Аннотация
2023 год объявлен Президентом России Годом педагога и наставника. Не секрет, что свой значимый вклад в отношения между учителем и учеником вносят и отметки, которые последний получает в процессе обучения. Как же выстроить общение с детьми и сделать так, чтобы отметки действительно стали отражением их знаний и мотивацией учиться лучше, а не поводом для конфликтов в семье и школе или ещё хуже – травмой на всю оставшуюся жизнь?
Ключевые слова: школьная отметка; успехи в учебе; учебная деятельность; эмоциональное самочувствие учащихся; мотивация учебной деятельности; семейное воспитание.
Качурина О. И., МАОУ «Лицей№58», г. Новоуральск,
педагог – психолог, высшая категория.
Типичные психологические проблемы обучающихся, родителей, педагогов в вопросах отношения к школьной отметке
«Отметка должна вознаграждать трудолюбие,
а не карать за лень и нерадивость»
В. Сухомлинский
Что сегодня стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчаться из-за «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
Опыт работы в школе педагогом – психологом высветил проблему отношения родителей, педагогов к школьным отметкам ребенка. Неоднократно убеждалась в необходимости разговора с родителями на эту тему. В первую очередь, такой разговор актуален для родителей школьников 1-4 классов. В этом возрасте дети имеют желание учиться, хотят быть хорошими в глазах своих родителей, подражать родительским успехам. В этой связи обратилась к отечественным работам, посвященным школьной отметке. В первую очередь, это, конечно, труды Б.Г. Ананьева и Ш.А. Амонашвили. Так, например, в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» (1934) зафиксированы не только психологические функции оценки (ориентирующая, стимулирующая и др.), но и высказаны соображения о роли оценки в регулировании социальных отношений как внутри учебно-воспитательного процесса, так и между социальными институтами — семьей и школой. В широком социальном контексте рассматривает отметку и Ш.А. Амонашвили, который специально дифференцирует понятия «оценка» и «отметка» как характеризующие разные педагогические действия при организации учебного процесса. Обобщая результаты психолого-педагогических исследований, посвященных школьной отметке, И.В. Дубровина приходит к следующему выводу: «Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей: родителей, родственников, учителей, одноклассников, — очень существенно, «отличник» ребенок или, скажем, «троечник», при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму».
«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. «Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. «Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.
Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение). Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки.
Педагоги – психологи ведут большую диагностико – аналитическую работу, которая может помочь педагогам в том числе и в оценивании. Изучение самооценки, школьной тревожности, мотивации обучающихся дает много информации в индивидуализации оценки, выяснения причины и характера проявления неуспеваемости и не только. После анализа делаются выводы и даются рекомендации по каждому уровню развития того или иного качества, как строить оценку успехов обучающихся. Хотя мы все знаем, что существуют единые для всех критерии оценивания. Также, учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется еще на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
- уровня обучающегося относительно определенного эталона,
- уровня обучающегося относительно класса в целом,
- уровня обучающегося относительно себя самого в предшествующий период.
Из собственных наблюдений при посещении уроков могу сказать, что хорошо успевающих учащихся опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих, проверке подвергаются не все ученики. Встречается субъективный подход или предвзятость к учащимся, который проявляется в том, что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивается с разностью в 1-2 балла. Иногда внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки, так как не всегда присутствует развернутая оценка ответов детей, потому что педагог не изучил анализ диагностики, не прислушался, надеясь на свой опыт. Ведь очень важно объяснить ребенку почему именно такая выставлена отметка именно ему, для формирования адекватной самооценки. Все мы должны понимать, что эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ведь ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне - и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.
Необходимо, чтобы система оценивания была выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
Ориентируясь на эти идеи, было проведено анкетирование. «Мнение учащихся об объективности отметки». Ребятам нужно было выбрать один из вариантов ответов:
1. Учителя завышают мне оценки.
2. Большинство учителей объективно оценивают мои знания.
3. Учителя занижают мне оценки.
4. Мне это безразлично.
5. Затрудняюсь ответит.
Результаты анкетирования:
Большинство учителей объективно оценивают мои знания – 56%
Учителя занижают мне оценки – 15%
Мне это безразлично – 3%
Затрудняюсь ответит – 26%
Данные результаты позволят администрации школы и учителю вести работу по развитию конструктивного отношения к школьной оценке/отметке. Продолжить работу планирую в направлении изучения отношения к школьной отметке/оценке в зависимости от их учебной успешности ребенка.
Значение школьных отметок нельзя ни преувеличивать, ни недооценивать. Отметки – это просто общепринятый критерий, который не делает ребёнка плохим или хорошим. К сожалению, бывает, что родители не интересуются успехами, а замечают только отметки. Общение с учителем помогает лучше узнать своего ребёнка и выстроить процесс обучения, сделав его интересным, а не травмирующим. К отметкам стоит относиться как к части образовательного процесса, которая помогает сделать его более результативным и объективным.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание, 1980. — 9 Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические произведения. Т 2. Москва, 1980.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические произведения. Т 2. Москва, 1980.
3. Бобченко Т.Г. Личностно-регулятивные компоненты педагогического оценивания отношения младших школьников к учебной деятельности // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва, 2004.
4. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива деятельности школьников. — «Известия АПН РСФСР». — 1951. № 36.
5. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития. Избранные исследования. — М.: Педагогика.
6. Собкин В.С., Калашникова Е.А. От двойки до пятерки: грани школьной отметки// Национальный психологический журнал — 2011. — №1