* {font-family: Arial; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 20pt; color: #2F5496;} h2 {font-size: 16pt; color: #2F5496;} h3 {font-size: 14pt; color: #2F5496;} h4 {color: #2F5496; font-style: italic;} h5 {color: #2F5496;} h6 {color: #595959; font-style: italic;} h7 {color: #595959;} h8 {color: #272727; font-style: italic;} h9 {color: #272727;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #2F5496;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #2F5496;} .Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #2F5496;} .Заголовок 4 Знак {color: #2F5496; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #2F5496;} .Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #595959;} .Заголовок 8 Знак {color: #272727; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {color: #272727;} .Title {font-size: 28pt;} .Заголовок Знак {font-size: 28pt;} .Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;} .Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;} .Quote {color: #404040; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Intense Emphasis {color: #2F5496; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #2F5496; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #2F5496; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #2F5496; font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .s3 {font-family: 'Times New Roman';} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman';} .p1 {font-family: '.AppleSystemUIFont'; font-size: 14.5pt;} .s1 {font-family: 'UICTFontTextStyleBody'; font-size: 14.5pt;} .p2 {font-family: '.AppleSystemUIFont'; font-size: 14.5pt;} .futurismarkdown-paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .futurismarkdown-listitem {font-family: 'Times New Roman';} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .richfactdown-paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№15 города Йошкар-Олы»

Проектная работа по обществознанию

на тему

«Выборы и референдум:сходства и различия»

Выполнила ученица  9 «Б» класса

МБОУ «СОШ№15 города Йошкар-Олы»

Шимаева Александра

 

Руководитель: 

Учитель обществознания

МБОУ «СОШ№15 г.Йошкар-Олы»  Малкова Надежда Валерьевна

2025г

Содержание

Содержание……………………………………………………2

Введение……………………………………………………3

1.Выборы……………………………………………………4

2.Реферндум и его виды…………………………………………5,6

3.Сходства …………………………………7

4. Различия……………………………………………8

5.Вывод ……………………9

6. Список литературы …………………………………10

2

Введение :

В условиях современного демократического общества выборы и референдумы представляют собой важнейшие механизмы, через которые граждане могут выразить свою волю и участие в политическом процессе. Несмотря на то что оба этих инструмента служат целям демократического управления, они обладают как общими чертами, так и принципиальными различиями, которые важно подробно разобрать.

Актуальность:

Выборы и референдумы актуальны в современном обществе по нескольким причинам:

Влияние на будущее страны

. Участие в выборах даёт возможность выразить своё мнение и выбрать лидера, который будет продвигать важные ценности и идеи.  

Развитие гражданского общества. Участие в выборах даёт возможность людям проявить своё гражданское сознание, защищать свои права и интересы.

Защита прав и свобод

. Участие в выборах позволяет выбрать лидеров, которые будут заботиться о защите прав и свобод.  

Проявление гражданской ответственности

. Участие в выборах помогает сформировать демократическое общество, в котором право голоса каждого гражданина уважается и слышится. 

Цель:

Цель данного проекта заключается в анализе и сравнении выборов и референдумов

Задачи:

1.Определить ключевые понятия «выборы» и «референдум», а также их основные характеристики.

2.Исследовать сходства между выборами и референдумами.

3.Выявить различия между этими двумя процессами.

Гипотеза:

Гипотеза данного проекта заключается в том, что, несмотря на наличие общих черт, выборы и референдумы выполняют разные функции.

3

Выборы — это процедура избрания путём открытого или тайного голосования. Это одна из наиболее распространённых форм участия людей в общественно-политической жизни государства, страны, региона или организации.  

Некоторые виды выборов:

Федеральные

 — выборы президента РФ и депутатов в Госдуму. 

Региональные

 — выборы кандидатов в государственные органы власти и губернаторов некоторых субъектов РФ. 

Муниципальные

 — выборы депутатов в органы местного самоуправления и в местные представительные органы.

Избирательный процесс — это деятельность, касающаяся подготовки, проведения и подведения итогов выборов в государственные органы.

Основные этапы избирательного процесса:

Назначение выборов

. Определение даты голосования. Дату выборов президента устанавливает Совет Федерации, дату выборов в Государственную Думу — Президент РФ.

Формирование избирательных округов

. Это территории, от которых осуществляется избрание депутатов органов управления представительного характера или выборных должностных лиц.

Формирование избирательных участков

. Каждый избирательный округ формируется более мелкими избирательными единицами, которые объединяют избирателей за счёт общего места голосования.

Создание избирательных органов

. К ним относятся избирательные комиссии, избирательные советы, участки и так далее.

Регистрация избирателей

. Этот этап подразумевает включение граждан в списки избирателей, определяющие совокупность граждан, наделённых активным избирательным правом и проживающих на территории отдельного избирательного участка.

Выдвижение кандидатов и их регистрация

. Этот этап предусматривает определение круга лиц, из числа которых будет осуществлено избрание депутатов, сенаторов или президента.

Осуществление предвыборной агитации

. Этот этап предусматривает агитацию граждан посредством использования законных методов в рамках допустимых форм за или против кандидат

а

.

8.

Голосование

.

9

.

Подведение итогов выборов

.

4

Референдум

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Некоторые принципы проведения референдума:

проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании;

граждане имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;

граждане участвуют в референдуме на равных основаниях, каждый участник референдума обладает равным числом голосов;

гражданин голосует за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно;

участие гражданина в референдуме свободное и добровольное, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме.

