Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
?Детская школа искусств №1? им. Ю. И. Янкелевича г. Омска






Методическое сообщение на тему:
?Влияние сна на обучаемость музыке?






Выполнил:
преподаватель
Рогова А. М.








Омск, 2024 год.
Известно, что обучение музыке влияет на структуру и на функцию мозга. По всей видимости, обучение в разном возрасте имеет различное влияние на пластичность мозга и когнитивное развитие. Например, дети, слушавшие классическую музыки по одному часу в течение полугода, демонстрировали лучшую согласованность колебаний мозговых волн в обоих полушариях по сравнению с контрольной группой [1]. Согласованность колебаний увеличивает их амплитуду, а это увеличение, в свою очередь, повышает способность человека анализировать информацию. Таким образом, музыка, влияя на эмоциональное состояние, может способствовать или препятствовать процессу обучения и развитию способностей детей. 
С точки зрения техники исполнения музыки, важно то, как мозг влияет на освоение и закрепление двигательных навыков. В статье [2] рассматривается эксперимент со студентами-пианистами, которые разучивали мелодии до сна, а исполняли их после сна. В эксперименте принимали участие 60 человек. Каждый из них разучивал одну или две мелодии во время вечерних занятий и приходил на следующий день. Музыканты играли в ​​течении 30-ти секунд на цифровом пианино левой рукой, после этого у них был отдых 30 секунд. Для закрепления навыка, такой блок ?упражнение-отдых? повторялся 12 раз. Данные о нажатиях клавиш во время упражнений и во время выступления сохранялись и анализировались на компьютере с помощью специальной программы. Правильность нажатий клавиш определялась по их положению во времени и силе нажатия. Музыканты, разучившие одну мелодию, при тестировании на следующий день показали улучшение результатов. Те, кто разучил вторую мелодию сразу после первой, не показали после сна никакого улучшения в исполнении первой мелодии. Те, кто разучил две мелодии, но снова отрепетировал первую перед тем, как пойти спать, на следующий день показали улучшение при тестировании на первой мелодии. Это и есть самый важный результат эксперимента – повторение перед сном именно того материала, который завтра ?будут спрашивать?, улучшает качество ?ответа?. Было совсем не очевидно, что такой приём будет работать и для двигательных навыков тоже.
Объяснить наблюдаемый эффект можно тем, что мозг после прекращения тренировки, т.е. во время сна, продолжает обрабатывать изучение нового двигательного навыка. Такая работа мозга называется консолидация процедурной памяти. После практики двигательного навыка, например, выполнения задания по письму от руки, области мозга, активированные во время практики, продолжают оставаться активными в течение ещё примерно 4 – 6 часов. Если это время вышло, то ранее активированные области мозга, активируются заново во время сна, что позволяет не только вспомнить навык, но и улучшить его. Так, для простого навыка выстукивания заученной последовательности пальцами скорость воспроизведения после сна на 10 – 13 процентов выше, чем до сна, с меньшим количеством ошибок.
Важно отметить, что обучение детей скоординированным движениям, необходимым для игры на музыкальном инструменте, способствует их успехам в других областях, например, развивает вербальные способности, повышает мотивацию к чтению и даже к математике. Исходя из этого, интересно было бы сравнить успехи детей, которые обучаются игре на фортепиано с успехами детей, обучающихся игре на других музыкальных инструментах, а также с успехами, детей, которые вообще не играют на инструментах. Однако, сравнение по всем областям крайне затруднительно и неоднозначно. В качестве первого шага на пути к такому сравнению, в статье [3] рассматривается способность выучить и воспроизвести так называемую двигательную последовательность. С одной стороны, эта последовательность доступна для заучивания каждому, а с другой – задействует основной навык музыкантов, т.е. имитирует игру на фортепиано. Вполне ожидаемым результатом стало то, что музыканты выдавали больше правильных последовательностей за 30 секунд, чем не музыканты. Через 12 часов после разучивания, музыканты, которые спали, продемонстрировали немного лучшее исполнение. Более того, музыканты, прошедшие тестирование в конце дня (т.е. без сна), показали немного лучшие результаты, чем не музыканты, которые спали между обучением и тестированием. Это говорит о том, что музыканты могут закреплять двигательные навыки во время бодрствования, тогда как у не музыкантов эта способность, по-видимому, отсутствует.
