УДК 378
Асланбекова Э.А., Махадов А.К.
СЛОВО О ВЕЛИКОМ СУЛЕЙМАНЕ СТАЛЬСКОМ – К 155 – ЛЕТИЮ «ГОМЕРА ХХ ВЕКА» (1869-2024)
Сулейман Стальский (1869-1937) – самобытный поэт – мудрец, автор высокохудожественных стихов и поэм, переведённых на десятки языков народов России и мира, патриот и интернационалист, классик лезгинской литературы, который прославил лезгинский народ и Дагестан далеко за пределами малой родины, уникальное явление в истории дагестанской, российской, советской, лезгинской и мировой поэзий, основоположник лезгинской литературы, народный поэт Дагестана. [2. С. 29]
Известные общественные деятели, ученые и писатели М. Горький, С. Липкин, Э. Капиев, Г. Цадаса, Т. Хрюгский, Г. Гаджибеков и др. оставили много добрых высказываний о личности С. Стальского и о его поэзии. самая высокая оценка из них – «Гомер ХХ века», данная М. Горьким на Первом съезде писателей в 1934 году. Сулейман Стальский – первый поэт, который своим оригинальным творчеством прославил и восславил Дагестан на всю огромную страну – СССР и Россию. С. Стальский – поэт – лирик, сатирик и философ. То, что он являлся поэтом – философом, отметили исследователи его творчества. Это А. Агаев, Г. Гашаров, Р. Кельбеханов, Ф. Нагиев, но как проблема рассматривается в представленной статье впервые.
Философские взгляды его связаны с его острой наблюдательностью, проницательностью, природной мудростью и знанием народного родного языка, на котором он сочинял свои поэтические шедевры критического, сатирического, юмористического, назидательного, воспитательного, патриотического и интернационального характера – стихи, песни, наставления, размышления, беседы и обращения. К ним относятся «Соловей», «Старшина», «Судьи», «Муллы», «Двуногий осел», «Богачи и чиновники», «На свержение царя» и др.
Философские взгляды поэта вытекают из быта и жизни своего народа, общественно – политического строя, существовавшего в стране, социально – экономической политики. Поэтому они вызвали интерес слушателя, народа, быстро распространились по Лезгистану, Дагестану, получили всенародное признание. На русский язык произведения поэта переводили известные в Стране Советов мастера слова – С. Липкин, Н. Ушаков, Э. Капиев и др. С. Стальский в жизни был честным, добрым, смелым, щедрым и мудрым человеком. Поэтому он смог критиковать и критиковал богачей, мулл, судей и чиновников. Поэтому и образ народа, его философия и характер в его стихах даны объективно. Он как будто чувствовал дыхание и веяние времени и эпохи. Настоящий мыслитель своего времени. в начале своей активной поэтической деятельности С. Стальский оригинально представил себя читателю:
Умеет Сулейман слагать
Стихи. Его душа – тетрадь!
И может ли поэт смешать
Хорошее с дурным? – Не может! [6, С. 125]
С. Стальский, отлично зная привычки, характер, гордый нрав своих земляков, в стихотворении «Кто ханом возомнил себя» советует «гордым» притупить свой эгоизм. Он считает, что плохо, когда «каждый лезгин из себя хана строит». Поэт «готов лечить хворь» таких людей. [6, С. 106-107]
Поэт видит недостатки современного общества, мира в целом, поэтому заявляет: «Интересно движется мир, не зная ни «вперед», ни «назад»; нет нисколько совести, не замечая свои грехи…». [6, С. 94]
Поэт выступает за раскрепощение женщины, за ее равноправие с мужчиной. В стихотворении «Выдача девушки замуж за старика» он критикует дикие нравы общества, унижающие честь и достоинство женщины. Обращаясь к «жениху» с юмором, временами и с сарказмом автор пишет: «Хотя ты стар и смотришь в горб, Жену ты ищешь, чтоб ей пятнадцать было…». [6, С. 121]
В начале ХХ века, особенно в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, самой распространенной темой в поэзии была тема свободы – освобождение трудящихся народов от гнета эксплуататоров. В этот период на арену, как поэт – патриот и поэт – философ, вышел С. Стальский, создавший ряд стихов и песен, которые посвящены проблеме достижения человеком свободы и независимости. В стихотворении «Как разбудить спящих?» (1918 г.) поэт хочет, чтобы его народ стал свободным, но народ не просыпается. Автор поясняет: «Свободу ждали племена, О ней мечтали издавна…»; призывает: «Подумай, темный мой народ!»; предупреждает: «Свобода ли это, коль народ Ее не знает и живет?!». [6, С. 72] В стихотворении «Свобода – счастье» поэт утверждает, что «свобода – счастье для народа», но народ не знает, как со свободой поступать: «все волнуются». А вдруг окажется «пустым трезвоном…Как тут быть?». [6, С. 67]
