Внеклассное мероприятие в рамках недели экологии: «Наши пернатые друзья».
Учитель начальных классов:
Казакова О. М.
Цель:
- обобщить и систематизировать знания о птицах, показать значение птиц в природе и жизни человека;
Задачи:
- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;
- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней; воспитывать культуру поведения в природе.
Оборудование:
компьютер, проектор, иллюстрации с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусами, книги о птицах.
Ход занятия.
I. Актуализация знаний.
Учитель: - Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.
- А каких птиц мы больше всего встречаем в наших краях?
(вороны, голуби, воробьи и т.д.)
-А еще есть синички, которые не улетают от нас зимой. А красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. Птиц очень много и все они разные.
Вот, например, ворона большая, а воробей … (маленький),
голуби ходят, а воробьи … (прыгают),
воробьи чирикают, а голуби … (воркуют).
И все они нам очень дороги.
- А знаете, почему дороги? Потому что птицы - наши друзья, красота нашей природы, а еще птиц называют лесными Айболитами.
- А почему называют их все-таки Айболитами?
(они спасают наши деревья)
- Как же мы должны к ним относиться?
(заботиться о них)
- Какую пользу приносят птицы?
(они поедают вредных насекомых, спасают нашу природу, лечат её).
Учитель: - Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев.
II. Беседа с учащимися о зимующих птицах.
Учитель: - Ребята, давайте вспомним, легко ли было птицам зимой?
Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»:
Учитель: - А чего птицы боятся холода или голода?
(Ответы детей: боятся голода, потому что всё, чем они питались зимой, сейчас под снегом: это семена растений, жучки-червячки, которые спрятались на зиму)
Учитель: - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Мы знаем, что есть птицы, которые остаются с нами, не улетают в теплые края. Этим птичкам зимой становится трудно с добычей корма. Особенно трудно находить корм вовремя снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.
- А теперь расскажите, как вы зимой помогали птицам.
(Ученики рассказывают о том, как зимой, дома с родителями, делали кормушки для птиц и подкармливали их. Дети рассказывают, каким кормом подкармливали птиц, что им можно давать и что нельзя)
III На доске появляется таблица: (Слайд 1)
Беседа с учащимися о перелётных птицах.
Учитель: - Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. А теперь давайте подумаем, каких птиц мы встречаем весной.
(Ответы детей)
Учитель: - Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи и другие. Именно в это время проводится День птиц. Традиция развешивать специальные скворечники для привлечения птиц имеет в России глубокие корни. Уже во второй половине XVIII века устройство деревянных скворечников было в России старинным народным обычаем. Причем, даже тогда, в отличие от стран Западной Европы, русские крестьяне развешивали скворечники для привлечения и охраны скворцов, а не для поимки птиц с целью употребления их в пищу.
Если зимой для птиц делают кормушки, то весной мастерят и вывешивают скворечники. Летом птицам достаточно корма, но мы всё равно должны о них заботиться и бережно к ним относиться.
- Мы с вами говорим, что птички наши друзья. Что же не нужно делать, чтобы не навредить птичкам, как мы можем им помочь. Давайте составим правила поведения при виде птичьих гнёзд, правила поведения в лесу.
Правила поведения при общении с птицами. (Слайд 2)
IV. Игра – соревнование «Юные знатоки птиц».
Конкурс 1. «Отгадайте загадки»
1.Эта птичка никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)
2.Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)
3.Стрекотунья, белобока
Наша сплетница... (сорока).
4.Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее... (ворона).
5.Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря,
У красавца... (снегиря).
6. Маленький певец лесной
Как прекрасен голос твой! (Соловей.)
Конкурс 2. «Узнай птиц по описанию».
Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный.
(Воробей. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу.)
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое.
(Синица. Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на
ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках).
Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато - серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.
(Снегирь. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты).
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные.
(Дятел. Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.)
Конкурс 3. «Собери и объясни пословицу о птицах»
(Дети получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл)
1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
2. Всякая птица своим клювом сыта.
3. Увидел грача - весну встречай.
Конкурс 4. «Ну-ка, прочитай».
(Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.)
ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ (зяблик)
БИВХЕРАВСХАКСУТИ (беркут)
КАГРЛКНУРОПОАНЫШ (глупыш)
Конкурс 5. «Барометр погоды»
- Как по поведению, птиц определить, какая будет погода?
Знаете ли вы какие-нибудь приметы?
Ласточки задевают крыльями поверхность воды
(к дождю)
Ласточки летают то вверх, то вниз
(жди бурю)
Стрижи летают низко и с криком
(к дождю)
Чайки ходят по песку, моряку судят тоску, села чайка на воду, жди…
(хорошую погоду)
V. Значение птиц в природе и жизни человека.
- Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?
- Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
- Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
- Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.
- Кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.
- Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
VI. Рефлексия (Итог занятия).
1. Подводятся итоги конкурсов.
2. Заключительная беседа.
-Почему птиц надо охранять?
-Почему птицам нужно помогать зимой?
- Как летом надо относиться к птицам?
3.-Сейчас на доске мы с вами немного порисуем. Если вам понравилось мероприятие, то нарисуйте солнышко, а если нет, то - тучку.
- Мероприятие окончено. Спасибо за работу.