Занятие по курсу внеурочной деятельности «Юный эрудит»
Тема. Сохранение тепла
Цель работы: формирование умения проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных.
Задачи: выявить уровень теплопроводности и изоляционных свойств у разных материалов для одежды; уяснить факт, что одежда – изолятор между телом и холодным воздухом окружающей среды.
Предметные результаты:
1. Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску.
2.Развивать навыки контроля и самоконтроля.
3.Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, умение вносить необходимые коррективы в действие.
Познавательные УУД: умение осуществлять логические операции: подведение под понятие, анализ, установление причинно-следственных связей, познавательная инициатива, сравнение цели и результата.
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, слушать и понимать речь других, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, участвовать в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывать свою точку зрения, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя правила, умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения, с уважением относиться к мнению других, умение договариваться, находить общее решение практической задачи, умение и убеждать, и уступать, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Оборудование:
Разные типы тканей: шерсть, мех, хлопок, полиэстер и пр.
Компьютеры-ноутбуки
Датчики температуры
Ход занятия
Приветствие учащихся
.
Сообщение темы. Цель и задачи работы.
- Определите, верно ли мое высказывание: «Куртка, шуба, пальто согревают человека в холодную погоду»
(нет, неверное высказывание; одежда не греет, а изолирует тело, предотвращая отток тепла в окружающую, более холодную, среду, т.е. она сохраняет тепло тела)
- Сегодня на занятии кружка мы проведем исследования по теме «Сохранение тепла» и попробуем понять, из каких материалов должна быть теплая одежда и почему.
3. Теоретические сведения
- Арктика – одно из самых холодных мест на Земле. С давних пор одежду жители Арктики изготавливали из НАТУРАЛЬНОЙ тюленьей кожи и шкуры северных оленей, и отделывали мехом животных. Одежда в таком климате должна защищать людей от снежных бурь и температуры -60 градусов Цельсия.
- Что значит, НАТУРАЛЬНАЯ ТКАНЬ, натуральные волокна? (это волокна, которые существуют в природе в готовом виде, они образуются без непосредственного участия человека).
-Натуральные волокна могут быть растительного и животного происхождения. Наиболее распространенными из растительных волокон являются хлопок и лен. (иллюстрация + образец ткани)
Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, натуральный шелк. (иллюстрация + образец ткани)
- Современные жители Арктики также носят одежду из современных высокотехнологичных СИНТЕТИЧЕСКИХ и искусственных материалов для защиты от ветра и экстремального холода.
- Что значит СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИСКУССТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ? (материалы, созданные людьми в лабораториях, в том числе с использованием натуральных волокон)
- Дизайнеры одежды стараются сделать одежду, защищающую от неблагоприятных погодных условий. Они разрабатывают материалы, в которых тепло и сухо зимой за счет использования ИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (утепления) для уменьшения оттока тепла от тела.
4. Теплопроводность.
- От чего же зависит, тепло нам будет в данной одежде или не очень, или мы замерзнем сразу же, как выйдем на улицу?
(это зависит от того, как быстро проводит тепло тот или иной материал)
-Некоторые вещества проводят тепло гораздо лучше, чем другие. Металлы являются хорошими проводниками тепла, вода – тоже неплохой проводник тепла. Какое вы знаете вещество, которое плохо проводит тепло? (воздух)
- Воздух повсюду, в том числе в волокнах одежды, поэтому воздух в волокнах одежды является хорошим изолятором, он предотвращает отток тепла от тела человека и тепло сохраняется. Чем больше воздуха в волокнах одежды, тем теплее нам в такой одежде.
5. Температура тела человека. Эксперименты.
1)Первый эксперимент – измерение температуры тела человека. Вы знаете, что нормальной считается температура 36,6 градусов. Проведя исследование, мы узнаем, одинакова ли температура в разных частях нашего тела.
Проходите по группам на рабочие места за компьютеры.
Каждая группа выполняет исследование №1.
