Внеклассное мероприятие
по литературному чтению «Знатоки сказок»
Цель: - повторить и систематизировать знания о сказках.
- обобщить знания о сказках;
Задачи:
- учить детей узнавать героев сказок;
- формировать умение воссоздавать художественные образы,
- развивать творческое воображение, ассоциативную память;
- развивать речь, мышления, воображения; любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать товарищей, работать в группе.
- воспитывать любовь к сказкам, творчеству детских писателей, к русским народным сказкам и сказкам других народов, устному народному творчеству; - воспитывать культуру поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех команды.
Оборудование: цветик-семицветик, карточки с названием персонажей сказок, корзинка с зеркалом, горошиной, иглой, ложкой, яйцом, мылом, ключиком, поленом, топором; три розовых конверта с заданием, три голубых конверта с заданием, презентация, песня «Сказка гуляет по свету», оценочные листы для жюри, ручки, цветные карандаши, простой карандаш; три грамоты
I. Вводная беседа.
- Ребята сегодня у нас конкурс - игра. А кто мне объяснит, что такое конкурс? (Где дети соревнуются)
- В большом толковом словаре написано, что эта соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников.
- Надеюсь, что мы сегодня такую команду в ходе игры увидим.
- Наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора. А какому вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.
Она ложь,
Но в ней намёк,
Добрым молодцам урок?
Плохой герой наденет маску,
Бывает разная развязка.
Даю последнюю подсказку,
Все дети на ночь любят (сказку)
- Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам сказок создано много фильмов. Сказка – это основа жизни художника, композитора, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.
II. Правило игры
- В нашем конкурсе участвуют три команды. Чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, всем вместе.
Уметь выслушать своего товарища.
Не обижать товарища, который сделал ошибку.
Не смеяться над командой, которая проигрывает.
Не расстраиваться, если вы проиграете.
- Вы ребята все конкуренты, поэтому, когда отвечает одна команда, другие команды должны молчат, не подсказывать.
- А работу команд будет оценивать наше компетентное жюри. В составе:
- За правильные ответы команды будут получать баллы, за неверные ответы команда баллов не получает, за нарушение дисциплины баллы аннулируются.
- Командиры подойдите ко мне, выберем название команд. Я вам предлагаю выбрать название, используя волшебный цветок. А какой, вы узнаете, отгадав загадку.
Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, закончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)
Командиры команд выберите любой лепесток и прочитайте название вашей команды.
Итак, сегодня в мероприятии по литературному чтению «Знатоки сказок» участвуют команды (Чебурашки, Колобки, Смешарики, Чиполлинки, Иванушки, Емелюшки, Медвежатки)
III. Конкурсная программа
1. «Разминка»
- Перед началом конкурса надо провести разминку. Я буду задавать вопросы каждой команде, а вы будете отвечать одним словом
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
3. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
4. Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
5. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники»)
1. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
2. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)
3. Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)
4. Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)
5.Найдя денежку, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей? (Муха-цокотуха)
1. Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)
2. Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)
3. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)
4. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и Волк»? (Хвостом)
5. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
- Слово предоставляется жюри
2 конкурс «Кто я?» (презентация)
Мы из сказок - ты нас знаешь.
Если вспомнишь-отгадаешь!
А не вспомнишь –ну так, что ж…
Сказку заново прочтёшь.
- Каждая команда по очереди отгадывает сказочного героя.
1.Угадайте героев сказки,
Я даю вам подсказки.
Чтобы легче отвечать,
Буду строки рифмовать.
Никогда ему не верьте,
Хоть он скажет, что бессмертен.
Состоит он из мощей —
Отвратительный... (Кощей.)
2.Он сластена, любит мед,
Ходит в гости круглый год.
И поет он песни вслух,
Медвежонок... (Винни-Пух.)
3.Детям всем она знакома,
А живет в лесу у гномов,
Но совсем не сладкоежка,
Ее имя... (Белоснежка.)
1.Он живет в лесу дремучем,
Темном, страшном и колючем.
Как злодей вполне успешен —
Вредный, волосатый... (Леший.)
2.К нему Карлсон прилетал,
И в игры разные играл.
И свой город сверху, с крыш
Рассмотрел наш друг... (Малыш.)
3.Он веселый мальчуган,
Но совсем не хулиган.
Ключик вытащил из тины
Деревянный... (Буратино.)
1.Он не знает добрых слов,
Однохвост, но трехголов.
Страшный и огромный он —
Огнедышащий... (Дракон.)
2.Хоть похож он на клубок,
Но себя спасти не смог.
У него румяный бок —
Это вкусный... (Колобок.)
3.У него для детворы
Есть воздушные шары.
Имеет хвостик, как крючок,
Поросенок... (Пятачок.)
Не нужны были подсказки,
Угадали вы все сказки,
Создали их мудрецы,
А вы все вместе... (Молодцы.)
- Слово предоставляется жюри
3 конкурс «Сосчитай героев сказок»
- Возьмите розовый конверт, достаньте задание.
- Вам даны сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок". Необходимо ответить на вопросы по сказкам:
- Сколько героев в сказке?
- Какие слова в ней чаще всего повторяются?
