* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} h4 {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

"Творчество учителя"

Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Таким образом,. педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

Творческий учитель – “это тот, кто открывает,

умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию,

так и педагогику творчества.

Под  область знаний , изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в психологией творчества понимается различных сферах деятельности. В центре внимания ученых- психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т.д.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются  (М. Поташник)

Создание нового или существенное усовершенствование известного;

Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

Взаимосвязь творчества и

самотворчества

,

самосозидание

, то есть творческий человек

постоянно работает над собой, над созданием нового.

Следовательно, творческая деятельность- это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела.. Творчество и мастерство – одно и то же или нет?

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

А) В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;

Б) другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности,

В) педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.

Первая творческая группа:

Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы, способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?

Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.

Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.

Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа:

Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?

Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

точность во всем

дисциплина

порядочность

вдохновение

умение слушать критику

внимание

воля

уверенность в собственных силах

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела

Третья творческая группа:

Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Четвертая творческая группа:

Методы и приемы творческой работы . Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

8 заповедей творческой личности

1.Будь хозяином своей судьбы.

2.Достигни успеха в том, что ты любишь.

3.Внеси свой вклад в конструктивное дело.

4.Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.Развивай свои творческие способности.

6.Культивируй в себе смелость.

7.Заботься о своем здоровье.

8.Не теряй веру в себя.

Литература

1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.

2. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. М., 2002.

3. Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.

4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД)

Содержание вопросов.

Предлагаемые варианты ответов.

1

Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»?

1. Нет, не могу.

2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать.

3. Для меня это не трудно.

2

Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории?

1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости.

2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета.

3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории.

3

В своей педагогической деятельности вы:

1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки.

2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой.

3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания.

4

Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас?

1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения.

2. Репродуктивная, но с элементами творчества.

3. Творческо-репродуктивная.

5

Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить?

1.Мне это будет сделать сложно.

2. Не всегда.

З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности.

6

Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов?

1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а).

2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально.

3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога.

7

Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы:

1 .Наблюдали и по возможности оценивали.

2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем.

3.Наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности.

8

В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве.

1. Пока об этом говорить рано.

2. Минимальной.

3. Чувствую в нем постоянную необходимость.

9

Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД?

1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД.

3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении.

10

Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью диссертацию, т.е. провести собственное педагогическое исследование?

1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета.

2. Мне это интересно, смог (ла) бы.

3. Я уже работаю в этом направлении.

Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе ОТПД, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.

Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией ОТПД, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др.), творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.

Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом Идёт активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.

Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ ОТПД как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному ОТПД.

Все перечисленные уровни связаны между собой, они скорее последовательны, непрерывны, чем дискретны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции.

Вместе с тем выбранный нами интегративный подход к формированию ОТПД предполагает, что каждый предшествующий уровень - подготовительный по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.

Эти уровни целесообразно определять с помощью следующего текста: здесь каждый вопрос позволяет учителям выбрать соответствующий их уровню сформированности ОТПД вариант ответа: они располагаются в соответствии с компонентным составом ОТПД и оцениваются 1, 2, 3 баллами соответственно. Следовательно, сумма баллов при ответе на вопрос составляет:

0-6 баллов - 1-й уровень (теоретический);

6-15 баллов - 2-й уровень (перехода к непосредственному формированию ОТПД);

15 - 24 баллов - 3-й уровень (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности);

24 - 33 баллов - 4-й уровень (наваторско - исследовательский, сформированностъ ОТПД как профессионально личностно - деятельностного образования).