МОУ ?Гимназия №7 имени К.Д.Ушинского? Внеклассное мероприятие ?Удивительный мир животных? Подготовила и провела учитель начальных классов Шишкалиева Л.В. г.Саратов - 2025 год Данное внеклассное мероприятие проведено в феврале 2025 года для учащихся 3 класса. Присутствовало 36 учащихся (весь класс). В следующем наборе через 3 года планирую провести это мероприятие для новых учащихся, так как детям понравилось и им было очень интересно. Тема: удивительный мир животных Цели: познакомить учащихся с редкими животными, занесенными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к животным. Оборудование: фотографии, рисунки животных, Красная книга, таблица ?Исчезнувшие животные?, кроссворд ?Береги животных?. Ход занятия I. Сообщение темы занятия. – Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего занятия – ?удивительный мир животных?. Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания. Ученик читает стихотворение Б. Заходера ?Про всех на свете?. Все-все на свете, На свете нужны! И мошки не меньше Нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед И кто делает яд. Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки. Да, если мы с кем-то Не очень дружны – Мы все-таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется. II. Создание Красной книги. – Ребята, посмотрите на стенд ?Как прекрасен этот мир!?. Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло много видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее – растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению). Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой. – Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.) – Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. – Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.) Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь. III. Угроза исчезновения животных. Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают? Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им. Например, красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке страны, как подсчитали, осталось примерно 200 животных. В начале века истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Беларуси. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежская пуща. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло 70 лет. Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота, коллекционирование. Но, оказывается, самая главная не эта причина. Ученые ставят на первое место разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. В реки могут спустить вредные отходы, и тогда вся рыба и мальки погибнут. Или обмелеет река, не пройдет рыба вверх по течению на нерест – тоже невосполнимая потеря, угроза живой природе. Ухудшает размножение рыбы строительство плотин на реках. Не во всех плотинах есть отводные каналы для прохода рыбы, когда она идет метать икру на мелководье вверх по течению. Сооружаются специальные лифты, но они тоже не могут поднять всех рыб и переправить их в верхнее русло. Вредно действует перепад уровня воды в водохранилищах – до 8 метров. То вода заливает нерестилища, то они почти высыхают. IV. Животные Красной книги. – Рассмотрите иллюстрацию ?Исчезнувшие животные?. Назовите, какие животные уже исчезли. (Мамонт, дронт, тур, стеллеров баклан, странствующий голубь). – Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие. Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране. учащиеся рассказывают о белом медведе, морже, соболе, лосе, тигре, лебеди, журавле. V. Экологическая станция. 1-й ученик. Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полет прощальным будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? 2-й ученик. Наверно, даже если б знали И даже если б понимали, То все равно б взмывали ввысь. Ведь небо – это их стихия! Ведь небо – это их свобода! Ведь небо – это вся их жизнь! 3-й ученик. А в небе – стая журавлей. Так грустно над землей кружится. Земля… Скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы? 4-й ученик. Тогда бы мертвым стало небо. И – тишина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях. И на полях уж не грачи, А стаи черной саранчи. 5-й ученик. Я не хочу такого мира, Где все так серо, все уныло… Опомнись, вздрогни, человек. Недолог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой? 6-й ученик. Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц, веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав… Э к о л о г и ч е с к а я и г р а ?Цепи питания?. Учитель. Много делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. Вот примеры связи животных и растений, растений между собой, а также животных между собой. В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях, и высохли могучие дубы. В Крымском заповеднике расправились с волками. Вскоре над лесами нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, они погубили молодые насаждения. – Используя данные примеры, составьте схемы пищевых связей. дубы непарный шелкопряд птицы. лес козы волки. молодые деревья мыши барсуки, ежи. Э к о л о г и ч е с к а я и г р а ?