5

Выделяют несколько видов референдумов по разным признакам:

По содержанию законопроекта:

Конституционный — касается основного закона страны, Конституции. 

Обыкновенный — по всем остальным вопросам. 

По временным промежуткам:

Превентивный — до рассмотрения закона. 

Утверждающий — после принятия закона. 

По порядку проведения:

Обязательные

Факультативные — решение о его проведении зависит от органа власти, назначающего референдумы. 

В зависимости от места проведения (Россия и зарубежные страны):

Общенациональный

Региональный

Местный

По предмету различают:

Конституционный — выносится вопрос о принятии новой конституции либо о внесении изменений в действующий текст конституции. 

Законодательный — рассматриваются проекты законов или вступившие в силу законы.

Международно-правовой — как правило, предметом являются вопросы вступления и участия в международных организациях. 

Административный — проводится по вопросам административно-территориального устройства государства. 

По правовым последствиям референдумы подразделяются на:

Консультативные — проводятся в целях выявления мнения большинства избирателей и не обладают обязательным характером. 

Постановляющие — проводятся с целью вынесения решения, которое носит обязательный характер. 

6

Сходство между выборами и референдумами.

1.Участие граждан

Основой как выборов, так и референдумов является принцип народовластия, который предполагает, что граждане имеют право активно участвовать в управлении страной, выражая свою волю через голосование.

2. Процедура голосования

Процедуры, связанные с проведением выборов и референдумов, во многом схожи. В обоих случаях существуют этапы регистрации избирателей, непосредственного голосования и последующего подсчета голосов, что обеспечивает прозрачность и легитимность результатов.

3. Цель

Основная цель этих процессов заключается в том, чтобы обеспечить выражение воли народа и легитимизировать власть, что является краеугольным камнем демократической системы.

4.Влияние на принятие решений.

И на выборах, и на референдуме граждане оказывают влияние на принятие важных решений. 

5.Голосование.

Обе процедуры предполагают голосование, где люди могут выразить своё мнение или предпочтение. 

6.Процедурные нормы.

И выборы, и референдум регулируются законодательством, имеют определённые процедуры и правила. 

7

Различия

1.Цель и содержание

В то время как выборы сосредоточены на выборе конкретных представителей, референдумы касаются более узких и специфических вопросов, требующих однозначного решения от населения.

2. Степень вовлеченности

Выборы проводятся в строго установленные сроки и являются регулярным событием, тогда как референдумы могут инициироваться по мере необходимости, в зависимости от актуальности вопросов, требующих общественного обсуждения.

3. Последствия

Результаты выборов приводят к формированию органов государственной власти, влияя на дальнейшую политику и управление, тогда как результаты референдумов могут иметь непосредственное влияние на законодательство и даже на конституционные нормы, меняя правила игры в политической системе.

8

Вывод

В ходе данного проекта была проведена всесторонняя аналитическая работа, направленная на исследование выборов и референдумов как основных механизмов демократического участия граждан. Мы рассмотрели ключевые определения, выявили их сходства и различия.

Выборы и референдумы имеют много общего, включая участие граждан в управлении страной и процедуры голосования, однако их функции и последствия значительно различаются. Выборы направлены на формирование представительной власти, тогда как референдумы чаще всего касаются конкретных вопросов, требующих однозначного решения от населения. Это различие подчеркивает, что выборы являются регулярным механизмом, в то время как референдумы могут быть использованы в зависимости от актуальности конкретных вопросов, что делает их более гибким инструментом..

Кроме того, результаты выборов и референдумов имеют разные последствия для общества. Выборы формируют органы власти, которые принимают решения, в то время как результаты референдумов могут кардинально изменить законодательные и конституционные нормы, влияя на дальнейшее развитие общества. Это подчеркивает важность понимания процессов, связанных с выборами и референдумами, как для граждан, так и для политиков.

Таким образом, выборы и референдумы являются основополагающими элементами демократической системы, позволяющими гражданам активно участвовать в формировании политики. Понимание их сходств и различий способствует более глубокому осмыслению демократических процессов и роли граждан в обществе. В дальнейшем исследование этих механизмов может быть полезным для разработки более эффективных методов вовлечения граждан в политическую жизнь и повышения уровня демократических практик.

9

Список литературы:

1.Конституция Российской Федерации. Доступно по ссылке: http://www.kremlin.ru/acts/constitution

3.Бенедикт, А. (2018). Политическая система: структура и функции. Москва: Издательство “Наука”.

4.Громыко, А. (2020). Выборы и референдумы: теория и практика. Санкт-Петербург: Издательство “Юридическая литература”.

5.Мильнер, П. (2019). Современные выборы: проблемы и решения. Киев: Издательство “Политика”.

6.Шевченко, И. (2017). Референдум как инструмент демократии. Москва: Издательство “Политическая мысль”.

7.Международный институт демократии и содействия развитию (2021). Глобальный отчет о выборах и референдумах. Доступно по ссылке: https://www.idea.int

8.Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Официальный сайт. Доступно по ссылке: http://www.cikrf.ru

9.Статья “Референдум: история, виды и примеры” на сайте “Политическая Россия”. Доступно по ссылке: https://politika-rossiya.ru/referendum

10