* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}
.Неразрешенное упоминание1 {color: #605E5C;}
.Unresolved Mention {color: #605E5C;}
Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя: Гончарова Марина Викторовна
Класс: 5
УМК/Образовательная технология: УМК под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой/технология РКМЧП, здоровьесберегающая
Тема урока: Правописание чередующейся гласной в корне РАСТ-РАЩ-РОС
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок в теме чередований в корнях, первый урок на правописание корня РАСТ-РАЩ,РОС
Цель и задачи урока:
Цель учителя: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере текста, включающего слова с чередованием гласной в корне РАСТ-РАЩ-РОС.
Цель ученика: открыть закон правописания корня РАСТ-РАЩ-РОС
Задачи:
Обучающая: научить выбирать гласную в орфограмме «Гласные О - А в корне с чередованием РАСТ-РАЩ-РОС», сформировать устойчивый навык правописания данного корня;
Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически; объяснять правописание, развивать культуру речи воспитанниц, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности по руководством учителя
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса и бережного отношения к русскому языку, продолжить формировать интерес к исследовательской работе
Оборудование: презентация https://disk.yandex.com/i/ncMpU552bjoxMw, карточки с заданиями для работы в группах, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, рукописный справочник школьника (в рамках проектной деятельности «Мой справочник»), экран, компьютер, оценочные листы (в презентации).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные знания, предметные действия
Универсальные учебные действия
Личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
1.Овладение теоретическим понятиями (орфография, орфограмма, корень, чередование гласных)
2. Умение делать правильный выбор и объяснять написание букв в корне РАСТ-РАЩ-РОС
3.Умение пользоваться толковым словарём при для определения значения незнакомого слова
4.Умение выполнять анализ текста, давать определения понятиям, строить речевое высказывание (при определении темы, идеи, стиля речи, типа текста)
1.Умение определять и формулировать цель урока
2. Умение выявлять причинно-следственные связи
3.Умение видеть результат своей деятельности и вносить коррекцию
4.Умение выполнять задания в соответствии с заданным планом
5.Умение самостоятельно делать выводы
6.Умение осуществлять саморегуляцию
7. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
1. Осмысление прочитанной или услышанной информации
2 Владение приёмами отбора и систематизации материла
3.Поиск и выделение информации
4. Структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы
5.Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
6.Умение производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Коррекция действий партнёра
3.Умение разрешать конфликты при работе в группе
4. Умение полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
5. Умение аргументировать своё мнение
6.Умение представлять результат своей деятельности
7.Умение формулировать вопросы
8.Владение монологической и диалогической формами речи
1. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к нему
2.Умение работать в парах и группах, находить выходы из спорных ситуаций
3. Стремление к речевому самосовершенствованию
4.Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
5.Формирование устойчивой мотивации к обучению
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)
Формы организации деятельности учащихся
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика достижения планируемых результатов урока
1.ВЫЗОВ
1.1Мотивирование на учебную деятельность
Создать ситуацию для развития речевой компетенции с помощью вопросов по тексту, сформировать мотивацию к обучению
Выполнение задания учителя: чтение отрывка и его анализ.
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. Сообщают о затруднении выбора гласной.
Вопросы и задания учителя:
Прочите текст. Знаком ли он вам? Кто написал эту сказку? Какова тема отрывка? Сформулируйте основную мысль и докажите её. Какой тип речи использован в тексте? Как это доказать? Каков стиль текста? Задайте не менее трёх «тонких» и не менее двух «толстых» вопросов по тексту. (Слайды №№ 2,3,4,5)
Просит выписать слова с пропусками, выделить в них корни, вставить буквы. Предлагает ответить на вопросы (Слайды №6,7)
Осмысление прочитанного, умение полно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами СРЛЯ, умение аргументировать своё мнение
Выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения
Общее взаимодействие по осмыслению и анализу текста, построение речевого высказывания в устной форме, аргументация своего мнения
Ученики определи название сказки и автора.
Дети различают понятия «тема», «основная мысль», «тип речи».
Смогли сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы.
Установили, что данные слова являются однокоренными
1.2 Актуализация опорных знаний
Создать ситуацию, при которой учащимся понадобится учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, зафиксировать затруднение.
