МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 356
г. Екатеринбург
Учитель-логопед-дефектолог Зяблова Е.О.
Взаимосвязь учителя-логопеда
с родителями в детском саду
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях, а родители являются главными участниками воспитательного и образовательного процесса.
Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Система работы учителя-логопеда с родителями включает в себя следующие формы:
1. Анкетирование родителей.
При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем развитии, о семье, о психологических и речевых особенностях ребенка.
2. Общее групповое собрание.
На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и распорядком дня в детском саду.
Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с дизартрией, алалией.
Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.
3. Открытые занятия.
Учитель-логопед группы показывает родителям открытые занятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть, как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками. На таких занятиях педагог знакомит родителей с основными приемами постановки, автоматизации звуков, воспитании правильного дыхания, развития мелкой и общей моторики, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями к речи детей в процессе занятия.
4. Индивидуальные консультации.
При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.
Педагоги дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных игрушек на развитие правильной воздушной струи.
5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций учителя-логопеда родителям.
В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед предлагает родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.
6. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.
Для привлечения родителей к закреплению у детей, полученных на занятиях знаний по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы. Задания в них подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
7. Информационный уголок (стенд).
Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:
- сотрудники группы и ДОУ;
- режим дня группы;
- расписание занятий;
- время консультаций специалистов;
- словарь логопедических терминов;
- советы воспитателей, специалистов;
- рекомендации медицинских работников;
- текущие объявления.
На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения, которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.
8. Подготовка к мероприятиям дошкольного учреждения.
Совместно с учителем-логопедом родители принимают активное участие в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по изготовлению костюмов, атрибутов.
9. Участие родителей в проведении Психолого-педагогического консилиума.
Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-педагогическом консилиуме. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по развитию и воспитанию ребенка.
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.