* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} h1 {font-size: 20pt;} h2 {font-size: 16pt;} h3 {font-size: 14pt; color: #434343;} h4 {font-size: 12pt; color: #666666;} h5 {color: #666666;} h6 {color: #666666; font-style: italic;} .Title {font-size: 26pt;} .Subtitle {font-size: 15pt; color: #666666;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тема: «Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Характеристика героя»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать умение определять черты характера героя по его действиям, поступкам, найденным в тексте, описывать эмоциональное состояние героя.

Задачи урока:

Обобщить знания детей по данной сказке.

Учиться

анализировать поступки героя и давать ему характеристику

.

Формировать навык правильного, выразительного чтения.

Развивать связную речь учащихся,

творческие способности.

Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к делу, раскрыть ценность времени.

Требования к результатам обучения:

В результате работы на уроке обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

развивать способность к самооценке на основе успешности

в

учебной деятельности; прививать чувство прекрасного

.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД

. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в группе.

Познавательные УУД.

Учить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников. Анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль. Формировать умение ориентироваться в художественной книге.

Предметных результатов:

формировать позицию активного читателя и

слушателя

художественно

го

произведени

я

; уметь

находить в тексте нужную информацию

; учить учащихся мыслить критически, ответственно относит

ь

ся

к учёбе.

Длительность урока: 40 минут

Материально – техническое обеспечение:

презентация к уроку, иллюстрации.

Ресурсы Интернет:

Организационная структура урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Этап 1

Самоопределение к учебной деятельности

Учитель демонстрирует песочные часы.

Песчинки сложились в секунды,

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы.

Так пробежали сутки,

Время вперёд спешит.

- Не будем терять время, начинаем урок.

Организация урока, создание эмоционального настроя..

Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя.

Формирование УУД

Саморегуляция, познавательная активность, интерес.

Этап 2

Актуализация знаний. Анализ поступков героя, его характеристика.

- Ребята, послушайте хокку и определите, какой темой они объединены.

Знает лишь время,

Сколько дорог мне пройти,

Чтоб достичь счастья.

Басё

«Осень уже пришла!» -

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к подушке моей.

Басё

Падавший с вечера снег

Утром в дождь обратился?

Это вина весны!

Сирията

Тема времени.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто главный герой произведения?

На доске - иллюстрации к «Сказке о потерянном времени», которые дети выполнили к уроку. Учитель заранее их прикрепил к доске в порядке следования сюжетной линии сказки.

Далее следует работа по анализу героя на протяжении всей сюжетной линии сказки с опорой на иллюстрации.

Порядок работы:

Дети

рассматривают иллюстрацию

и о

пределяют черты характера, которые у героя проявились в данной ситуации,

чувства, которые он испытывал,

т.е.

подсистема,

и

доказывают это текстом. Для этого

ученики

следят по тексту и зачитывают действия героя, которые его как-то характеризуют (это и было домашним заданием к уроку – подчеркнуть действия героя).

Дети определяют, частью кого (чего)является герой в данной ситуации, т.е. надсистема.

Учитель фиксирует на доске черты характера героя.

Иллюстрация 1.

Неуспевающие ученики.

Безответственный, ленивый, неуспевающий.

- Ребята, посмотрите на первую иллюстрацию. Каким здесь показан Петя Зубов?

(Безответственный, неуспевающий, ленивый).

- Докажите это текстом.

(Он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил).

- Частью кого является здесь герой?

(Частью неуспевающих учеников).

Аналогично строится работа с остальными иллюстрациями.

Иллюстрация 2.

Люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации.

Петя с бородой. Его не узнала мама.

Одинокий, безнадежный, уныние, паника, грусть.

Иллюстрация 3.

Люди, владеющие тайной своего спасения.

Петя оказался в лесном домике, узнал тайну.

Внимательный, осторожный, одинокий, появилась надежда.

Иллюстрация 4.

Часть команды единомышленников.

Петя ищет детей-стариков в городе.

Наблюдательный, внимательный, ценит время, стыдливый, самокритичный, злится на себя.

Иллюстрация 5.

Лидер команды.

Дети в лесном домике. Петя крутит стрелки часов.

Досада, что заблудились, сообразительный, осторожный, ценит время, догадливый, ответственный, целеустремлённый.

- Итак, ребята, как на протяжении сказки менялся характер героя?

- Мы с вами проследили, как из безответственного и неуспевающего человека Петя Зубов превратился в целеустремлённого, стал ценить время, помог другим ребятам, обрёл друзей.

- Какая пословица, поговорка, жизненное правило подходят нашему герою?

