* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

"Влияние развития психических процессов на формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ЗПР элементами аутистического спектра"

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию влияния развития психических процессов на формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ЗПР и элементами аутистического спектра. В статье рассматриваются специфика развития когнитивных, эмоционально-волевых и коммуникативных процессов у данной категории детей и их воздействие на активную познавательную деятельность; рассматриваются различные психолого-педагогические подходы при организации воспитательно-образовательной работы с данной категорией младших школьников и будут предложены рекомендации для практической работы с учетом особенностей детей и их психического развития.

Ключевые слова: ЗПР, психические процессы, познавательная активность, аутистический спектр.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста определяет эффективность обучения. Но следует отметить, что младшие школьники должны не просто владеть тем или иным набором знаний, у них должно быть сформировано умение наблюдать, выявлять, сравнивать, рассуждать, обобщать, устанавливать общую связь между объектами, предметами, явлениями. Все выше изложенное, представляется возможным только при условии развития психических познавательных процессов, таких как, ощущение, восприятие, представление, внимание, мышление, воображение, память и речь. Можно выделить следующие средства активизации познавательной активности младших школьников: задания творческого характера, игры-драматизации, дидактические игры, игровые ситуации, нестандартные техники изобразительной деятельности, зрительная символика, лепка.

Все большее число людей осознает важность признания и учета индивидуальных различий у детей с ЗПР и аутизмом, что подчеркивает актуальность темы для общества и образовательных учреждений. Сдвиг от отделения и социальной изоляции к инклюзивному подходу к образованию подчеркивает важность понимания, как психические процессы могут влиять на учебные достижения и первоочередную необходимость учета этих аспектов в работе с детьми.

Возросли требования к разработке индивидуализированных программ: эффективное обучение требует понимания особенностей каждого ребенка, в том числе понимания влияния психических процессов на их учебные возможности и потребности [1].

Эти факторы подтверждают актуальность темы влияния развития психических процессов на формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития и аутизмом, и подчеркивают необходимость развития эффективных стратегий для работы с этой категорией детей в образовательных учреждениях [2].

Теоретические аспекты, связанные с развитием психических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра, охватывают ряд ключевых тем:

1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра. Природа проблем ребенка.

2. Проблемы развития психических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра.

3. Психолого-педагогические условия развития психических процессов: организация внимания, преодоление моторной неловкости, преодоление речевых проблем, учет особенностей мышления.

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития, имеющие элементы аутистического спектра представляют особую группу, у которой наблюдаются разнообразные особенности в психическом развитии, поведении:

навыки

в социализации

: дети испытыва

ют

затруднения

в создании и поддержании контакта

с окружающими, проявля

ют

ограничения

при общении с людьми.

о

граниченные интересы: они могут проявлять повторяющееся поведение

, заинтересованность в узкой области знаний или активностей.

п

оведение:

дети проявля

ют

стереотипно

сть

поведени

я

,

осуществляя

одну и ту же деятельность, или иметь проблемы

при изменении внешних обстоятельств и

обстановк

и

.

к

огнитивные навыки: наблюда

ю

тся ограничения в области обучения, моторики, внимания и концентрации.

а

утистические черты:

проявляется

повышенн

ая

чувствительность к определенным стимулам, проблемы

адаптации к

ситуациям

в социуме

и т

.

д

.

[4]

.

У младших школьников с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра могут наблюдаться следующие особенности познавательной активности:

о

граниченн

ость

интерес

ов

:

проявляют

заинтересованность в узких областях знаний, часто углубляясь в детали или фиксируясь на конкретных

занятиях или видах деятельности

;

коммуникативные

п

роблемы:

испытыва

ют

трудности в

восприятии

невербальных сигналов, в восприяти

и

эмоционального состояния окружающих, что

затрудняет

способность взаимодействия с учителями и сверстниками

;

с

енсорные особенности: дети могут проявлять гипер или гипо реакци

ю на звуки, свет, запахи или текстуры, что влияет на их способность сконцентрироваться и воспринимать информацию

;

о

граничения в обучении: дети могут нуждаться в индивидуализированной образовательной программе, которая учитывает их специфические потребности и уровень развития.

Важно отметить, что эти особенности могут проявляться в разной степени у различных детей, и индивидуальный подход к каждому ребенку важен для обеспечения эффективной образовательной работы и развития.

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра могут иметь особенности в развитии психических процессов:

1. Когнитивные особенности: дети могут испытывать трудности с обработкой информации, восприятием и пониманием новых материалов. Это может влиять на их способность учиться, осваивать новые навыки и справляться с учебными заданиями.

2. Эмоционально-волевые процессы: у детей с элементами аутизма и задержкой психического развития могут быть выраженные особенности в управлении и контроле своими эмоциями, формировании мотивации и саморегуляции поведения.

3. Внимание и концентрация: неразвитые психические процессы также могут влиять на способность детей удерживать внимание на задачах, сосредотачиваться и переключаться между разными видами деятельности.

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра имеют разнообразные особые образовательные потребности, которые требуют индивидуализированного подхода в обучении и воспитании:

1. Когнитивные потребности: могут потребоваться различные методы обучения для детей с задержкой психического развития и аутизма, такие как учебные программы с учетом специфических особенностей мышления, понимания, речи и восприятия.

