Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Средние века. Время рыцарей и замков.»
Цели: сформировать представление о средневековье;
дать представление о средневековых рыцарях и замках;
развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Ход урока
1.Оргмомент.
Время — великий учитель! СЛАЙД 1
Как известно «Без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего!»
Вчерашний день ушел. Завтра еще не наступило. Сейчас у нас есть только сегодня. Итак! Начнем!
СЛАЙД 2 «Колесо Истории»
- А точнее, я бы сказала, не начнём, а продолжим! Продолжим наше с вами путешествие по страницам ВСЕМИРНОЙ ИТОРИИ.
- Ребята, а что это такое – ИСТОРИЯ?
- А кто такие ИСТОРИКИ?
А из чего, откуда они получают информацию? / ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ /
- А какая наука помогает ИСТОРИИ добывать ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ? / АРХЕОЛОГИЯ/
У нас с вами нет машины времени и телепортироваться в будущее мы не сможем… А вот в наше прошлое я вам предлагаю сегодня заглянуть. А помогут нам это сделать ваши знания и, конечно же, наш учебник!
- 1 -
2. Проверка домашнего задания. СЛАЙД 3 «Проверим Д/З
- Посмотрите на уже знакомую нам, ЛЕНТУ ВРЕМЕНИ! / НА ДОСКЕ /
Скажите пожалуйста, в каких периодах ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ мы с вами уже побывали на наших уроках?
/ В ПЕРВОБЫТНОМ ПЕРИОДЕ и в МИРЕ ДРЕВНОСТИ /
- Совершенно верно! Вот и давайте сейчас проверим, что вам известно о МИРЕ ДРЕВНОСТИ, который нам позволил узнать о ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ,
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ДРЕВНЕМ РИМЕ
- Итак, проверим ваше ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Хочу отметить, что СООБЩЕНИЯ об одном из древних ГОСУДАРСТВ вы сделали – Молодцы! А сейчас вас ждут 9 общих вопросов по всей теме! Итак, сегодня для проверки Д/З я решила использовать принцип игры «Крестики- нолики». Скажите пожалуйста, что использовали вместо бумаги древние Египтяне? Что такое ПАПИРУС, кто скажет?
- Папирус – это растение, которое росло по берегам Нила. ВОТ И У НАС ИГРОВОЕ ПОЛЕ БУДЕТ НА ПАПИРУСЕ. – прямо из Египта!
- Готовы? Поехали!
«Крестики- Нолики» - «МИР ДРЕВНОСТИ»
- 2 -
Египетское царство возникло более 5 тыс. лет назад на берегах Нила.
/ Х /
Древние египтяне считали, что миром управляют ЦАРИ
/ О / БОГИ
У древних египтян храмы считались жилищами Богов, а пирамиды – гробницами фараонов
/ Х /
Намного раньше Древнего Египта возникла Древняя Греция
/ О
/ Намного позже
Сердцем Афин является Акрополь
.
/ Х /
Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция
/ Х /
Датой основания Рима считается 753 год
до н.э. / Х /
Одним из знаменитых храмов Рима
являетя
Парфенон
/ О
/ -
это в Греции
История ДРЕВНЕГО МИРА закончилась в 5 веке нашей эры.
/ Х /
– Какие же знаки на вашем игровом поле сегодня выиграли?
/ Х – по диагонали и по правой вертикали/
3. Погружение в НОВУЮ ТЕМУ СЛАЙД 4 Тема урокаСредневековье…
- Молодцы! Посмотрите на ЛЕНТУ ВРЕМЕНИИ ОТВЕТЬТЕ НА
ВОПРОС – Какая ЭПОХА следует за Древним миром? СРЕДНИЕ ВЕКА
ВЕРНО! Наше путешествие продолжается и мы перемещаемся в
ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
/ На доску вешаю ВЫВЕСКУ /
- А начать изучение этой темы я вам предлагаю с уже знакомой нам игры «Верю – не верю!» СЛАЙД 5 «Верю – не верю!»
У каждого на парте ТАБЛИЧКА с вопросами / утверждениями
- Ребята, прежде чем мы продолжим нашу работу, предлагаю вам немножко отдохнуть.
4. Физминутка. СЛАЙД 6 «Давайте отдохнём!»
- Итак, раз уж мы в Средневековье – а это было время рыцарей и Замков, предлагаю построить ЗАМОК! А кто же такой РЫЦАРЬ? – это Д/З
У меня на столе лежат «стройматериалы», которые пронумерованы цифрами, которые, кстати, имеют отношение к ДРЕВНЕМУ МИРУ? О каких цифрах речь?
- О РИМСКИХ! Почему они так называются? ( Они были созданы в Риме
- 3 -
Верно! Вам нужно будет по очереди расположить строения Замка так, чтобы римские цифры выстроились в порядке увеличения.
/ СТРОИМ ЗАМОК на ДОСКЕ /
- Ну что ж! Замок готов! А теперь давайте вернёмся к нижнему вопросу нашей ИГРЫ – ТАБЛИЦЫ
Прочитайте его! ( читают )
Веришь ли ты, что Оксана Викторовна могла находиться в средневековом Замке и общаться с рыцарями?
- Поднимите руку, кто в это верит / не верит?