Фронтальная работа с понятиями и определениями (орфография, орфограмма, виды орфограмм, корень, однокоренные слова, чередование гласной в корне)
На экране – понятия, которым учитель просит дать определение (Слайд №8)
На карточках (и на экране) записаны группами слова с пропущенными буквами (с корнем ЛАГ-ЛОЖ и с корнем ГАР-ГОР). (Слайд №9)
Учитель просит вставить буквы и объяснить, каким правилом руководствовались учащиеся при выборе гласной): от чего зависел выбор гласной в корне ГАР-ГОР? В корне ЛАГ-ЛОЖ? Какова особенность корня ЛАГ-ЛОЖ? (указание на двойную зависимость: от суффикса А и от конечной согласной корня)
Умение систематизировать материал, изученный на прошлых уроках, объяснять языковые явления, связи и отношения
Общее взаимодействие, ответы на вопросы учителя, планирование учебного сотрудничества, фиксация затруднения
Систематизировали учебное содержание, необходимое для изучения новой темы.
1.3.Целеполагание
Создать ситуацию, при которой учащиеся, зафиксируют место и причину затруднений, недостаточность знаний, осмыслят полученную информацию и сформулируют тему и цель урока.
Участие в диалоге, осмысление темы урока, запись темы в тетрадь. Формулировка цели урока и задач:
(Я узнаю…
Я научусь…
Я смогу…)
Учитель снова обращает внимание учащихся на текст сказки «Дюймовочка» и задаёт вопросы:
Уверены ли вы, что правильно выбрали корневые гласные при записи данных слов с новыми корнями?
Каких знаний вам не хватило?
Просит сформулировать тему сегодняшнего урока, записать её в тетрадь,
заполнить в рабочем листе строки, указывающие на цель и задачи нашего урока
(Слайды №№10,11,12,13)
Умение определять и формулировать цель урока, саморегуляция в ситуации затруднения
Запись темы урока, постановка цели, определение задач
Учащиеся сформулировали тему и цель урока, обсудили задачи, которые необходимо решить
2.Осмысление
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Подвести учащихся к выбору способа достижения цели: создать ситуацию, при которой учащиеся осмысляют информацию, анализируют известные им способы и методы работы с новым языковым материалом.
Работа в группах:
Обсуждение методов достижения цели, выбор метода исследования.
Деление на 3 группы и организация работы в группах.
Сравнение и анализ условий выбора написания чередующихся гласных в разных корнях. Выдвижение гипотезы и проверка её истинности по учебнику.
Подводит к способу действия с помощью вопросов:
Подумайте, какие способы у нас с вами есть для того, чтобы решить поставленную задачу. (Выбор метода «исследование», озвучивание гипотезы и проверка истинности гипотезы по учебнику, стр.66, §102)
Сколько групп корней с чередованием мы знаем и какие из них встретились вам в задании?
От чего зависит написание гласной в этих корнях?
(Слайд №14):
Предлагает выполнить задание в группах (по карточкам) и координирует работу учащихся:
1 группа (Слайд №15): зависит ли корень РАСТ-РАЩ-РОС от ударения? Выбор способа исследования и вывод;
2 группа (Слайд №16): зависит ли корень РАСТ-РАЩ-РОС от суффикса А? Выбор способа исследования, вывод;
3 группа (Слайд №17): зависит ли корень РАСТ-РАЩ-РОС от конечной согласной в корне? Выбор способа исследования и вывод.
Просит представителей групп поделиться результатами исследования. Предлагает выдвинуть гипотезу и сформулировать правило написания корня с чередованием РАСТ-РАЩ-РОС (Слайд №18). Проверка гипотезы по учебнику (с.66, параграф 102)
Запись правила в раздел «Орфография» в справочник, который ведут воспитанницы 5-11 классов.
Умение сравнивать, анализировать материал, обобщать, делать выводы, полно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачей, умение слушать и вступать в диалог, работать в группе, планировать учебное сотрудничество, осуществлять саморегуляцию, представлять результат своей деятельности.
