* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Учиться интересно.

Элементы творчества на уроках в начальных классах.

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1» г.Мегиона

Сологуб Г.М.

Сегодня одной из педагогических задач  является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, и здесь важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно:

 творчество– это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

 Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

Приобщить учащихся к творческой работе; 

Прививать интерес к творчеству, поиску; 

Развивать навыки созидания, самореализации. 

     В связи с этим важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний- вот задача учителя.

     Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений- отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

     Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские-нетрадиционные уроки.

    В своих нетрадиционных уроках в начальной школе я предлагаю использовать упражнения в стихотворной форме. Дети сами придумывают стихотворения по изучаемой теме русского языка, опираясь на работы учителя. Я сама придумываю детям стихотворения-упражнения, стихотворения-закрепления, стихотворения-рассуждения и т.д.

     Приведу примеры нескольких стихотворений. Первое стихотворение по теме «Местоимения»

     На тоненькой на льдинке

     Судачили снежинки

     Вот говорит одна:

     -Я, я самая красивая

     Другая ей в ответ:

     -Ты, что ты, нет.

     Вот выйдет оно из-за туч,

     Красив его вид и могуч.

     Мы, состоим из воды

     Она богиня добра и тепла.

     Ей небо отец, а солнце ей мать.

     И только на Вы мы можем ее называть.

     Задумалась крепко снежинка,

     Не может понять одного

     Кто Он, кто красивей Его?

     - Он тоже есть- отвечает вторая,

     Но он нам не страшен,

     Не так он силен дорогая.

     Оно же как выйдет гулять по утру-

     Так сразу исчезну,

     А я убегу.

     И больше не слышно ни той, ни другой

     И тоненький лед исчез под водой.

В этом стихотворении ребята могут самостоятельно находить местоимения и выписывать себе в тетради, или же учитель преподносит его в форме игры, для закрепления темы. Возможны различные варианты, главное-это интересно детям, это игра, а в игре главное правило, правило учителя- результат, выигрыш.

      Стихотворение по теме «Падежи»

    -Кто роднее всех на свете?

    -Что дороже на земле?

    Ну-ка дружно скажем, дети,

    Для чего мы на планете?

    За кого всегда в ответе?

    По кому скучаете?

    Для чего близких людей

    Ругаться заставляете?

    Что такое? Почему?

    Часто вы шалите

    И кого потом скажите

    В шалостях вините?

    Кем же взрослым и любимым

    В старости гордиться?

    Чем шалить и веселиться,

    Нужно чаще бы трудиться,

    И прилежно, и усердно

    К знаниям стремиться!

    О чем думать и мечтать-

    Часто исполняется,

    О ком будем мы читать,

    Будет легче вспоминать!

Здесь мы не только прививаем любовь к русскому языку, но и заостряем внимание на любви к семье, к Родине, к товарищам. Узнаем ценности каждого ребенка по их ответам.

     В следующем стихотворении мы затрагиваем тему «Прилагательное». Тут мы даем все вопросы имени прилагательного, а затем по предполагаемым ответам ребят выделяем в словах окончания имен прилагательных.

    Надо утром умываться,

    С радостью в воде плескаться.

    Надо ушки лучше мыть

    Для того, чтоб мир любить!

    А ведь сколько музыки,

   Слышат наши ушки?

   И какая музыка окружает нас?

Ответы детей: звонкая, гудящая, свистящая, кричащая и т.д.

Учитель может помочь: летняя, осенняя, зимняя, весенняя.

  О какой же музыке

  Скажите сейчас?

  Музыка бывает везде, всегда с тобой

 И бывает музыка,

 Спросите какой?

 Громкий, грозный, лютый

 У музыки настрой.

 Кто же догадался

 Мы о ком, о чем сейчас?

 И какое настроение за окном у музыки

 Видим в данный час? (ответы детей)

     В этом стихотворении отражается не только тема русского языка, также тема внимания к природе, к чистоте, к музыке. Все это хочется охватить, затронуть и как можно доступнее преподнести детям.

     Подобное творчество как элемент урока может использоваться на любом этапе урока, от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Надеюсь, что такие творческие задания будут использовать многие учителя, которые так же, как и я захотят сделать свои уроки яркими и познавательными.