* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body text_ {font-family: 'Times New Roman';} .Body Text2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt;} .Body text (2)_ {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .Body text (2) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Body text (3)_ {font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic;} .Body text (3) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt; font-style: italic;} .Body text (5)_ {font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic;} .Body text (5) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt; font-style: italic;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman';} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Владыкина Кристина Анатольевна,

Такмакова Виктория Андреевна,

студенты

Закирова Наталия Николаевна,

кандидат филол. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный

инженерно-педагогический университет»

«ТЕАТР А.Н. ОСТРОВСКОГО»: СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

Театр в системе формирования профессиональных компетенций будущих учителей в Глазовском инженерно-педагогическом университете занимает особое место. [1] В городе Глазове, на родине актрисы О.Л. Книппер-Чеховой, существуют народный театр и «Парафраз», в вузе традиционно постоянно работают театральные студии. Но сценическое искусство изучается студентами – будущими учителями словесности ещё и в контексте «Истории русской литературы», и специальной дисциплины «История театра». Примерами овладения третьекурсниками-филологами факультета СКиФ могут служить театральные действа – лекции-спектакли по драматургии Н.В. Гоголя (https://vk.com/skif_gipu?w=wall-45461165_10526; http://skif.ggpi.org/?paged=3) и по творчеству А.Н. Островского.

Так 22 ноября 2024 года студенты «театральной» 232 группы факультета СКиФ сыграли «главную роль» в интерактивной открытой лекции. Под руководством доцента кафедры русского языка и литературы, председателя Книппер-Чеховского Общества, Н.Н. Закировой студентами было подготовлено представление «Театр А.Н. Островского».

Будущими учителями-филологами была представлена информация о жизни и творчестве А.Н. Островского, особое внимание было уделено изучающейся в школе пьесе «Гроза», которая стала образцом драмы, показывающей столкновение традиций и современности, личной свободы и общественных норм. Были освещены ранние годы и карьера писателя, его творчество и вклад в развитие театра, представлены важные факты жизни.

Весь третий курс и приглашённые пятикурсники узнали о сценической истории пьесы «Гроза» и сравнили концепции двух критиков: Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. В финале проведены игра и викторина.

Приведём краткий синопсис лекции-спектакля.

Начинается действие с инсценировки отрывка из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Ведущий: Добрый день, дорогие зрители, уважаемая публика!

Сейчас вы увидели отрывок из одной очень известной пьесы. Вы догадались, что это за произведение? (активная дискуссия) Совершенно верно, речь идёт о пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с реалиями русской действительности XIX века.

Описывая жизнь разных сословий России и общественные проблемы позапрошлого века, драматург глубоко анализировал человеческие страсти и морально-нравственные проблемы, что сделало его произведения актуальными на все времена.

Пьеса «Гроза» это образец драмы, в которой сталкиваются традиции и современность, личная свобода и общественные нормы. Главная героиня Катерина символизирует стремление к независимости в жестоком патриархальном обществе. Её внутренние терзания и жертва становятся центром произведения, показывая, как общественные условности могут подавлять личные желания.

Прежде чем поговорить о произведении, предлагаем подробнее познакомиться с биографией его автора. Будьте внимательны! Факты жизни и творчества записывайте и запоминайте, ведь впереди – экспресс-опрос – викторина!

Затем проводятся следующие этапы мероприятия:

- сообщение «Ранние годы. Образование и карьера писателя»;

- презентации «Творчество А.Н. Островского» и «Театр А.Н. Островского»;

- сообщения «Личная жизнь писателя» и «Последние годы жизни А.Н. Островского»;

- дайджест «Интересные факты из жизни писателя».

Главное место уделяется пьесе А.Н. Островского «Гроза», рассматриваются в формате сообщений, презентаций и инсценировок:

- сценическая история драмы;

- дискуссия о пьесе и образе Катерины между критиками (Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» против Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы») инсценировка спора критиков;

- интерактивная игра «Что было дальше?» с участием зрителей (по группам) и викторина.

Подведение итогов проведено в необычной форме: кандидат филологических наук, доцент Н.Н. Закирова своё мнение о мероприятии выражает в стихотворном экспромте, привлекая зрителей к угадыванию заголовков пьес и интерактивному участию в оценке театрального действа.

Полный текст сценария размещён по адресу: https://disk.yandex.ru/i/IU_0n2kS_daa3w. Отчёт и фотосессия мероприятия запечатлены на сайтах факультета СКиФ ГИПУ: «По страницам драматургии А.Н. Островского: от репетиций до постановки. Опубликовано 05.12.2024 автором redactor»: http://skif.ggpi.org/ .

Список литературы

Закирова Н.Н.,

Скопкарева

С.Л.,

Чиговская

-Назарова Я.А. Театр в системе формирования профессиональных компетенций студентов ГГПИ: из опыта подготовки учителей словесности (к 80-летнему юбилею педвуза Удмуртии в Год театра в России) // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХ Кирилло-Мефодиевские чтения

:

Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 22–24 мая 2019 г.

М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.

С. 225-230.