Анализ материала, выбор и обсуждение способов исследования, выдвижение гипотезы и её проверка. Открытие правила написания корня РАС-РАЩ-РОС
Учащиеся осмыслили информацию, с помощью мозгового штурма определили способ действий, провели исследования в группах, выдвинули гипотезу и проверили её истинность по учебнику
2.2. Проверка первичного усвоения материала
Создать ситуацию, при которой учащиеся начнут применять новые знания на практике
Запись слов, соответствующих иллюстрациям, в тетрадь, взаимопроверка и первичная рефлексия
Организует работу в парах и проверку первичного усвоения материала:
Зрительный диктант https://infourok.ru/zritelnyj-diktant-po-teme-korni-s-cheredovaniem-rast-rash-ros-7058660.html
Просит обменяться тетрадями с соседкой и проверить написание. Предлагает обсудить в парах возникшие трудности. Проводит рефлексию: кто не допустил ни одной ошибки?
Умение применять новые знания на практике, умение работать в парах
Проверили первичное усвоение нового материала, сделали выводы, спланировали дельнейшие действия
Обобщили информацию, сделали выводы, применили на практике полученные знания, проанализировали свои и чужие ошибки
2.3. Закрепление материала
Создать необходимость постановки целей учебной деятельности и на её основе – плана действий для достижения целей.
Знакомство со способом усвоения нового материала, фиксирование исключений, работа с толковым словарём, включение новых слов в состав предложения, составление алгоритма
Фиксирует внимание учащихся на лёгком способе запоминания нового правила с помощью стихотворения (Слайд№19)
Обращает внимание на тот факт, что все слова подчиняются правилу. Есть и исключения, которые необходимо запомнить, заучив такой стишок:
(Слайд №20)
Раздаёт памятки на запоминание исключений ученикам для вклеивания в справочник.
С помощью проблемных вопросов подводит учащихся к выяснению лексическое значения слов-исключений с помощью Толкового словаря С. И. Ожегова.
Предлагает запомнить лексическое значение слов и составить с ними небольшой связный текст.
Проверяет задание. Ставит задачу завершить данный этап работы составлением алгоритма к изученному правилу (один на группу).
Представление и защита алгоритма.
Умение работать со словарём, включать новый материал в систему знаний, представлять результат своей работы.
С помощью словаря выявили значение новых слов, пополнили словарный запас, составили алгоритм на новое правило
Ученики осмыслили новую информацию, применяют её, делают выводы. Умело пользуются толковым словарём, смогли составить алгоритм к изученному правилу и защитили его
6.Физпауза.
Обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать навыки ЗОЖ, поддержать умственную работоспособность, осуществить профилактику утомления, нарушения осанки и зрения
Выполнение упражнений вслед за учителем.
Совмещение физических действий с игрой. Применение игровой технологии.
Даёт установку на здоровый образ жизни:
1.Гимнастика для глаз.
2.Упражнение для шейного и грудного отделов позвоночника.
3. Динамичная весёлая игра «О или А»? На экране быстро (поочерёдно) появляются слова с пропущенными буквами на изученную орфограмму. Если в слове нужно писать «А», то учащиеся должны топнуть ногой, а если «О», то хлопнуть в ладоши. (Слайды №№21-30)
Умение переключаться с одного вида деятельности на другой, осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения, умение включаться в игру
Осведомлённость о способах поддержания здоровья, возможность выполнять упражнения не только в классе, но и дома.
Улучшение настроения и самочувствия, готовность к следующему этапу урока.
3.РЕФЛЕКСИЯ
3.1. Применение знаний в новых ситуациях
Создать ситуацию необходимости включения нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Самостоятельная работа и самопроверка написания слов по эталону, подведение итогов урока
Просит учащихся вернуться к тексту сказки «Дюймовочка» и на основе знаний, полученных на уроке, проверить правильность написания слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.
Проверка написания по эталону (Слайды №31,32,33,34)
Вывод.
Контроль и коррекция результатов учебной деятельности
Достижение цели и задач урока, аргументация
Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
3.2. Самооценивание
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Самооценка по критериям таблиц №1 и №2
Просит оценить свою работу на уроке по критериям, заполнив оценочные листы «Мои достижения на уроке» (Слайд №36) и «Работа в группе» (Слайд№37)
Умение оценивать свою деятельность и работу одноклассников
Анализ работы, аргументация своего мнения
Оценили свою работу и работу группы на уроке
4. Домашнее задание
Совершенствовать умение применять изученный материал в новых условиях
Самостоятельная (домашняя) индивидуальная работа
1 группа:
используя приём «фишбоун» («скелет рыбы»), оформить изученный материал;
2 группа:
составить кроссворд из слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС, взятых из текста сказки «Дюймовочка», и слов-исключений;
3 группа:
составить словарный диктант из 15-20 словосочетаний, включающих изученную орфограмму.
