* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;}

Внеклассное мероприятие в рамках недели экологии: «Наши пернатые друзья».

Учитель начальных классов:

Казакова О. М.

Цель:

- обобщить и систематизировать знания о птицах, показать значение птиц в природе и жизни человека;

Задачи:

- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;

- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней; воспитывать культуру поведения в природе.

Оборудование:

компьютер, проектор, иллюстрации с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусами, книги о птицах.

Ход занятия.

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)

Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.

- А каких птиц мы больше всего встречаем в наших краях?

(вороны, голуби, воробьи и т.д.)

-А еще есть синички, которые не улетают от нас зимой. А красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. Птиц очень много и все они разные.

Вот, например, ворона большая, а воробей … (маленький),

голуби ходят, а воробьи … (прыгают),

воробьи чирикают, а голуби … (воркуют).

И все они нам очень дороги.

- А знаете, почему дороги? Потому что птицы - наши друзья, красота нашей природы, а еще птиц называют лесными Айболитами.

- А почему называют их все-таки Айболитами?

  (они спасают наши деревья)

- Как же мы должны к ним относиться?

(заботиться о них)

- Какую пользу приносят птицы?

(они поедают вредных насекомых, спасают нашу природу, лечат её).

Учитель: - Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев.

II. Беседа с учащимися о зимующих птицах.

Учитель: - Ребята, давайте вспомним, легко ли было птицам зимой?

Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»:

Учитель: - А чего птицы боятся холода или голода?

(Ответы детей: боятся голода, потому что всё, чем они питались зимой, сейчас под снегом: это семена растений, жучки-червячки, которые спрятались на зиму)

Учитель: - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Мы знаем, что есть птицы, которые остаются с нами, не улетают в теплые края.  Этим птичкам зимой становится трудно с добычей корма. Особенно трудно находить корм вовремя снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.

- А теперь расскажите, как вы зимой помогали птицам.

(Ученики рассказывают о том, как зимой, дома с родителями, делали кормушки для птиц и подкармливали их. Дети рассказывают, каким кормом подкармливали птиц, что им можно давать и что нельзя)

III На доске появляется таблица: (Слайд 1)

Беседа с учащимися о перелётных птицах.

Учитель: - Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. А теперь давайте подумаем, каких птиц мы встречаем весной.

(Ответы детей)

Учитель: - Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи и другие. Именно в это время проводится День птиц. Традиция развешивать специальные скворечники для привлечения птиц имеет в России глубокие корни. Уже во второй половине XVIII века устройство деревянных скворечников было в России старинным народным обычаем. Причем, даже тогда, в отличие от стран Западной Европы, русские крестьяне развешивали скворечники для привлечения и охраны скворцов, а не для поимки птиц с целью употребления их в пищу.

Если зимой для птиц делают кормушки, то весной мастерят и вывешивают скворечники. Летом птицам достаточно корма, но мы всё равно должны о них заботиться и бережно к ним относиться.

Мы с вами говорим, что птички наши друзья. Что же не нужно делать, чтобы не навредить птичкам, как мы можем им помочь. Давайте составим правила поведения при виде птичьих гнёзд, правила поведения в лесу.

Правила поведения при общении с птицами. (Слайд 2)

IV. Игра соревнование «Юные знатоки птиц».

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

1.Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

 2.Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

 3.Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

4.Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

5.Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца... (снегиря).

 6. Маленький певец лесной

Как прекрасен голос твой! (Соловей.)

Конкурс 2. «Узнай птиц по описанию».

Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный.

(Воробей. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу.)

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое.

(Синица. Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на

ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках).

Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато - серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.

(Снегирь. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты).

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные.

(Дятел. Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.)

Конкурс 3. «Собери и объясни пословицу о птицах»

(Дети получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл)

1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

3. Увидел грача - весну встречай.

Конкурс 4. «Ну-ка, прочитай».

(Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.)

ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ (зяблик)

БИВХЕРАВСХАКСУТИ (беркут)

КАГРЛКНУРОПОАНЫШ (глупыш)

Конкурс 5. «Барометр погоды»

- Как по поведению, птиц определить, какая будет погода?

Знаете ли вы какие-нибудь приметы?

Ласточки задевают крыльями поверхность воды

(к дождю)

Ласточки летают то вверх, то вниз

(жди бурю)

Стрижи летают низко и с криком

(к дождю)

Чайки ходят по песку, моряку судят тоску, села чайка на воду, жди…

(хорошую погоду)

V. Значение птиц в природе и жизни человека.

- Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?

- Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

- Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

- Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.

- Кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

- Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

VI. Рефлексия (Итог занятия).

1. Подводятся итоги конкурсов.

2. Заключительная беседа.

-Почему птиц надо охранять?

-Почему птицам нужно помогать зимой?

- Как летом надо относиться к птицам?

3.-Сейчас на доске мы с вами немного порисуем. Если вам понравилось мероприятие, то нарисуйте солнышко, а если нет, то - тучку.

- Мероприятие окончено. Спасибо за работу.