Основная идея образовательной и воспитательной политики? ?От успеха в школе – к успеху в жизни!? Содержание, формы и методы работы с родителями Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника. Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Содержание работы с родителями состоит в следующем: 1)?повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2)?вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3)?участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности. Традиционные Нетрадиционные ●?Родительские собрания ●?Индивидуальные консультации педагога ●?Посещения на дому ●?Дни творчества детей и их родителей; ●?Открытые уроки и внеклассные мероприятия; ●?Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса. ●?Родительские тренинги ●?Родительские конференции ●?Дискуссии ●?Круглые столы ●?Устные журналы ●?Практикумы ●?Родительские вечера ●?Родительские чтения ●?Родительские ринги Традиционные формы 1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Рекомендации по проведению родительских собраний: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.; собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. 2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи. Примерная тематика консультаций для родителей Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый? ребенок.? Проблемы? застенчивости? и? пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей – друзья или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. 3.?Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни). 4. Открытые уроки Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Нетрадиционные формы 1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. 2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. 3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. 4. Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Примерные темы родительских вечеров Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. ?Можно? и ?нельзя? в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? Песни, которые пели и поют наши дети. 5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как ?детские гримасы?, ?любимая игрушка?, ?мой сказочный образ?, ?детские игры?, ?воспоминания детства?, ?фильм о моей семье?. 6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного? руководителя? с? родителями? учеников? ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок. Правила сотрудничества с родителями Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка. Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире. Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности. Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка. Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению. Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее. Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет. Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию. Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками. Педагогам и родителям на заметку: если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; если?ребенка хвалят, он учится быть благородным; если?ребенка поддерживают, он учится ценить себя; если?ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если?ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; если?ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова ?Каждому ребенку - свою долю аплодисментов?. HYPER13PAGE HYPER15 1
Работа творческого конкурса: "Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия"
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