Анализ, обобщение, моделирование информации
Запись в дневники домашнего задания
Планируется на следующем уроке
Итоги и самоанализ урока
Одной из важнейших современных компетенций является компетентность в сфере познавательной деятельности, так как она позволяет человеку быть успешным. Наиболее эффективное средство её формирования - исследовательская деятельность. Именно поэтому главной целью учителя на данном уроке является развитие исследовательской компетенции учащихся на примере текста (отрывка из сказки Г. Х Андерсена «Дюймовочка»), включающего слова с чередованием гласной в корне РАСТ-РАЩ-РОС.
Урок разработан с учётом системно-деятельностного подхода. Ведущая технология – развитие критического мышления через чтение и письмо – позволяет обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, вследствие чего происходит взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся друг с другом в целях лучшего усвоения материала (работа в парах и группах).
Урок построен с соблюдением трёх этапов реализации технологии: вызов – осмысление – рефлексия.
В начале урока создаётся ситуация для развития речевой компетенции с помощью элементов лингвистического анализа текста, даются задания на формирование «тонких» и «толстых» вопросов, что способствует лучшему пониманию текста, развитию читательской грамотности учащихся. Этап вызова выявляет затруднение в написании неизученных корней (из текста сказки), что побуждает пятиклассников, определив цель урока и опираясь на ранее полученные знания, на этапе осмысления провести исследование нового явления, а затем на этапе рефлексии вернуться к тексту сказки, произвести коррекцию и контроль.
На уроке представлены разнообразные задания и виды деятельности учащихся: «открытие» темы, работа с терминами, составление алгоритма, работа с толковым словарём и рукописным словарём школьника, взаимопроверка работ).
Для достижения поставленной цели использованы приёмы РКМЧП «Мозговой штурм» (учащиеся отвечают на вопросы и в группах обмениваются идеями решений поставленной задачи) и приём «фишбоун» («скелет рыбы»), который направлен на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме.
Важной составляющей урока является применение здоровьесберегающей технологии. Упражнения поддерживают умственную работоспособность пятиклассников, осуществляют профилактику нарушения осанки и зрения. Также в физпаузу включён элемент игры, что способствует лучшему усвоению темы.
Учитель также использует практику формирующего оценивания. Эффективность его заключается в том, что у учеников формируется контрольно-оценочная самостоятельность, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, рефлексировать, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей.
Дифференцированное домашнее задание позволяет учесть интересы и способности разных групп учащихся, развивает мотивацию к приобретению новых знаний, формирует творческий интеллект и запланировано к использовано на последующих уроках: разгадывание кроссворда, словарный диктант, схемы «фишбоун».
ПРОЛОЖЕНИЕ
Слайды №№2,3,4,5 для работы по тексту в рамках читательской грамотности и работы на этапе вызова
После того как Дюймовочка появилась из цветка, она оказалась совсем одна в огромном мире. Она р..сла в маленьком доме и каждый день любовалась тем, как вокруг выр..стали цветы и поднимались стебли р..стений. Весна р..зрасталась, и зелёные побеги превращались в пышные кусты. Но однажды лягушка утащила Дюймовочку к себе в пруд, в густые з..росли камыша.
Там, среди влажных корней и р..стущих водор..слей, Дюймовочка поняла, что ей придётся выр..сти сильной, чтобы справиться с трудностями. Но с помощью маленьких рыбок, которые жили среди густых зар..слей, она смогла убежать. Дюймовочка плыла мимо полей, где р..сли высокие колосья, мимо цветущих лугов, и её окружала удивительная природа.
Осенью Дюймовочка оказалась в подземном царстве крота. Здесь не было света, и ничего не р..сло. Кроту было всё равно, что происходит наверху, и он не замечал, как р..стения разр..стаются и сменяют друг друга с каждым временем года. В этом тёмном царстве Дюймовочка чувствовала себя совсем чужой, ведь она привыкла к миру, где всё р..стёт и цветёт.