В стихотворении «Рабочий» становится ясно: «Рабочий завоевал свободу, поэтому он – свет для глаз государства и опора власти…». [6, С. 192] А в стихотворении «Свобода» поэт замечает: «Свобода – хорошая вещь, если народ узнает ее цену». Но как быть, рассуждает автор, если люди будут думать, что свобода – это «бесплатная халва», а на деле она окажется «черной смолой»?! Мудрец оказался прав – не всем свобода нужна, не всем она нравится, не все ее понимают и принимают, еще имеются и враги. Сулейман Стальский в своих произведениях высказывает оригинальные мысли, выступает как поэт – просвещенец, поэт – материалист, приходит к объективным обобщениям. Хотя поэт был верующий, он религию не хвалит, наоборот, критикует мулл, не признает чертей и чудовищ. В своих произведениях был больше материалистом, чем идеалистом. В стихотворении «Мусульманину» он призывает его «к свету руку протянуть, идти вперед, учиться письмо родному». [6, С. 122-123]
Поэт справедливо хвалил власть Советов – после той кошмарной жизни, какую прожили Сулейман и его народ до Советской власти, не хвалить новую власть было невозможно. После стихотворений «Мои песни – как плачь» и «Погибни, старый, мертвый мир!» искренне звучат стихотворения о новой жизни – «Советов власть», «Наша сила», «Первое мая», «Думы о Родине», «Горький» и многие другие. Поэт своими глазами видел возрождение народа. после победы Советской власти в каждом ауле Дагестана открылись светские школы и дома культуры, вышли газеты на родном и русском языках, заговорило радио, по которому на родном языке передавали разные сообщения и беседы на важные и нужные темы, национальные песни и музыку. Поэт не только хвалит, но и критикует недостатки новой власти, некоторых членов партии коммунистов. В стихотворении «Лжекоммунисты» (оно было написано в 1936 г. и в советские годы печаталось во всех сборниках и хрестоматиях) остро критикуются бесчестные члены партии:
Самонадеянны и горды,
Нагонят страх, они круты.
Куда же нам от них уйти?
Как царь иль шах они сидят…
Свою роль поэт видит в заключительной строфе:
Таких ты, Сулейман, карай,
Ты напоказ их выставляй.
Из них любому его пай
Обязан ты сполна воздать! [6, С. 188-189]
Поэт быстро откликается на все важные события, которые происходили в его жизни, в селе и стране. Каждое стихотворении С. Стальского – это самостоятельное произведение, сочиненное по определенному поводу, имеет свою тему, содержание, композицию, философию и сюжет. Много стихов о Родине: «Дагестан», «Дербент», «17 аулов моей Кюры», «Первое мая», «Срединная река» и др. В них само слово «Родина» звучит с особым чувством, с жизненно – бытовой философией: родина – это самый дорогой мир родителей, семьи, села и страны.
В стихотворениях о Родине поэт утверждает свободолюбивый, патриотический дух народа, его добрые намерения, яркие цели, благородные и героические поступки. Язык произведений С. Стальского – оригинальный, поэтичный, близкий к народному. Много в них эпитетов, сравнений и пословиц. Много пословиц и поговорок создал и сам поэт. Поэзия в жизни поэта выступает в трех ипостасях: 1) как форма познания действительности; 2) как метод воспитания слушателя (читателя); 3) как способ выражения своей философии, своего «Я».
Поэт всю жизнь боролся за честность, правду и справедливость. Очень бережно относилась к творчеству Сулеймана Стальского его супруга Айна. Поэт женился на ней после смерти Марият. Когда первая жена умерла и у остались дети, он женился на второй, чтобы она ухаживала за его детьми, чтобы она их любила. Айна воспитала пятерых детей Сулеймана как родных, заменив им мать. Дочери и сыновья Стальского выросли достойными своего знаменитого отца. В годы Великой Отечественной войны они добровольцами ушли на фронт.
