Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №12 Колпинского района Санкт – Петербурга Увлекательный мастер – класс с родителями и детьми 2 – 3 лет. ?Музыка с мамой - путешествие в мир сенсорики? Подготовила и провела: Воспитатель: Кузнецова О.И. Колпино 2024 г. Мастер – класс с родителями и детьми 2 – 3 лет. ?Музыка с мамой - путешествие в мир сенсорики? Цель: Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, как активных участников образовательного процесса. Задачи: 1.Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положение в пространстве. 2.Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Сенсорное развитие ребенка - это развитие?его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании?сенсорных эталонов - цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель - познание мира, остаётся неизменной. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия. Знакомство с тактильным восприятием В младенческом возрасте посредством игры?развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. Малыш с увлечением исследует предметы, окружающие его, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Тактильное восприятие играет важную роль в развитии, мелкая моторика, влияет на формирование речи у детей. К тактильной чувствительности относятся ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и т.д. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. ?Манный поднос? Для игры понадобится поднос с бортиками или большое плоское блюдо, куда насыпана манная крупа. Ребенок может водить пальчиком, оставляя бороздки, строить (насыпать) горки. Дайте малышу мелкие фигурки животных и попросите поселить животных за горами. Мальчикам интересна игра с машинкой на подносе, которая справляется с большими заносами, буксует, пробирается по неровностям. Трассу можно усложнить, сделав горы еще выше. На поднос можно добавить фасоль или макароны. Играть станет еще интереснее. ?Чудесный (тактильный) мешочек? Достать нужный предмет: мягкий или твердый, пушистый или гладкий, большой или маленький. Нащупать в мешочке предмет и сказать, какой он. Затем предмет достается, и вместе определяем, правильно ли его назвал ребенок. ?Золушка? Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли . Мы просим малыша помочь рассортировать их. ?Тактильные дощечки? Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и тд) Знакомство с цветом и формой С?раннего возраста?дети исследуют окружающий мир,?им интересно буквально все:?величина,?формы предметов, и, конечно же,?цвет. Пришло время изучать?величину предметов: маленький, средний, большой. Хорошо бы познакомить ребенка с?цветами: красный, желтый, зеленый, синий.?Да и пора бы уже различать фигуры: квадрат, треугольник, круг. Восприятие цвета,?формы,?величины?предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь?увидеть мир красок, различать?форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать предметы, называть их своими именами, выделять среди других нужный предмет (по?цвету,?форме,?величине). Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно?развивать. А лучший эффект от обучения у детей возникает во время игры. В современном мире разработано значительное количество игрового дидактического материала, в частности блоков Дьенеша.?Блоки Дьенеша могут служить основой создания?практических систем обучения, позволяющих детям в игровой форме усвоить представления о сенсорных эталонах, развить умение группировать предметы по разным признакам, развивать речевой запас, внимательность, сообразительность. "Мышка-норушка". К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит сыр, сыр - жёлтого цвета. Дети выбирают из корзинки кусочки сыра и кормят мышку. "Угощение для кукол". В гости к детям приходят 2 куклы (большая и маленькая). Куколки хотят попробовать вкусное печенье, но большая кукла любит только большое печенье, а маленькая - маленькое. Дети разбирают блоки по размеру и "угощают" кукол. ?Разноцветные флажки? Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета. Описание игры? Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п. ?Мозаика из пробок? Можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх, мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет. Если использовать пуговицы, то и?сенсорного эталона - форма?(круг, квадрат, треугольник, овал)?и величина?(большой - маленький). ?Волшебный мешочек?. Дети по очереди опускают руку в мешочек с деревянными??геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, ?треугольник, красный?). ?Определи форму?.?Каждому ребёнку раздается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, дети должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы. Знакомство с координацией Координационные движения управляют всеми двигательными действиями человека, по этому, их необходимо развивать, начиная с раннего возраста. Двигательная активность детей является основой общего развития ребенка, фундаментом для формирования его психики и способностей. Развитие координации движений, не возможно без развития навыка ориентировки в пространстве. В процессе формирования навыков ориентирования одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в тоже время, упражнения необходимо комментировать, сопровождать указаниями, пояснять и разъяснять. Так же, стоит обращать внимание на постепенное усложнение поставленных задач, ускорение темпа и разнообразие игр, чтобы не потерять детскую заинтересованность. Примеры игр: ?Где звенит??, ?Найди флажок?, ?Угадай, кто кричит?, ?Самолеты? и др. ?Поймай ложкой? Продолжаем играть с разноцветными пробками. Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию?координации движений. Так же предлагаю вашему вниманию игры с прищепками: ?Рыбки? Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки - прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать, таким образом, мелкие предметы - макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек. ?Жуки? Прикрепите прищепки в разных местах по всей комнате — на шторы, на скатерть, на книжку, на игрушку, на ковёр. Скажите малышу, что маленькие жуки спрятались и нам надо их найти и посадить в домик-коробку. Эта игра развивает внимание. ?Уголки? Дайте малышу геометрические фигуры из картона. Предложите прикреплять прищепки к уголкам. Эта игра помогает изучить понятие ?угол?. С детишками постарше можно посчитать количество углов, расширяя понятие о многоугольниках. Предлагаю вашему вниманию шерстяные мячики из набора Дары Фребеля на их основе были разработаны дидактические игры и сейчас с некоторыми мы вас познакомим. ?Мячики такие разные – жёлтые, зелёные, красные? ?Мячики, домой!?, ?Найди свой домик?, ?Один и много? Игра ?Бусы? Макароны - это отличный творческий материал для маленьких?детей. Большое разнообразие видов макарон позволят вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Практическая часть Музыкальные игры с детьми и родителями. ?Танец – игра с кубиками? Цель: Развивать музыкальный слух, чувство ритма. ?Танец с фантиками? Цель: Учить согласовывать движения с текстом и музыкой, развитие тактильного восприятия. ?Игра – танец с платочками? Цель: Получение сенсорного опыта, развитие координации и мелкой моторики. ?Танец – игра Ручейки? Цель: Развитие координации, получение сенсорного опыта. ?Игра Горошинка? Цель: Развитие тактильного восприятия, развитие слухового внимания. ?Танец с палочками? Цель: Получение сенсорного опыта, развитие координации и мелкой моторики.
Работа творческого конкурса: "Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия"
Увлекательный мастер – класс с родителями и детьми 2 – 3 лет. «Музыка с мамой - путешествие в мир сенсорики»