Описанные выше эксперименты показывают, что сон косвенно способствует закреплению музыкальных навыков, однако, механизм этого действия неясен. Что бы понять этот механизм, нужно рассматривать заучивание двигательных последовательностей вместе с концептуальной структурой музыки. В статье [4] описываются два эксперимента, в которых пианисты исполняли короткие пьесы, где легко разделить концептуальные и двигательные ошибки. В первом эксперименте участники упражнялись утром и проходили тестирование три раза – сразу, через 12 и через 24 часа. Если через 12 часов человек не спал, то двигательные, и концептуальные ошибки увеличивались. После 24 часов, т.е. гарантировано после сна, значительно сокращались, только концептуальные ошибки. Ещё меньше концептуальных ошибок после сна допустили люди, которые играли в основном ?на слух?. Во втором эксперименте участники упражнялись вечером и проходили тестирование сразу, а также через 12 часов. Этот эксперимент был контрольным и подтвердил, что результаты первого эксперимента нельзя отнести только к особенностям биологических часов человека (сбоям циркадных ритмов) или к интервалу времени, прошедшему с момента заучивания. В совокупности полученные результаты говорят о том, что концептуальные и двигательные ошибки закрепляются по-разному.
Отметим, что для закрепления навыков исполнения посттональной фортепианной музыки существует пробел между обучением, собственно исполнением и психологией. Несмотря на то, что репертуар такой музыки охватывает более 100 лет, педагогам и профессионалам по-прежнему не хватает эффективных методов для закрепления навыков. Исследования в этой области основаны преимущественно на наблюдении за репетициями исполнителей, чтобы понять, как они готовятся к выступлению. Однако, эти наблюдения не позволяют разработать систематический метод обучения, поскольку они лишь объясняют поведение исполнителей. Изучения роли сна в закреплении навыков для посттональной фортепианной музыки практически не проводились. В этом смысле, стоит отметить докторскую диссертацию [5], где предлагается новый метод анализа, изучения и запоминания посттональной музыки, называемый концептуальным упрощением. В этой диссертации было показано, что наиболее важными для запоминания являются абсолютный слух, умение читать с листа, сон и сложность музыкального произведения. Кроме того, было показано, что наиболее эффективными стратегиями для запоминания являются стратегия упрощения и стратегия концептуального кодирования. Чтобы подтвердить предложенную теорию, была проведена серия экспериментов. В них участвовали пианисты с различным уровнем мастерства, от студентов консерваторий по классу фортепиано до международных исполнителей. В качестве дополнительного результата экспериментов была установлена положительная роль умственной практики для преодоления тревожности и самосаботажа.

Цитируемая литература

[1] Y. Lu, A. F. Musib, C. S. Maya, M. Razali, L. Shi, "Influences of music training on physical and psychological development of preschool children," International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, Vol. 14, No. 1, pp. 2910-2923, 2024.

[2] S. E. Allen, “Memory stabilization and enhancement following music practice,” Psychology of Music, Vol. 41, No. 6, pp. 794-803, 2012.

[3] M. A. Tucker, N. Nguyen and R. Stickgold, “Experience playing a musical instrument and overnight sleep enhance performance on a sequential typing task,” PLoS One,?Vol. 11, No. 7, pp. e0159608, 2016.

[4] S. C. Van Hedger, A. Hogstrom, C. Palmer, and H. C. Nusbaum, “Sleep consolidation of musical competence,” Music Perception: An Interdisciplinary Journal,?Vol. 33, No. 2, pp. 163-178, 2015.

[5] L. F. Rozada, Conceptual Simplification: An Empirical Investigation of a New Method for Analysis, Learning and Memorisation of Post-Tonal Piano Music. Doctoral dissertation, Birmingham Conservatoire, 2023