Младший сын Мусаиб погиб под Сталинградом, старший Магомед Юсуф Похоронен в Керчи, домой вернулся средний сын Мирзе-Юсуф. Дочери Зубаржат и Шейриханум бережно хранили память о своих братьях - солдатах Великой победы. Самому Сулейману Стальскому не суждено было знать, каких героических сыновей он воспитал. На эту войну добровольно ушли трое сыновей народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского. Они ушли из родового дома, где с 1950 года открыт Мемориальный музей поэта. Старший сын Магомед-Юсуф и младший сын Мусаиб, он же депутат Верховного Совета РСФСР, талантливый поэт, погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Средний сын — Мирзе-Юсуф вернулся с боевыми наградами. В Волгограде есть улица имени Сулеймана Стальского, оказывается еще и имя его сына высечено на Мамаевом Кургане. У Сулеймана Стальского было трое сыновей. Двое погибли на фронтах Отечественной войны. Один из них пал под Сталинградом, его имя высечено на Мамаевом кургане.
Воевал в армии под командованием Чуйкова. Однажды командир вызвал его, чтобы направить в разведку, проверить, как далеко зашел враг. Отправлял три отряда по 10 человек. Услышав его фамилию, командир спросил, не имеет ли он отношения к Сулейману Стальскому. "Нет, отвечал молодой солдат, не считая того, что я его сын". - так, значит, у вас высшее образование? - да, подтвердил дагестанец. - значит, вы работали на руководящей работе? - все больше удивлялся майор. Услышав утвердительный ответ, спросил: значит, вы были депутатом Верховного совета страны?! И он предложил сыну поэта работать в штабе с документацией. Молодой дагестанец знал, что идет на смерть, разведка не сможет спастись, но отказался от такого предложения. Он погиб, как погибли и все 30 разведчиков, ценой своей жизни, сумевшие дать необходимые сведения.
Он в стихотворении «Где правда времени, друзья?» описывает картину мира, где нет правды: «Мир изменил свое лицо… Петух кружится над орлом…Хмелеют без вина теперь…Шакалы воют в тишине…Нам обещали вечный рай…Обманут наш родимый край…». [6, С. 98-99]
С. Стальский – знаток народной жизни, он в своих произведениях читателю ярко показывает адаты, обычаи и традиции, характеры и нравы, психологию и философию народа. поэт дает мудрые советы и наставления. Они звучат просто, ясно и мудро, как народные пословицы. Поэтому стихи, полные назиданий, имеют однотипные названия. В стихотворении «Назидание», созданном в 1919 году, поэт учит, что «нехорошо»:
Вводить людей бесчестных в дом
И в свой домашний круг – нехорошо.
Идти неправедным путем
И сеять ложь вокруг – нехорошо… [6, С. 103]
Стихи – назидания касаются людей всех возрастов, автор несколько советов дает и молодым поэтам: «Служить лишь истине…И честь беречь…Пусть будет мысль в твоих стихах, предостеречь от слов пустых…Поэт – как факел путевой, Его зажечь необходимо». [6, С. 176]
Неизлечимым недостатком человека поэт считает отсутствие ума, поэтому пишет: «От глупости лекарства нет». Поэт знал, что он делает – кого критикует, кого хвалит, поэтому в стихотворении «Злой у тебя язык, Сулейман» себя учит уму – разуму:
Ты, Сулейман, не всюду пой,
Чтобы не встретиться с бедой… [6, С. 70-71]
Но поэт не может молчать, поэтому спрашивает: «Какой в этом интерес?». Философия поэта выражена также в поэмах и драме «Саяд», созданной в соавторстве с сыном Мусаибом, выступлениях и беседах. Поэтическим творениям С. Стальского характерны глубокое содержание, четкие рифмы и стройная ритмика, композиция, главная идея и образный язык. Поэт обогатил родную литературу Дагестана новыми темами, формами и жанровыми разновидностями – стихами – наставлениями, стихами – призывами, стихами – речами и стихами – обращениями. Философия и жизнь С. Стальского многослойна, в ней выражено самое ценное и нужное – что нужно обществу? Каким должен быть человек? Как воспитывать патриота и интернационалиста? Вот в этом и суть жизни и философии поэта. Философия и рассуждения Стальского, в первую очередь, сфокусирована на человеке, который является главным объектом и субъектом одновременно его деяний, забот, хлопот и мудрых рассуждений. Она – результат отражения жизни, быта и духа поэта. Его стихи звучат как современные и злободневные, поэтому Арбен Мехеддинович Кардашов отмечает: «С. Стальский был и остается самым современным поэтом Кавказа и России». [6, С. 9]
По воспоминаниям современников поэта, записанным в 1938 году (они хранятся в Госархиве РД), С. Стальский односельчанам давал умные советы, верно определял будущие поступки местных руководителей, предсказывал прогноз погоды. Оправдалось и последнее предсказание поэта. Он перед смертью собрал сыновей и сказал: «По поводу моего трупа у руководителей могут быть разговоры…Вы не мешайте им» («Дружба», 1985, №4, 121 – 123; лезг. язык). по решению правительства ДАССР прославленного поэта похоронили в Махачкале. В 1994 году в Азербайджане состоялось мероприятие в честь С. Стальского. Выступление внучки поэта Лидии Стальской поразило всех. На мероприятии были прочитаны стихи поэта, также был показан фильм, снятый в киностудии Азербайджан фильм имени Джафара Джаббарлы. Примером уважительного отношения является и то, что в 1959 году, когда в Азербайджане была опубликована антология дагестанской литературы, она начиналась стихами С. Стальского. В этой же книге жизнь и творчество известного поэта было проанализировано профессором Панахом Халилом. Он осветил и творчество С. Стальского и эпоху, в которой жил поэт.