- Чему учит сказка?
"Репка" - 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).
Слова: - Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут - вытянуть не могут".
Сказка учит тому, что без помощи родственников (бабка, внучка) и друзей (Жучка, кошка, мышка) сложно или невозможно достичь великих целей. Сказка учит помогать друг другу. В сказке даже маленькая помощь (мышка) помогла вытянуть репку.
"Колобок" - 7 героев (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
Слова: - я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду.
Сказка "Колобок" учит детей послушанию. Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела. А еще учит не очень-то доверять незнакомым. Лиса попросила Колобка подойти к ней поближе, глупенький Колобок выполнил ее просьбу и был съеден.
"Теремок" – 6 - 8 героев (Муха, комар, мышка - лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
Слова: Терем теремок, кто в тереме живет?
А учит сказка простым житейским мудростям. Надо быть гостеприимным и дружелюбным. Что жить лучше сообща. Вот жила бы мышка одна, скучно бы ей было. А тут и песни и танцы. Вместе гораздо веселее.
- Слово предоставляется жюри
4 конкурс «Сказочный пир»
- Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли конкурсанты, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявить обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед – то будет сказочный. Мой вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?
1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка)
1. Наварила манной каши и размазала по тарелке:
– Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
1. Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(Печка – девочке. – Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
- Слово предоставляется жюри
5 конкурс «Корзина с потерянными вещами»
- Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.
У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес её полпуда.
Угадайте поскорей, что в ней и откуда!
- Каждая команда вытягивает по три потерянных вещи из корзины и должна назвать из какого она произведения, и кто автор.
Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин)
Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
«Игла». («Царевна лягушка», русская народная сказка)
Ложка. («Три медведя», русская народная сказка)
Яйцо (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Кощей Бессметный»)
Мыло. («Мойдодыр». К. Чуковский)
Ключик. («Золотой ключик, или приключения Буратино», Алексей Толстой) Полено – («Приключения Буратино», Алексей Толстой)
Топор – (русская народная сказка «Каша из топора»)
- Слово предоставляется жюри
6 конкурс «Портрет героя»
- Команды должны угадать сказочного героя и нарисовать его портрет. Капитаны подойдите ко мне, берём по одной карточке и отправляются к команде. Работают за столом 5 мин.
Этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села. (Кот в сапогах)
На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле чудес в Стране дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…(Буратино)
Это наивный, добродушный и скромный «Медведь с Маленькими Мозгами», сам герой неоднократно говорит о том, что в его голове опилки. Любимые занятия — сочинять стихи и есть мёд. Его «пугают длинные слова», он забывчив, но нередко в его голову приходят блестящие идеи. Наш герой таков, каким его хочет видеть маленький хозяин. (Винни-Пух)
Вопросы гостям
- Пока команды выполняют задание, я проведу конкурс с гостями «Сказочная перестрелка»
Я весёлая, озорная,
Не соскучишься со мной!
Отгадай мою загадку,
За это приз получишь сладкий!
Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого)
Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)
Кто из героев говорил: “Ребята, давайте жить дружно!” (Кот Леопольд)
Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)
Сколько козлят у многодетной козы? (7)
Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)
Кто первый нашел теремок? (Мышка)
Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)
На что Буратино променял свою Азбуку? (На билет в театр)
Кто жил в сумке старушки Шапокляк? (Крыска Лариска)
Какой предмет в сказках делает человека невидимым? (Шапка-невидимка)
Где хранится смерть Кащея Бессмертного? (На кончике иглы)
Где нашли Чебурашку? (В ящике с апельсинами)
Что нес Пятачок ослику в подарок? (Шарик)
В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
Кто говорил: «По щучьему веленью, по моему хотенью…»? (Емеля)
Что несла Красная Шапочка в корзинке своей бабушке? (Пирожок и горшочек с маслом)
На ком полетела Дюймовочка в теплые края? (На ласточке)
Кого унесли гуси-лебеди? (Иванушку)
Кто увез Кая в свое королевство на санях? (Снежная Королева)
- Слово предоставляется жюри
7 конкурс «Сказочная мозаика»
Да, палочкой волшебною
Легко желанья исполнять.
А мы попробуем смекалкою,
Сообразительностью побеждать!
Сложите правильно все части,
И верно сказку назовите,
А коль первыми исполните,
То в конкурсе моём и победите!
- Возьмите голубой конверт.
- В конверте находится иллюстрация к русской народной сказке, разрезанной на небольшие фрагменты. Сложите правильно и назовите героя. (Винни пух, Чебурашка, Незнайка)
- Слово предоставляется жюри
IV. Рефлексия. Итог
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в конкурсе отличился?
Пока жюри будет подсчитывать баллы наших команд, я предлагаю продолжить фразы:
Мне сегодня было ….
Мне понравилось….
Мы вместе с….
Подведение итогов. Награждение ребят.
- Дорогие ребята, я думаю, что вам понравился конкурс по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо. Желаю вам дальнейших успехов и побед в освоении литературного чтения.
- В заключении споём песню «Сказка гуляет по свету».
- Предоставляем слово жюри.
- Группы подойдите для вручения грамот и призов