В 2024 году отмечается 100-летие культурно-исторической психологии, ключевые принципы которой разработаны Л.С. Выготским и реализованы в исследованиях его научной школы, получившей не только международное признание, но и сферу распространения. Сегодня очевидно, что идеи Выготского и его последователей оказались востребованными в 21 веке и для решения новых научных проблем, и для конструирования социальных практик, о возможность существования которых 100 и даже 50 лет назад трудно предположить. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С. Выготский не только писал о практике как «камне, который призрели строители» здания научной психологии. Он подчеркивал, что такая психология может складываться в различных областях «высокоорганизованной практики», ориентированной на развитие человека в его исторически новых формах.
Мы живем в век «экспериментов над человеческим потенциалом», непредсказуемых по своим результатам, которые ставит сам человек (человечество), без участия, реже с участием психологов. Практика развивающего образования, созданная психологами культурно-исторической школы в 20 веке и ныне реализуемая во всем мире на разных уровнях, в разнообразных формах образования, подтверждает продуктивность включения психологов в такие «эксперименты». А сама психология раздвигает в них свои исследовательские горизонты. В качестве примера этого могут служить исследования современной инфосферы с позиций культурно-исторической психологии, результаты которых изложены в недавнем тематическом выпуске журнала «Культурно-историческая психология» (№ 2, 2023).
В год столетия культурно-исторической психологии целесообразно представить более широкую картину расширения ее научных приоритетов в контексте изменений в сфере социальных практик 21 столетия.
Это определило и выбор темы выпуска журнала «Культурно-историческая психология» (№ 4, 2024), к работе над материалами для которого редакция приглашает авторов, – «100-летие Культурно-исторической психологии: раздвигая исследовательские горизонты». Мы ожидаем, что авторские материалы позволят ответить на следующие вопросы:
- Какие сферы жизни современного человека могут быть вовлечены в орбиту интересов культурно-исторической психологии с учетом ее объяснительных возможностей и эвристического потенциала?
- Какие феномены его жизни придают особую актуальность идеям культурно-исторической психологии?
- Какие классические проблемы культурно-исторической психологии могут получить новое решение в 21 столетии?
- Каковы возможные исследовательские тренды культурно-исторической психологии в ближайшей исторической перспективе?
- Как идеи культурно-исторической психологии могут стать основой преобразования мира социальных практик?
Тематические редакторы номера: В.В. Рубцов, В.Т. Кудрявцев, М. Дафермос.
Срок подачи рукописей – до 1 сентября 2024 года.
Для справки
Журнал «Культурно-историческая психология» входит в Ядро РИНЦ, Web of Science, Scopus и другие базы.
Журнал включен в перечень рекомендованных ВАК по следующим научным направлениям (категория 1 ВАК):
- 5.3.1. – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
- 5.3.4. – Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
- 5.3.5. – Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки).
- 5.3.7. – Возрастная психология (психологические науки).
- 5.12.1. – Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (психологические науки, философские науки).
- 5.3.6. – Медицинская психология (психологические науки).
Язык публикаций: русский и английский. Объем рукописи не более 40 000 печатных знаков (с пробелами) русскоязычного текста со списком источников. К рассмотрению в журнал принимаются материалы, поданные в сервисе Электронной редакции изданий МГППУ.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru – [Журнал «Культурно-историческая психология» приглашает авторов: выпуск «100-летие Культурно-исторической психологии: раздвигая исследовательские горизонты»].