Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе
?Составление рассказа по картине ?Зимние забавы?
Учитель – логопед:  Сац Елена Вячеславовна
МАДОУ ?Детский сад № 87? г. Златоуст, Челябинская область  06.03.2024г.

Цель: развитие связной речи детей через составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи:
Обучающие: 1. Продолжать учить детей  отвечать полным ответом на вопросы педагога.
2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи.

Развивающие: 1. Активизировать словарь детей в процессе рассказывания по картине.
2. Развивать монологическую речь.

Воспитывающие: 1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей.
2. ?Формирование доброжелательности, инициативности, самостоятельности.


Оборудование: картина ?Зимние забавы?, снежинка,  мнемотаблица, ноутбук, музыкальные записи.





Ход занятия.

Приветствие.
(Дети заходят в группу)
Логопед: Доброе утро, дети!  
Дети: Доброе утро
Логопед: Посмотрите, к нам на занятие пришли  гости! Дети, пожелаем  доброго утра и нашим гостям!
Дети:  Доброе утро.
Логопед: Присаживайтесь на свои места  (Дети садятся на свои места)
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете из моей загадки:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!    ?
- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? 
Дети: Речь идет о зиме. 
Логопед: Верно. И сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
            Знакомство с картиной.
Логопед: Ребята,  один знакомый художник принес к нам в сад вот эту картину  (Демонстрация картины).
Беседа по картине. 
Логопед:  Как вы думаете,  какое время года изображено на картине? 
Дети: На картине изображена  зима. 
Логопед: Верно.  Почему вы так думаете? 
Дети: Потому что на улице идет снег. 
Логопед: Ребята, снег какой?
Дети: Снег мягкий, белый, пушистый..
Логопед: А еще что можно сказать про снег?
Дети: Снег лежит на дорогах, на  домах, на горке, на деревьях.
Логопед: А еще почему вы думаете, что на картине зима? 
Дети: Дети катаются на коньках на льду.
Логопед: Что еще можно рассказать о детях?
Дети: Девочка катается на  санках. Мальчик лепит снеговика.  
Логопед: Ребята, а что еще можно слепить из снега?
Дети: Из снега можно слепить крепости, замок, фигуры, горку.
Логопед: Про кого мы еще с вами не рассказали, ребята?
Дети: Мы не рассказали про птиц. 
Логопед: Как вы думаете, что это за птицы?
 Дети: Это синицы, снегири.
Логопед: А как этих птиц назовем одним словом?
 Дети: Это зимующие птицы.
Логопед: Что можете о них еще рассказать по картине? 
Дети: Птицы клюют ягоды, зернышки, сидят на снеговике.
Логопед: Для чего нужна кормушка? 
Дети: Кормушка нужна для того, чтобы  накормить птицы, помочь им..
Птицам холодно, у них мало еды.    
Логопед: А у вас на участке есть кормушки для птиц? Расскажите, как вы помогаете птицами зимой.
Дети: Мы насыпаем в кормушки крошки хлеба, зернышки..
Логопед: Какое настроение  у ребят? 
Дети: У ребят радостное настроение, веселое, хорошее.
Логопед: А почему вы так решили? 
Дети: Детям весело. Они улыбаются.
Логопед: Детям весело, им нравятся зимние забавы. А вам нравятся?


Физминутка (Музыкальное сопровождение)
Логопед: Ребята, покажите, а как вы катаетесь на коньках? 
На лыжах? На снегокате?  Здорово получается.
Игра ?Снежинка?
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем со снежинкой. Встанем в круг. Кому в руки снежинка попадает, тот на мой вопрос отвечает. Снежинка попала..
?Зима  какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, ??искристый, хрустящий, блестящий,…).
Птицы какие? – (желтые, красные, красивые)
Дети ?какие? — (веселые, радостные, счастливые, мокрые…).
Снеговик какой? – (снежный, веселый, красивый, белый..)
Логопед: Молодцы, ребята, хорошо поиграли – много слов назвали.

Логопед: Ребята, попробуем  с вами составить рассказ по этой  картине. Нам в этом  поможет таблица.
 Логопед: С чего мы начнем составлять рассказ?  - обратить внимание на таблицу – картинка с деревом.
 Дети: Сначала узнаем, какое  время года.
Логопед: Какое время года изображено на картине?
Дети: На картине время года  зима.
Логопед:  Почему вы так думаете? (показываю  на 2 картинку - снежинку)
Дети: Потому что идет снег.
Логопед: Снег какой,  ребята?
Дети: Снег белый, пушистый, красивый..
Логопед: Еще почему зима?
Дети: Снег лежит на деревьях, на домах, на горке.
Логопед:  О ком дальше будем говорить? - 3 картинка – зимние забавы
Дети: Дети катаются на санках, на коньках…
Логопед: А ты что можешь рассказать про детей?
Дети: Мальчик лепит снеговика.
Логопед: О ком еще не рассказали? – 4  картинка – птицы
  Дети: Птицам холодно зимой, у них мало еды. Дети кормят птиц.

Логопед: О чем еще  расскажем?  -  настроение – 5 картинка
Дети: Мы расскажем о том, что ребята веселые, у них хорошее настроение.

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем.
 ФИЗМИНУТКА ПРО СНЕГОВИКА
(С музыкальным сопровождением)

Логопед:  Вернемся к картине. Ребята, кто желает рассказать о картине?  
Составление рассказа по картине  одним ребёнком полностью.
Примерный рассказ: На картине время года зима. Снег белый, пушистый, он  лежит на земле, деревьях, домах. Дети гуляют. Они катаются на коньках, на санках, лепят снеговика.  Дети кормят птиц зимой. Птицам холодно, у них мало еды.   У ребят радостное настроение. Им нравится гулять. И я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках.

Итог занятия,  рефлексия.
Логопед:  Что для вас было сложным на занятии? Что легким?  Кому вы сможете рассказать о картине? 
Дети:  Я расскажу маме, бабушке..
Логопед: Обязательно расскажите. А  я вам подарю  эти таблички. Они вам помогут  составить грамотный рассказ. Молодцы.




Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!    ?



Список литературы:

1.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. фронтальные логопедические занятия по лексической теме ?Зима? в подготовительной группе для детей с ОНР. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 
2. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: ТЦ ?Учитель?, 2004.
 3. Л.Н. Смирнова. Логопедия при заикании. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 
4. Т.А. Шорыгина Птицы. Какие они? - М.: Гном и Д, 2000. 
5. Т.А. Шорыгина Домашние животные. Какие они? - М.: Гном и Д, 2002. 
6. Т.А. Шорыгина Дикие животные. Какие они? - М.: Гном и Д. 2002. 
7. Т.Л. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит С П б., Изд-во ?Акцидент?, 1997.    
8. О.С. Гомзяк. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе – М.: Изд-во Гном и Д. 2007.








HYPER13PAGE  HYPER15


1