Узнай животное?. Учитель. К нам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек. Жалоба 1. ?Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая?. – Кто это? (Это жаба.) – Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. Жалоба 2. ?Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба?. – Кто это? (Сова.) – Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Жалоба 3. ?Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться?. – Кто это? (Это комары.) – Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки – прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз – на личинок комаров в воде. В ы в о д: нужно беречь и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жабы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Э к о л о г и ч е с к а я и г р а ?Угадай по описанию?. Учитель читает текст-описание, учащиеся называют животное, занесенное в Красную книгу. О п и с а н и е 1. Это удивительно красивая птица, гордость нашей фауны: совершенно белая с черными концами крыльев, красным клювом и красными ногами. Международным союзом по охране природы она отнесена к вымирающим видам. Гнездится только в России и только в двух местах – в тундре на севере Якутии и на болотах в низовьях Оби. (Стерх, или белый журавль.) О п и с а н и е 2. ?Пернатая жемчужина?! Ее по праву можно так величать, глаз не оторвешь, кажется, что птицу сшили искусные мастерицы по аппликации. Лоб, голова, шея сзади, крылья и хвост – черные. По бокам изящной головки большие каплеобразные пятна рыжевато-красного цвета. Вокруг белое окаймление. Шея спереди и грудка рыже-красные, отделенные белой полоской от черного брюшка. Гнездится только в пределах нашей страны. Занесена в Красную книгу нашей страны. (Краснозобая казарка.) О п и с а н и е 3. Брюхо у нее рыжеватое, а по телу – обилие пестрин. В противоположность ее собратьям пальцы у нее не оперены. Селится она в старых дуплах деревьев, в районе брошенных построек. Усердия в строительстве гнезда не проявляет. Ночи, озвученные ее криком, приобретают особый колорит. А кричит она ?сплю-сплю?. Эта птица стала редким представителем в Западной Сибири. Занесена в Красную книгу. (Совка-сплюшка.) О п и с а н и е 4. Это животное – крупная и опасная лесная кошка, кровожадный хищник. Она очень осторожна: неслышно ходит и далеко слышит, умеет забираться на высокие густые деревья. Занесена в Красную книгу. (Рысь.) О п и с а н и е 5. Это животное часто называют ?королем? грызунов. Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами и мышами оно выглядит величественно, по-королевски. У него все удивительно – и зубы, и шуба, и хвост. Эти зверьки еще и лучшие строители. В далеком прошлом эти животные были широко распространены в наших таежных речках, но в результате хищнической охоты были истреблены. Позже эти ценные зверьки были завезены в Омскую область из Белоруссии. (Бобры.) О п и с а н и е 6. Это ловкий, красивый и в то же время кровожадный зверек. Об этих зверьках писалось так: ?Гнездо имеет готовое кротовое, а то и в копнах соломы, питается мышами, гадами, птицей, разными тетерями и куропатками, прицепляется к одной летящей птице и летает с ней, переедает ей горло и падает вместе с ней на поле, что и бывает ему пищей?. (Горностай.) VII. Итог занятия. – Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили. Решите кроссворд и прочитайте фразу в выделенных клетках. В о п р о с ы: 1. Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. 2. Дикий, свирепый, громадный лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь. 3. Птица – символ красоты и любви. 4. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. 5. Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками – бивнями. 6. Через море-океан плывет чудо-великан, Пряча ус во рту, растянулся на версту. 7. В двух- трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. 8. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения. 9. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. 10. Владыка Арктики. 11. Этот зверек на суше довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно – быстро плавает, хорошо ныряет. Длинным хоботком подбирает насекомых и личинок. О т в е т ы: 1. Бобры. 2. Зубр. 3. Лебедь. 4. Тигр. 5. Морж. 6. Кит. 7. Журавль. 8. Соболь. 9. Фламинго. 10. Белый медведь. 11. Выхухоль. Ключевая фраза: Береги животных!
Работа творческого конкурса: "Лучшее внеклассное мероприятие"
«Удивительный мир животных»
Комментарии:
Интересное и познавательное мероприятие