Учиться интересно.
Элементы творчества на уроках в начальных классах.
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1» г.Мегиона
Сологуб Г.М.
Сегодня одной из педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, и здесь важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно:
творчество– это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.
Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
В связи с этим важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний- вот задача учителя.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений- отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские-нетрадиционные уроки.
В своих нетрадиционных уроках в начальной школе я предлагаю использовать упражнения в стихотворной форме. Дети сами придумывают стихотворения по изучаемой теме русского языка, опираясь на работы учителя. Я сама придумываю детям стихотворения-упражнения, стихотворения-закрепления, стихотворения-рассуждения и т.д.
Приведу примеры нескольких стихотворений. Первое стихотворение по теме «Местоимения»
На тоненькой на льдинке
Судачили снежинки
Вот говорит одна:
-Я, я самая красивая
Другая ей в ответ:
-Ты, что ты, нет.
Вот выйдет оно из-за туч,
Красив его вид и могуч.
Мы, состоим из воды
Она богиня добра и тепла.
Ей небо отец, а солнце ей мать.
И только на Вы мы можем ее называть.
Задумалась крепко снежинка,
Не может понять одного
Кто Он, кто красивей Его?
- Он тоже есть- отвечает вторая,
Но он нам не страшен,
Не так он силен дорогая.
Оно же как выйдет гулять по утру-
Так сразу исчезну,
А я убегу.
И больше не слышно ни той, ни другой
И тоненький лед исчез под водой.
В этом стихотворении ребята могут самостоятельно находить местоимения и выписывать себе в тетради, или же учитель преподносит его в форме игры, для закрепления темы. Возможны различные варианты, главное-это интересно детям, это игра, а в игре главное правило, правило учителя- результат, выигрыш.
Стихотворение по теме «Падежи»
-Кто роднее всех на свете?
-Что дороже на земле?
Ну-ка дружно скажем, дети,
Для чего мы на планете?
За кого всегда в ответе?
По кому скучаете?
Для чего близких людей
Ругаться заставляете?
Что такое? Почему?
Часто вы шалите
И кого потом скажите
В шалостях вините?
Кем же взрослым и любимым
В старости гордиться?
Чем шалить и веселиться,
Нужно чаще бы трудиться,
И прилежно, и усердно
К знаниям стремиться!
О чем думать и мечтать-
Часто исполняется,
О ком будем мы читать,
Будет легче вспоминать!
Здесь мы не только прививаем любовь к русскому языку, но и заостряем внимание на любви к семье, к Родине, к товарищам. Узнаем ценности каждого ребенка по их ответам.
В следующем стихотворении мы затрагиваем тему «Прилагательное». Тут мы даем все вопросы имени прилагательного, а затем по предполагаемым ответам ребят выделяем в словах окончания имен прилагательных.
Надо утром умываться,
С радостью в воде плескаться.
Надо ушки лучше мыть
Для того, чтоб мир любить!
А ведь сколько музыки,
Слышат наши ушки?
И какая музыка окружает нас?
Ответы детей: звонкая, гудящая, свистящая, кричащая и т.д.
Учитель может помочь: летняя, осенняя, зимняя, весенняя.
О какой же музыке
Скажите сейчас?
Музыка бывает везде, всегда с тобой
И бывает музыка,
Спросите какой?
Громкий, грозный, лютый
У музыки настрой.
Кто же догадался
Мы о ком, о чем сейчас?
И какое настроение за окном у музыки
Видим в данный час? (ответы детей)
В этом стихотворении отражается не только тема русского языка, также тема внимания к природе, к чистоте, к музыке. Все это хочется охватить, затронуть и как можно доступнее преподнести детям.
Подобное творчество как элемент урока может использоваться на любом этапе урока, от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Надеюсь, что такие творческие задания будут использовать многие учителя, которые так же, как и я захотят сделать свои уроки яркими и познавательными.