Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе ?Составление рассказа по картине ?Зимние забавы? Учитель – логопед: Сац Елена Вячеславовна МАДОУ ?Детский сад № 87? г. Златоуст, Челябинская область 06.03.2024г. Цель: развитие связной речи детей через составление рассказа по сюжетной картине. Задачи: Обучающие: 1. Продолжать учить детей отвечать полным ответом на вопросы педагога. 2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи. Развивающие: 1. Активизировать словарь детей в процессе рассказывания по картине. 2. Развивать монологическую речь. Воспитывающие: 1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей. 2. ?Формирование доброжелательности, инициативности, самостоятельности. Оборудование: картина ?Зимние забавы?, снежинка, мнемотаблица, ноутбук, музыкальные записи. Ход занятия. Приветствие. (Дети заходят в группу) Логопед: Доброе утро, дети! Дети: Доброе утро Логопед: Посмотрите, к нам на занятие пришли гости! Дети, пожелаем доброго утра и нашим гостям! Дети: Доброе утро. Логопед: Присаживайтесь на свои места (Дети садятся на свои места) Логопед: Ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете из моей загадки: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! ? - Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Дети: Речь идет о зиме. Логопед: Верно. И сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Знакомство с картиной. Логопед: Ребята, один знакомый художник принес к нам в сад вот эту картину (Демонстрация картины). Беседа по картине. Логопед: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Дети: На картине изображена зима. Логопед: Верно. Почему вы так думаете? Дети: Потому что на улице идет снег. Логопед: Ребята, снег какой? Дети: Снег мягкий, белый, пушистый.. Логопед: А еще что можно сказать про снег? Дети: Снег лежит на дорогах, на домах, на горке, на деревьях. Логопед: А еще почему вы думаете, что на картине зима? Дети: Дети катаются на коньках на льду. Логопед: Что еще можно рассказать о детях? Дети: Девочка катается на санках. Мальчик лепит снеговика. Логопед: Ребята, а что еще можно слепить из снега? Дети: Из снега можно слепить крепости, замок, фигуры, горку. Логопед: Про кого мы еще с вами не рассказали, ребята? Дети: Мы не рассказали про птиц. Логопед: Как вы думаете, что это за птицы? Дети: Это синицы, снегири. Логопед: А как этих птиц назовем одним словом? Дети: Это зимующие птицы. Логопед: Что можете о них еще рассказать по картине? Дети: Птицы клюют ягоды, зернышки, сидят на снеговике. Логопед: Для чего нужна кормушка? Дети: Кормушка нужна для того, чтобы накормить птицы, помочь им.. Птицам холодно, у них мало еды. Логопед: А у вас на участке есть кормушки для птиц? Расскажите, как вы помогаете птицами зимой. Дети: Мы насыпаем в кормушки крошки хлеба, зернышки.. Логопед: Какое настроение у ребят? Дети: У ребят радостное настроение, веселое, хорошее. Логопед: А почему вы так решили? Дети: Детям весело. Они улыбаются. Логопед: Детям весело, им нравятся зимние забавы. А вам нравятся? Физминутка (Музыкальное сопровождение) Логопед: Ребята, покажите, а как вы катаетесь на коньках? На лыжах? На снегокате? Здорово получается. Игра ?Снежинка? Логопед: А сейчас мы с вами поиграем со снежинкой. Встанем в круг. Кому в руки снежинка попадает, тот на мой вопрос отвечает. Снежинка попала.. ?Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …). Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, ??искристый, хрустящий, блестящий,…). Птицы какие? – (желтые, красные, красивые) Дети ?какие? — (веселые, радостные, счастливые, мокрые…). Снеговик какой? – (снежный, веселый, красивый, белый..) Логопед: Молодцы, ребята, хорошо поиграли – много слов назвали. Логопед: Ребята, попробуем с вами составить рассказ по этой картине. Нам в этом поможет таблица. Логопед: С чего мы начнем составлять рассказ? - обратить внимание на таблицу – картинка с деревом. Дети: Сначала узнаем, какое время года. Логопед: Какое время года изображено на картине? Дети: На картине время года зима. Логопед: Почему вы так думаете? (показываю на 2 картинку - снежинку) Дети: Потому что идет снег. Логопед: Снег какой, ребята? Дети: Снег белый, пушистый, красивый.. Логопед: Еще почему зима? Дети: Снег лежит на деревьях, на домах, на горке. Логопед: О ком дальше будем говорить? - 3 картинка – зимние забавы Дети: Дети катаются на санках, на коньках… Логопед: А ты что можешь рассказать про детей? Дети: Мальчик лепит снеговика. Логопед: О ком еще не рассказали? – 4 картинка – птицы Дети: Птицам холодно зимой, у них мало еды. Дети кормят птиц. Логопед: О чем еще расскажем? - настроение – 5 картинка Дети: Мы расскажем о том, что ребята веселые, у них хорошее настроение. Логопед: А сейчас мы с вами поиграем. ФИЗМИНУТКА ПРО СНЕГОВИКА (С музыкальным сопровождением) Логопед: Вернемся к картине. Ребята, кто желает рассказать о картине? Составление рассказа по картине одним ребёнком полностью. Примерный рассказ: На картине время года зима. Снег белый, пушистый, он лежит на земле, деревьях, домах. Дети гуляют. Они катаются на коньках, на санках, лепят снеговика. Дети кормят птиц зимой. Птицам холодно, у них мало еды. У ребят радостное настроение. Им нравится гулять. И я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках. Итог занятия, рефлексия. Логопед: Что для вас было сложным на занятии? Что легким? Кому вы сможете рассказать о картине? Дети: Я расскажу маме, бабушке.. Логопед: Обязательно расскажите. А я вам подарю эти таблички. Они вам помогут составить грамотный рассказ. Молодцы. Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! ? Список литературы: 1.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. фронтальные логопедические занятия по лексической теме ?Зима? в подготовительной группе для детей с ОНР. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 2. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: ТЦ ?Учитель?, 2004. 3. Л.Н. Смирнова. Логопедия при заикании. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 4. Т.А. Шорыгина Птицы. Какие они? - М.: Гном и Д, 2000. 5. Т.А. Шорыгина Домашние животные. Какие они? - М.: Гном и Д, 2002. 6. Т.А. Шорыгина Дикие животные. Какие они? - М.: Гном и Д. 2002. 7. Т.Л. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит С П б., Изд-во ?Акцидент?, 1997. 8. О.С. Гомзяк. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе – М.: Изд-во Гном и Д. 2007. HYPER13PAGE HYPER15 1
Работа творческого конкурса: "Творческие и учебно-методические работы педагогов"
Зимние забавы