственно связан с театральной деятельностью - это этюды.

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Этюд — это короткая сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Этюды направлены на выразительность интонации, жестов, движений и мимики.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к игровым этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры 10–20 минут в зависимости от возраста детей.

В подборе литературной основы для игровых этюдов следует руководствоваться следующими критериями:

-подбор художественного слова должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, чтобы этим вызвать у него яркий эмоциональный отклик;

-содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к происходящему, оно должно подходить для драматизации;

-обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей, побуждение детей к активности и самостоятельности действия.

Этюды должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию с акцентом на модель положительного поведения.

Этюды классифицируются:

-на выражение основных эмоций (мимика)

-на выразительность жестов, движений всего тела (пантомима)

-на воспроизведение отдельных черт характера (интонация)

Что такое мимика? Это работа мышц лица, выражающая эмоциональное состояние человека (радость, грусть, злость, удивление). Цель этого упражнения - развитие выразительного движения мышц лица.

«Эмоции» (показать, как грустите, злитесь, удивляетесь);

«Фрукты» (показать «кислый лимон», «сладкое яблоко»);

Что такое пантомима? Это передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом. Цель: развитие выразительности движения тела и лица. Эти упражнения нужны, чтобы дети не выполняли движения как роботы.

«Разговор через стекло» (Показать руками или пальцами): «иди сюда», «уходи», «благодарю», «согласен», «не согласен», «стой на месте!», «давай, помиримся», «я тебя люблю!», «я боюсь».

«Стихи без слов»

Воспитатель читает стих, ребёнок изображает

Белка в тележке

Везет орешки.

Кудрявый барашек

С букетом ромашек.

Катит медвежонок

Мёду бочонок,

А кот полосатый

Принес двух мышей.

«Зверята» (изображать зверей движениями).

«Отгадай профессию» (по характерным движениям и позе);

«Отгадай, каким образом происходило путешествие» (на лодке самолёте, поезде и пр.);

«Отгадай, какая на улице погода»

«Определи по походке прохожего» (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)

Что такое интонация? Это передача чувств, своё отношение к чему-либо интонацией голоса.

• Фраза «Мы поставим в печь пирог»

Повторить эти слова как медведь (низким голосом, медленно, растопырив лапы).

Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).

Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).

Сказать как мышки. (Тоненьким высоким голоском, движения показывать пальчиками).

Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы убедились в огромном развивающем значении театрализованных упражнений и этюдов, они помогут педагогу раскрыть и развить творческие способности детей, раскрепостить их, а это значит, что дети не будут бояться «сцены», и их роли будут яркими выразительными, неповторимыми.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами выдающегося педагога-психолога Бориса Михайловича Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»