Исследование 1. С помощью датчика температуры измерить:
1 группа – температуру во рту. Зафиксировать на графике.
2 группа – на пальце. Зафиксировать на графике.
3 группа – в подмышке. Зафиксировать на графике.
Все данные заносятся в таблицу.
Отчет о проделанном исследовании: один из участников эксперимента докладывает о том, что получили в результате.
Вывод: температура в разных частях тела различна
2) - Даже несмотря на то, что температура в разных частях тела разная, организм способен сохранять температуру тела в определенных границах. Один из отделов мозга – гипоталамус - регулирует температуру тела.
Исследование 2. Цель – исследовать, различается ли температура кожи в зависимости от того, находится она под одеждой или на открытом воздухе.
- Исследование проводят участники 1 и 2 групп, а ребята 3-ей группы будут помогать.
1 группа – на открытом лбу и под шапкой
2 группа – на открытой руке и в варежке
3 группа – на этих детях проводят исследования 1 и 2 группа.
Отчет о проделанной работе: каждая группа рассказывает об изменениях температуры.
Вывод: температура тела на закрытых одеждой участках выше, чем на открытых.
6.Наблюдения.
Всем детям предлагается пройти за общий стол, где лежат образцы тканей.
Задание: поделить образцы на 2 группы – натуральные и синтетические (коллективная работа)
-Предположите, какие из тканей будут лучше сохранять тепло в пробирке с горячей водой.
7. Продолжение наблюдений и экспериментов.
А)Исследование 3
1 группа – замер температуры в классной комнате, запись в таблицу
2 группа - замер температуры горячей воды в стакане, запись в таблице
3 группа – замер температуры холодной воды из крана, запись в таблицу
Отчет о проделанной работе.
-На сколько отличаются температура холодной и горячей воды?
-На сколько отличаются температура холодной воды и температура воздуха в помещении?
- Предположите, что произойдет с холодной водой из-под крана, если ее на некоторое время оставить в комнате? (она согреется примерно до комнатной темп.)
- Предположите, что произойдет с горячей водой, если ее оставить в комнате на некоторое время? (она остынет, ее температура уменьшится)
Б)Исследование 4.
Сравнение изменений температуры в контрольной и изолированной пробирках.
Все группы выполняют одинаковые действия (сначала коллективно разбираются все шаги).
Наполнить стаканчик горячей водой.
Начать замер температуры воды в стаканчике, записав в свою таблицу начальный результат.
Замерять температуру воды в этой пробирке в течение 120
с
.
Через 120
с записать
температуру воды в стакане.
Сравнить начальный результат с
конечным
. Записать, сколько градусов потеряно.
Выбрать материал для изоляции другого стаканчика.
Наполнить горячей водой, изолировать стаканчик.
Измерять температуру. Записать начальную температуру.
Продолжать замер температуры в течение 120 с. Записать конечный результат.
Сравнить начальный и конечный результаты. Вычислить, сколько градусов потеряно.
Сделать выводы: когда потери тепла были больше – в изолированном стакане или открытом.
Подтвердите или опровергните предположение о том, какой стакан остынет быстрее.
Кроме того, сравните потери тепла в разных изоляциях.
В)Обобщение
- Если вы хотите одеться для выхода на улицу в холодную погоду, и вам нужно, чтобы тепло не уходило из тела, - из какого материала вы бы хотели надеть одежду?
8. Рефлексия
Учащимся предлагается вопросник с несколькими вариантами ответов (работа в группах).
Обсуждение.
9. Итог занятия
- Дизайнеры постоянно работают над улучшением материалов, из которых шьют одежду. Чтобы нам было комфортно и тепло в холода, надо знать, что лучшая одежда та, в которой больше воздушных полостей и она плохо проводит тепло.
- Можно повторить исследования с мокрыми изоляционными материалами. Все ли материалы сохраняют свои свойства, будучи мокрыми или теряют это свойство. Зачем это важно в нашей жизни? На эти и другие вопросы мы ответим на следующем занятии кружка «Юный эрудит».