- Ну тогда я сейчас кого-то, возможно огорчу, а кого-то обрадую…
/ СЛАЙДЫ 7-11 с ФОТО из ЛИЧНОГО АРХИВА /
Это единственный в России сохранившийся памятник европейской средневековой архитектуры. История строительства выборгского замка уходит в далекий 1293 год, который принято считать и годом основания самого Выборга. Он был основан в ходе Третьего крестОвого похода шведов на Карельскую землю, принадлежащую тогда Новгороду.
Вот такая вот ИСТОРИЯ!
5. Работа по учебнику СЛАЙД 10 «Работа с учебником»
- -Ну а теперь давайте обратимся к нашему на стр.18-19 и найдите описание Замка того времени.
- Что же он тогда представлял из себя?
- А чем же занимались обитатели Замка? Найдите в учебнике ( стр. 19 )
/ НАХОДЯТ, ЗАЧИТЫВАЮТ /
- 4 -
6. Фаза осмысления. / восприятие материала на слух /
- Да уж, не смотря на такие некомфортные жилищные условия, люди в ТУ ЭПОХУ МНОГОГО ДОБИЛИСЬ!
- И сейчас я вам предлагаю вернуться к нашей ТАБЛИЧКЕ «Верю – не верю» и, воспринимая следующий материал на слух, понять, верно ли вы её заполнили.
1. История Средних веков – это эпоха, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она средние века или Средневековье.
2. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали больше обрабатывать земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, - которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.
СЛАЙД 11 «Факты – упрямая штука»
В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Мореплаватели открыли Америку, Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне.
Вот какое интересное время мы называем средними веками.
- Поднимите руку, кто нашёл услышал подтверждение своим ответам?
- А теперь ответьте на вопрос - что такое религия? (вера в бога)
- в ваших таблицах говорится, что было 2 веры в бога, две религии, так ли это? Вы узнаете, прочитав материал на стр. 15 - 17 ЧИТАЕМ!
- Так верно ли утверждение, что в Средневековье было 2 религии?
/ Дети отвечают / ( Нет, их было 4 )
- Итак, у кого оказались верные ответы?
7. Словарная работа. СЛАЙД 12
- А сейчас давайте откроем свои Словарики и запишем новые слова:
Средневековье Иудаизм Христианство Ислам Буддизм
– 5 -
8. Рефлексия «ФЛАГИ НА БАШНЯХ» СЛАЙД 13
- Замок вы построили с башнями, а какие же башни без ФЛАГОВ?
- У каждого из вас на партах лежат по 3 флага. Вам нужно выбрать тот, который соответствует вашему состоянию, настроению и восприятию УРОКА:
КРАСНЫЙ – БЫЛО ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО
ЗЕЛЁНЫЙ – БЫЛО ИНТЕРЕСНО, НО НЕ ВСЁ ПОНЯЛ
ЖЁЛТЫЙ
- БЫЛО СКУЧНО И НЕПОНЯТНО
СЛАЙД 14
10.Домашнее задание: стр.15 – 21, работа в Словарике
- 6–
Это единственный в России сохранившийся памятник европейской средневековой архитектуры. История строительства выборгского замка уходит в далекий 1293 год, который принято считать и годом основания самого Выборга. Он был основан в ходе Третьего крестового похода шведов на Карельскую землю, принадлежащую тогда Новгороду. На месте карельских укреплений теперь возвышался величественный каменный замок с башней (донжоном), названной в честь крестителя Скандинавии Олафа Святого.
Новгородцы совершали попытки захватить замок в XIII и XIV веках и вернуть себе утраченные земли, однако попытки не увенчались успехом. В XV веке в период наместничества Карла Кнутссона на территории замка были построены жилые здания в несколько этажей. На сторонах, обращённых к мосту и городу, они завершались сводчатым боевым ходом. Примерно в то же время были построены Круглая Райская башня и башня Сапожника.
В 1564 году главная башня надстраивается до 7 этажей (раньше была только нижняя квадратная часть), причем верхняя часть получила восьмигранную форму с прорезанными в трехметровых стенах пушечными бойницами, позволявшими вести круговой обстрел. В кладке донжона впервые используется кирпич.
В 1617 году по Столбовскому миру граница шведских владений значительно продвинулась на Новгородские земли. Военное и пограничное значение Выборга понизилось, и замок использовался как тюрьма. До XVIII века территория Выборга принадлежала шведам. Замок за это время достраивался и укреплялся.
3 июня 1710 года после более чем двухмесячной осады и бомбардировок город был взят войсками Петра I. Однако шведское население не спешило покидать территории, и вплоть до XIX века в городе преобладал шведский язык.
Далее история города тоже складывалась непросто. В 1918 году он достался финнам, но в ходе русско-финской войны 1939–1940 годов Выборг взяли Советские войска. Однако в начале Великой Отечественной Войны город снова перешёл Финляндии.
С 1944 года город принадлежал СССР, а затем России. Сейчас на острове с крепостью находится Государственный музей «Выборгский замок», созданный 13 июля 1960 года. Работники музея столкнулись с некоторыми трудностями в конце XX века. Башня, стоявшая на краю скалы, стала оседать. Причиной тому послужили как большегрузный транспорт, так и другие сейсмические воздействия. Сейчас проблема устранена.