Но однажды её нашла ласточка, отдыхавшая среди густо разр..сшихся стеблей клевера. Они вместе отправились в королевство эльфов, где всё цвело и каждый кустик был заботливо выр..щен, а цветы распускались под лучами солнца. Там Дюймовочка обрела своё счастье и стала королевой, окружённой рощами и садами, где р..стения никогда не переставали р..сти и тянуться к свету.
Слайды №№31,32,33,34 для работы на этапе ррефлексии
После того как Дюймовочка появилась из цветка, она оказалась совсем одна в огромном мире. Она росла в маленьком доме и каждый день любовалась тем, как вокруг вырастали цветы и поднимались стебли растений. Весна разрасталась, и зелёные побеги превращались в пышные кусты. Но однажды лягушка утащила Дюймовочку к себе в пруд, в густые заросли камыша.
Там, среди влажных корней и растущих водорослей, Дюймовочка поняла, что ей придётся вырасти сильной, чтобы справиться с трудностями. Но с помощью маленьких рыбок, которые жили среди густых зарослей, она смогла убежать. Дюймовочка плыла мимо полей, где росли высокие колосья, мимо цветущих лугов, и её окружала удивительная природа.
Осенью Дюймовочка оказалась в подземном царстве крота. Здесь не было света, и ничего не росло. Кроту было всё равно, что происходит наверху, и он не замечал, как растения разрастаются и сменяют друг друга с каждым временем года. В этом тёмном царстве Дюймовочка чувствовала себя совсем чужой, ведь она привыкла к миру, где всё растёт и цветёт.
Но однажды её нашла ласточка, отдыхавшая среди густо разросшихся стеблей клевера. Они вместе отправились в королевство эльфов, где всё цвело и каждый кустик был заботливо выращен, а цветы распускались под лучами солнца. Там Дюймовочка обрела своё счастье и стала королевой, окружённой рощами и садами, где растения никогда не переставали расти и тянуться к свету.
Карточка №3 (задания для исследовательской работы в группе №1)
Слайд №15
Исследуйте, зависит ли правописание корня РАСТ-РАЩ-РОС от ударения.
Как ведёт себя гласная в ударном и безударном положении?
Слова для наблюдения и анализа:
Подросший, проращиваем;
Подросли, выращенный, растения
Сделайте вывод.
Карточка №4 (задания для исследовательской работы в группе №2)
Слайд №16
Исследуйте, зависит ли гласная в корне РАСТ-РАЩ-РОС от суффикса А.
Распределите данные ниже слова на два столбика. Выделите суффиксы:
Отрастут, растительный, вырастать, подрастаем, дорастём, подрастающий
Сделайте вывод.
Слайд №17
Исследуйте, зависит ли гласная в корне РАСТ-РАЩ-РОС от конечной согласной корня.
Определите, перед какими согласными пишется А, а перед какими – О. Произведите необходимую графическую работу:
Заросли, водоросли, зарастать, растения, выращенные, проращивать, сращение, подросли, выросла.
Сделайте вывод
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ №1: МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Фамилия, имя:
Критерии оценки
Мои достижения
Затрудняюсь, сомневаюсь
Планирую узнать
Знаю
Умею
1.Знаю лексическое значение корня РАСТ-РАЩ-РОС
2.Нахожу слова с этим корнем в тексте
3.Умею выделять корень
4.Знаю правило
5.Умею его применять
6.Знаю слова-исключения
7.Своей работой на уроке
Довольна
Не довольна
Заполните таблицу, пометив знаком «+» или «V» утверждение, с которым вы согласны.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ №2: РАБОТА В ГРУППЕ. Фамилия, имя:
Критерии оценки
Оцениваю себя сам(да/нет)
Оценка моей работы товарищем (да/нет)
1.Активно работала в группе
2.Хорошо выполняла свою работу
3.Соблюдала культуру общения
Группа работала (выберите ответы с помощью знака «+»)
А) дружно, слышали друг друга
Б) высказывали свою точку зрения и принимали точку зрения товарищей
В) ссорились
Г) трудно было договориться