Тема: «Звук и буква Л»
Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Л.
Задачи:
- закрепить знания о звуке «Л»;
- формирование понятие «согласный», «твердый», «звонкий звук»;
- познакомить с буквой Л, автоматизировать звук «Л» в словах;
- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: картинка-ребус, картинка с изображением Дюймовочки, игрушка кот, кукла Буратино, кассы букв, пеналы с палочками, карточка с буквой Лл, тетради, карандаши.
Ход.
Организационный момент.
- Отгадайте ребус
- Какое слово получилось? (Сказка)
II. Сообщение темы.
- Сейчас мы отправимся путешествовать по сказкам, встретимся с различными героями. Но сами мы туда попасть не сможем. Нам поможет кот-ученый. Скажите, а где он живет? (У Лукоморья, на дубе)
- У Лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(Логопед показывает игрушку Кота ученого)
- Какой первый звук вы слышите в слове Лукоморье. Сегодня мы повторим звук «Л» и познакомимся с буквой Л. Итак, мы отправляемся в путешествие.
III. Изучение нового материала.
(Логопед выступает в роли кота)
Кот ученый - С какой же сказки мне начать? Одну помню…. Сказку эту – поведаю я свету.
Однажды утром ясным
Расцвел цветок прекрасный.
На лепестке –ладошке
В нем девочка жила.
Была мала, как крошка
И как цветок мила!
Кто это? Как называется сказка? (Дюймовочка)
Повторение звука «Л». (Выставляется картинка с изображением
Дюймовочки
»
)
Кот ученый - Дети, Дюймовочка просит нас помочь правильно произнести звук «Л» и дать его характеристику. (Ответы детей)
Кот ученый - Придумайте по одному слову с этим звуком.
Кот ученый - Молодцы, ребята! Помогли Дюймовочке. Отправляемся в другую сказку.
Столяр Джузеппе сизый нос,
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить!
Кот ученый - Что это за сказка? Кого мастерил Джузеппе? (Кукла Буратино)
2. Знакомство с печатной буквой Лл.
Кот ученый - Дети, смотрите Буратино учит буквы в азбуке, которую ему купил папа Карло. Это буква Л. На что похожа буква?
Кот ученый - Помогите Буратино с помощью палочек, веревочек выложить букву Л. Молодцы, а теперь открыли тетради и напечатали одну строчку букву Л(дети выкладывают букву Л, дети убирают печатную букву в нужный кармашек буквенной кассы, печатают в тетрадях)
3. Составление предложений.
Кот ученый: - Отправляемся в следующую сказку. Отгадайте в какую.
Пронеслись над лесом тени синие,
Промелькнули в небе крылья сильные.
Перьями коснулись травушки,
Унесли с собой Иванушку. (Гуси-лебеди)
Кот ученый: - Помогите Аленушке высвободить Иванушку от Бабы- Яги, но для этого надо составить предложения по картинкам, которые дала Баба-Яга Аленушке.
Лексический материал: Гуси-лебеди украли Иванушку.
Аленушка плачет.
Стоит стол в углу.
На яблоне растут желтые яблоки.
Аленушка убежала от Бабы-Яги.
Аленушка спасла братца.
Печь испекла сладких пирогов.
Кот ученый: - Давайте определим в последнем предложении порядок и количество слов. Составим схему этого предложения.
4. Игра «Научи козлят грамоте»
Кот ученый: - А теперь отправляемся в следующую сказку:
На лесной опушке под старой сосной,
Стоит себе избушка под крышей расписной.
В избушке семь ребяток с мамашею живут,
Едят капусту с грядок и песенки поют.
Как называется эта сказка (Волк и семеро козлят)
Научите маленьких козлят как разделить слово на слоги и на звуки, посчитайте их, дайте характеристику каждому звуку, а затем выложите слова из букв разрезной азбуки.
Лексический материал: стол, волк.
5. Чтение слов.
Кот ученый: - Отправляемся в последнюю сказку.
В русской сказке есть красавица,
Добротою она славиться.
И премудрости все знает,
Как ее все называют ? (Василиса Премудрая)
Василиса хочет поиграть с нами.
Игра «Заколдованные слова»
- Василиса Премудрая написала слова значками, чтобы их прочитать нужно посмотреть в волшебную книгу. В ней каждый значок имеет свою букву. С ее помощью вы расколдуете все слова.
IV. Итог.