С. Стальский – действительно великий поэт. Он написал шедевры ашугской поэзии на азербайджанском языке. Влияние ашуга Джамала в творчестве Стальского явно чувствуется. Ашуг Джамал – это поэт, творчество которого мало известно в Азербайджане. Он жил в конце XVIII- начале XIX вв. в селе Зейем. Совсем недавно нашли его стихотворения и опубликовали. Мотивы его произведений очень близки стихам С. Стальского. Интересно, что внуки Ашуга Джамала говорят, что он очень часто выступал на свадьбах в Дагестане. Возможно, ашуг Джамал и Сулейман Стальский были даже знакомы. Ашуг Джамал очень часто писал о недостатках в обществе. Тоже самое можем увидеть и в творчестве Сулеймана. Воспевание человеческой, женской красоты, красоты природы очень широко распространено в ашугской поэзии, в том числе и в поэзии ашуга Джамала. Эти же темы встречаются и в поэзии Стальского.
Таким образом, здесь наблюдаются очень тесные литературные и культурные взаимосвязи между народами Дагестана и Азербайджана. Тому свидетельством является и близость литературных традиций в поэзии Ашуга Джамала и Сулеймана Стальского.
Стихи и произведения С. Стальского на родном, дагестанских и русском языках больше 100 лет изучаются в школах, училищах, институтах, колледжах и ВУЗах Дагестана. например, в настоящее время по учебной программе в 5-10-х классах лезгинских школ изучаются более 15 стихотворений: «Быть мужчиной хорошо!», «Богачи и чиновники», «Воспитание», «Горькому», «Дагестан», «Девочкам», «Каждый из себя хана строит», «Матери», «Муллы», «Мысли о Родине», «Некоторый дурак», «Рабочий», «Рассказ о себе», «Ребенку», «Судьи». [5]
Имя «Гомера ХХ века» вошло в историю лезгинской и дагестанской литературы, в различные справочники и энциклопедии СССР, РСФСР, РФ, ДАССР, РД, в том числе и в указанные ниже книги [1, С. 6], носят Лезгинский государственный музыкально – драматический театр, родной район, поселок Кизилюртовского района, библиотеки, улицы и другие объекты республики и страны, в том числе и теплоход «Сулейман Стальский». Имя Сулеймана Стальского в 1932 – 1957 гг. носил и Дагестанский педагогический институт (ныне – ДГУ). В связи с реорганизацией ДПИ и ДГУ в 1957 году ВУЗу дали имя В. И. Ленина. После развала СССР имя вождя мирового пролетариата молча сняли и с тех пор ДГУ остается «сиротой».
Список литературы
Акимов К.Х. Лезгинские писатели: Справочник. 2 доп. Изд. – Махачкала, 2015. – 344 с. (на лезг. яз
.
).
Акимов К.Х. Сто выдающихся лезгин
:
Справочник. – Махачкала
:
«Мавел», 2016. – 136 с.
Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы. – Махачкала, 2011. – 528 с. (на лезг. яз.).
Из сокровищницы лезгинской поэзии
:
Антология. Сост. Г. Гашаров. – Махачкала, 2015. – 400 с.
(на лезг. яз
.
).
Программы по лезгинской и дагестанской литературам.
V
-
XI
классы. – Махачкала, 2012. – 104 с.
(на лезг. яз
.
).
С. Стальский. Где правда времени? Сост. А. Кардашов. – Махачкала
:
Дагестанское книжное издательство, 2019. – 224 с.