* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .v3-aphorism-item-text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .v3-aphorism-item-author {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

«Я - педагог дополнительного образования! Я учу детей творчеству!»

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него свою душу,

то счастье само отыщет вас».

К. Д. Ушинский

Я - педагог дополнительного образования.

При знакомстве с новыми людьми часто звучит вопрос: «А кем ты работаешь?»

- Я учу детей творчеству!

«Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности. Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты. Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.» (В. Сухомлинский)

Творчество помогает самоутвердиться и самореализоваться личности, проявить свою индивидуальность и значимость. Ребенок стремится наиболее полно раскрыть свои возможности тогда, когда видит, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют.

Ребенок уже сам по себе творец, исследователь нового, а вот как его направить, в какое русло, что при этом сказать это зависит от старшего товарища, подающего пример.

Я руководитель, мама дружной танцевальной семьи – Образцового ансамбля джаз-танца «Медиам».

Мой педагогический стаж работы 29 лет. За время моей педагогической деятельности накоплен богатый опыт работы с детьми, сформировался собственный стиль преподавания. Я научилась работать как с группой и сводным ансамблем (когда над постановкой работает несколько разновозрастных групп), так и индивидуально. Ведь каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свои сильные стороны, а моя задача, как педагога, разглядеть эти стороны, научить верить в свою неповторимость и помочь раскрыться ему как творческой личности.

У человека с детства формируются нравственные формы, нормы поведения, а также понимание себя как личности. Все необходимые сведения ребенок получает в первую очередь из семьи, затем из образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками.

И дошкольное, и общее образование все дети получают в той или иной степени согласно ФГОС. В отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов и реализуется индивидуально в силу его разнообразия, многоплановости и вариативности. Это дает возможность, педагогу дополнительного образования выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программы, определять содержание, формы и методы образования.

Именно дополнительное образование способствует переходу от интересов детей к развитию их способностей.

Вот и я, разработав образовательную комплексную разноуровневую программу «Ансамбль – Медиам», которую составляют: программа «Первые шаги» (стартовый уровень 5-6 лет), «Детский эстрадный танец. I ступень» (базовый 6-11 лет), «Современный эстрадный танец. II-III ступени» (базовый уровень 11-18 лет), программа «Путь к совершенству» (продвинутый уровень 16-18лет), выбрала формой организации детского объединения – ансамбль.

Ансамбль – группа участников, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое возникает в процессе взаимного творчества.

Ансамбль – это лучшая школа коллективной деятельности (коллективного творчества). Главная задача каждого воспитанника-участника ансамбля – научиться, став частью общего, сохранить свою творческую индивидуальность. А моя задача, как педагога – научить его этому.

Ансамбль – это коллектив верных друзей и единомышленников, это дружная семья участников, выпускников и родителей.

Занимаясь в ансамбле, обучающиеся не только приобретают теоретические и практические навыки в области народной, классической, современной хореографии, акробатики и пр., но и овладевают специальными компетентностями сценической культуры, обретают собственный сценический имидж и коммуникабельность, формируют личностные качества (целеустремленность, трудолюбие, общительность), здоровый образ жизни.

Работая с детьми, я замечаю, как увлеченные любимым делом дети расцветают, как горят их глаза и как повышается у них самооценка, когда они достигают успеха. Родители с интересом и увлечением рассказывают о том, как их ребятишки вечером возвращаются домой, передают родителям свое положительное настроение, полученное от занятия, как устраивают показательные выступления родственникам и соседям, пытаются научить танцевать младших сестер, дедушек.

И тогда ты ощущаешь себя счастливым педагогом! А у счастливого педагога дети творят, одерживают победы, ощущают, что их любят и желают им только добра и счастья. Потому что нет для педагога ничего в мире важнее, чем видеть своих воспитанников счастливыми, добрыми и успешными людьми.

Только счастливый и талантливый педагог может подняться к вершинам педагогического мастерства! Педагог – профессионал всегда интересен детям. К этому стремлюсь вот уже почти три десятилетия, ежедневно, от занятия к занятию, от встречи с ребятами до новой встречи.

Но, к сожалению, имеет место неприятный факт, люди представляют труд педагога дополнительного образования как отдых, как хобби и ставят значимость его ниже преподавателей общего, профессионального, высшего образования. Окружающие и не подозревают, что за феерией на сцене скрывается огромный кропотливый труд и терпение.

А ведь педагог дополнительного образования – это не только человек, который помогает раскрыть творческий или научный потенциал своих воспитанников, но и друг, который должен привить любовь к процессу обучения, познания и приобретению новых навыков.

Поскольку сфера дополнительного образования не является обязательной (как в школе, колледже, ВУЗе и пр.), а посещение подобных занятий в первую очередь зависит от заинтересованности детей и желания их родителей, то наиболее важными задачами, которые стоят перед педагогом дополнительного образования, являются поиск способов подачи материала, мотивирующих учеников на получение новой информации и приобретение умений, которые могут и привлечь в коллектив детей и составить конкуренцию подобным творческим объединениям. А также выстраивание отношений со своими воспитанниками и их родителями.

Современный школьник нынешнего времени пребывает в постоянном напряжении из-за ежедневной нагрузки в образовательном учреждении. Ему приходится не только охватывать и усваивать большое количество информации, но и вынужденно взаимодействовать с учителями и учениками, с которыми не всегда складываются гармоничные отношения. Поэтому, приходя на дополнительные занятия, ребёнок должен ощущать себя в безопасности и видеть в педагоге друга, который способен не только дать новые знания, но и быть со своим воспитанником «на одной волне».