2. Социально-эмоциональные потребности: многие дети с элементами аутистического спектра могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных отношений, поэтому они могут нуждаться в специальных методах социальной интеграции и поддержке в развитии социальных навыков.

3. Адаптивные потребности: дети с задержкой психического развития и аутизмом могут иметь особые потребности в обучении навыкам самообслуживания, ухода за собой, развитии мелкой моторики и других адаптивных навыков.

4. Коммуникативные потребности: дети могут нуждаться в особой поддержке в развитии речи, языка, коммуникации и использовании альтернативных способов общения, таких как пиктограммы или дополнительные коммуникативные устройства.

Таким образом, формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра требует комплексного подхода, включающего в себя индивидуальное планирование образовательных программ, разработку специальных методик и проведение работы с педагогами и родителями для обеспечения наиболее эффективной поддержки и развития каждого ребенка.

Когда речь заходит о рекомендациях по развитию психических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра, важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, их силы и слабости. Однако, в общем контексте можно выделить несколько рекомендаций:

1. Индивидуализированный подход: дети с такими особенностями требуют индивидуального планирования образовательных программ, учитывающих их конкретные потребности и уровень развития.

2. Визуальная поддержка: использование образной информации, символов, диаграмм и других визуальных средств может помочь детям с аутистическим спектром и задержкой в развитии лучше понять и усвоить материал.

3. Оптимизация окружения: создание специальных условий в классе и дома, чтобы минимизировать отвлекающие стимулы и обеспечить подходящую атмосферу для учебы и развития.

4. Специализированные методики обучения: использование методик, ориентированных на индивидуальные потребности, таких как АВА-терапия, TEACCH-подход и другие специфические методики, разработанные для детей с аутистическими спектрами.

5. Работа с родителями: вовлечение родителей в процесс обучения и развития, предоставление им рекомендаций и обучение специальным методикам, чтобы они могли продолжать работать с ребенком дома.

6. Обеспечение поддержки специалистами: сотрудничество с педагогами, специалистами по специальному образованию, психологами и специалистами по аутизму для разработки и реализации индивидуальных образовательных планов [3].

Эти рекомендации задают общий курс для эффективной работы с детьми с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра, но важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому процесс развития должен быть адаптирован к его индивидуальным потребностям [5].

Большинство ученых и специалистов в области специального образования признают важность индивидуального подхода в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития и элементами аутистического спектра. Они также подчеркивают необходимость использования специализированных педагогических методик, контроля за процессом обучения и постоянного анализа результатов [6].

Ученые также признают, что интеграция детей с подобными особенностями требует специальной поддержки образовательных учреждений, а также активного участия родителей, чтобы дети могли полноценно взаимодействовать со своим окружением и развиваться в соответствии со своими способностями.

Несмотря на все трудности, большинство ученых подчеркивают необходимость понимания и поддержки таких детей, поскольку они способны достичь успехов и преодолеть трудности при условии содействия их индивидуальной потребности в обучении и развитии [7].

Такие книги, как «Библиотека без барьеров: инструкция и советы профессионалам по работе с особыми детьми» автор Е. Хорошавина и «Консультирование особого ребенка как одна из форм помощи семье: результаты исследований, автор Е.А. Стребелева предлагают обзоры ключевых аспектов, связанных с аутизмом и задержкой психического развития, а также различные подходы к работе с детьми, испытывающими эти трудности. Некоторые из них предлагают практические советы для родителей и учителей, а другие привносят новейшие научные исследования в эту область.

Исходя из этого, важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и использовать специализированные методики и педагогические подходы для эффективной работы с этой категорией детей.

Список литературы

Палиевой Н. А., Борозинец Н. М., Прилепко Ю. В. Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы научных трудов V юбилейного Международного интернет-симпозиума (15 октября – 15 ноября 2019 г.) /под ред. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. – 187 с.

Вечканова, И. Г. Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве / И. Г. Вечканова // Дефектология. — 2022. — № 2. — Ст. 23-31.

Бабкина, Н. В. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н. В. Бабкина // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 12-22.

Белявский Б.В. К вопросу о систематике расстройств аутистического спектра как основе дифференцированного подхода к комплексному сопровождению / С.А. Морозов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — №6. — С.7-14.

Хорошавина, Е. Библиотека без барьеров: инструкции и советы профессионалам по работе с особенными детьми [Текст

]:

методическое пособие / Е. Хорошавина. —

М.:

РГБС, 2021. — 76 с.

Нигматуллина И.А. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью методики VB-MAPP / И.А. Нигматуллина, Н.С. Борисова, А.С. Фролова // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — №1(70). — С.25-33.

Стребелева, Е. А. Консультирование особого ребенка как одна из форм помощи семье: результаты исследований / Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 68-75.

Разенкова, Ю. А. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса [Текст] / Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 53-66.

Паренте Ч.И. Интеграция помощи людям с РАС: коморбидные состояния в психиатрии и комплексная терапия =

Integrating

Treatment

for

Autism

:

Psychiatric

Comorbidities

and

Comprehensive

Treatment

: на англ. яз. / Ч.И. Паренте, Р.М. Ципан, Р. Хендрен // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — №1(70). — С.44-52. — Библиогр.: с.50-52.

Симонова, Т. Н. Проблемы формирования представлений о себе в аспекте пространственного образа «я» у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития: теоретико-методологическое обоснование [Текст] / Т. Н. Симонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 51-61.