(Кто осознаёт свои ошибки и пытается их исправить, тот добивается цели и обретает друзей).

- Предположите, что будет после того, как дети-старички вновь стали простыми детьми, школьниками? Каким может быть продолжение этой истории?

Читает хокку и демонстрирует презентацию.

Организует обсуждение, обмен мнениями.

Фиксирует на доске черты характера героя.

Определяют тему, поясняют ответ.

Самостоятельно осуществляют поиск информации.

Зачитывают действия героя, используя выборочное чтение, следят по тексту, дополняя ответы друг друга.

Формирование УУД:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение слушать и понимать речь других, умение работать с текстом, анализировать содержание, вычленять главное, работа по предложенному учителем плану, учиться устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение.

Этап 3

Составление плана произведения.

В процессе групповой работы с опорой на иллюстрации дети составляют план «Сказки о потерянном времени», по окончании работы ученики представляют результат и защищают его.

Поддерживает у учащихся активность, выступает в роли консультанта.

Учатся работать согласованно, в сотрудничестве, отстаивать свою точку зрения, слушать мнение других.

Развитие умения работать в группе, принятие совместного решения.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Этап 4.

Проектирование нового знания. Решение учебной задачи.

- К какому литературному жанру относится произведение Е. Шварца?

(Авторская литературная сказка)

- Какие черты сказки вы обнаружили?

(магические числа; волшебный предмет; зачин; герой, чтобы выбраться из волшебного мира, выполняет непосильно трудное задание; герой – слабый, обделённый )

- Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет фразы, похожие на поговорки, крылатые выражения. Найдите их и зачитайте.

1 ряд – на с.5-7

Жил – не тужил. Тогда всё пропало. Пошёл куда глаза глядят. Бедный я – несчастный. Замер – не дышит. Вот ведь, как устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

2 ряд – на с. 9-11

Замер, как мышка. От любого несчастья может спастись человек. Держите ухо востро. Еле ноги унёс. А детей нет как нет.

3 ряд – на с. 12-14

Ахнул от радости. Подпрыгнула от радости. Как сквозь землю провалился. С ног сбились. В ус не дует. Совсем выбились из сил. Чудом вернули время.

Дети работают в парах.

Вопросы для рассуждения.

Герой сказки Петя Зубов потерял время.

Можно потерять ключи, кольцо, карандаш. А разве можно потерять время?

(В переносном значении).

Как вы понимаете выражение «потерянное время»?

Приведите примеры из жизни, когда вы или ваши родители, знакомые так говорили.

В каких ещё словосочетаниях глагол «потерять» имеет переносное значение?

(Надежду, веру, друга, смысл, …)

Почему автор так ценит время, считает его главной ценностью?

Вы согласны с автором?

Какова главная мысль сказки?

В каких ещё художественных

произведениях герой терял время и за это поплатился?

(«В стране невыученных уроков», «Морозко», «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями», «Стрекоза и муравей», «Аленький цветочек», …)

С понятием «время» действительно связаны многие факты, события в жизни человека и природы:

прошлое-будущее, молодость-старость, восход-закат, минута молчания, …

Как бы вы нарисовали, изобразили время? Опишите.

Поддерживает у учащихся активность. Организует работу в паре.

Побуждает к высказыванию мнения.

Самостоятельно осуществляют поиск информации. Работают в паре, договариваются и приходят к общему решению.

Участвуют в коллективной беседе, делятся жизненным опытом.

Формирование УУД

Учатся слушать собеседника и строить понятные для собеседника высказывания. Умение выражать положительное отношение к познанию, проявлять внимание, интерес.

Этап 5.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- В начале урока вы читали хокку о времени. Какое из них близко произведению Е. Шварца, отражает главную мысль «Сказки о потерянном времени»? Почему?

Знает лишь время,

Сколько дорог мне пройти,

Чтоб достичь счастья.

Басё

Домашнее задание – по выбору:

подготовить пересказ одной из частей сказки;

сочинить свою историю, сказку, басню о том, что надо ценить время, о трудолюбии.

Закончите высказывания:

На уроке я открыл для себя….

Мне показалось интересным …

Урок заставил задуматься ….

Я хочу поблагодарить … за …

Обобщает информацию, подводит итог урока. Дифференцирует домашнее задание.

Побуждает к высказыванию мнения об уроке.

Учатся высказывать и отстаивать своё мнение, использовать свои возможности, предпочтения при выборе домашнего задания, ценить время.

Возможность проявить себя в творческой деятельности.

Оценивание своей работы на уроке.