Помимо выстраивания взаимоотношений с обучающимися, перед педагогом дополнительного образования стоит задача замотивировать их на постоянное развитие и получение качественного результата от проводимых занятий, пробудить желание заниматься порой утомительной отработкой движений, комбинаций. При решении данной задачи педагог должен опираться на личность каждого конкретного ребенка, возрастные особенности, особенности его характера, при этом понимать, какие рычаги воздействия могут повысить его мотивацию, а какие, напротив, снизить её.

Опираясь на собственный многолетний опыт педагога-хореографа, могу отметить, что: для одних воспитанников наиболее эффективными способами мотивации в моей сфере деятельности может являться проведение открытых уроков для родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах; для других – участие во внутренних мероприятиях и общественной жизни коллектива и учреждения дополнительного образования; для третьих – словесное поощрение, вера в их талант и поддержка в начинаниях.

Но всех их объединяет желание творить, потому-то большим успехом среди детей на наших занятиях пользуются уроки импровизации. Здесь развивая способности обучающихся, я стараюсь не ограничивать полет их фантазии, наоборот раздвигаю рамки, помогаю реализоваться. В нашем ансамбле есть несколько постановок с использованием танцевальных комбинаций, связок, сочиненных самими детьми, что вызывает у них гордость, желание сочинять, знакомиться с новым материалом и развиваться дальше.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что часто дополнительное образование может определять будущее ребенка – оно может влиять на выбор профессии или остаться увлечением, которое пройдет с человеком через всю жизнь, а полученный от педагога опыт и умения обучающийся сможет передать в будущем своим детям и внукам. 

Ежегодные дни самоуправления в нашем ансамбле и возможность попробовать свои силы в роли репетитора с младшим составом в ансамбле помогли выбрать нашим выпускникам жизненный путь. Реализоваться в качестве руководителей танцевальных коллективов Сахалинской области, учителей начальных классов и воспитателей.

Стоит отметить, что и коллектив, который посещает ребенок в рамках дополнительного образования, может стать семьей на долгие годы или же в нем может зародиться настоящая дружба, поскольку здесь занимаются единомышленники, дети, увлеченные одной идеей. Чем для обучающегося станет коллектив, какие взаимоотношения сложатся у него с соратниками – всё это зависит от педагога. 

Теперь уже в ансамбль на занятия наши выпускники приводят своих детей, помня и ощущая себя частичкой нашей большой танцевальной семьи. Потому что наш танцевальный ансамбль это не только репетиции, это совместные праздники и массовые танцы с родителями, это спектакли-концерты, незабываемые поездки на конкурсы, фестивали и танцевальные проекты, экскурсии и походы на природу, это укрепление связи между детьми и родителями, это дружба между семьями

Проанализировав всё вышесказанное, можно отметить, что педагог дополнительного образования сегодня – это многопрофильный специалист: он должен быть не только профессионалом в своей области, но и неплохим психологом, который сможет установить контакт с ребенком и его родителями, создать благоприятную атмосферу в коллективе; сценаристом, режиссёром, ведущим, который сможет выгодно преподнести на суд зрителя работу каждого участника коллектива; наставником, который заинтересует, обучит новому, привьет любовь к процессу познания и поможет определиться с выбором профессии.

Я учу своих воспитанников любить красоту движения, музыки и танца: классического, современного, но обязательно неповторимость народной хореографии потому, что важно каждому ребёнку открыть свой мир танцевального искусства и привить базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и сотворчеству, любовь к природе красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства.

Мы вместе учимся не бояться трудностей, не бояться ошибиться. Мы учимся быть терпимыми и участливыми, помогать друг другу, видеть прекрасное рядом с собой и быть добрее, потому что искусство должно объединять людей. С 2014 года в нашем ансамбле появилась группа инклюзивного танца, где занимаются студенты с ОВЗ (инвалиды по слуху) и обыкновенные участники коллектива, и они понимают и поддерживают друг друга.

Подготовка и участие в конкурсах – одна из важных составляющих моей работы. Когда я вижу, как горят глаза детей, при создании новой танцевальной композиции или на репетициях на сцене перед концертом, понимаю, что мы на правильном пути, что дети готовы «Творить! Участвовать! И побеждать!».

Каждая их победа – это и моя победа. Это новый толчок для развития и творчества. Новые задумки, новые идеи это и есть развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, раскрытие их талантов, иногда скрытых.

Наша профессия замечательная! Она никогда не бывает до конца завершена и не становится скучной. Я всегда пытаюсь получить результат. Только он приносит удовлетворение и снимает усталость.

Если вы спросите меня сейчас, удовлетворена ли я своим профессиональным выбором, то задумываться долго не буду.  Отвечу честно:

«Да», потому что я занимаюсь любимым делом, которое, как выброс адреналина в кровь, не дает расслабиться, погрязнуть в рутине повседневности.

«Да», потому что дети — это вечный двигатель. А каждый новый день — это новая жизнь, которую мы, педагоги проживаем вместе с ними.

«Да», потому что очень люблю заниматься творчеством, передавая свои знания и умения детям, которые с огромной радостью и большим интересом посещают занятия. Они приходят ко мне на занятия в свое свободное время, потому что им очень нравится заниматься творчеством. А что может быть лучшей оценкой педагогической деятельности, чем быть интересным и полезным детям.

«Да», потому что я верю в своих воспитанников, а они доверяют мне и приводят своих детей, и продолжают заниматься творчеством выбирая не легкий, но насыщенный путь педагога.

Я не устаю убеждать своих воспитанников, что они способны, талантливы, успешны и это пробуждает в них желание творить.

Значит все не зря!

Я - педагог дополнительного образования! Я учу детей творчеству!