Депутаты от фракции «Новые люди» внесли в Госдуму законопроект, предлагающий разработать единую концепцию центров открытого образования на русском языке за рубежом. Документ опубликован в электронной базе Государственной Думы.
Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку открыты в 56 странах мира. Только в Африке центры изучения русского языка работают уже более чем в половине стран континента, предлагая занятия не только в традиционном, но и в онлайн-формате. По большей части они действуют на площадках местных университетов.
Законопроект разработали руководитель фракции Алексей Нечаев, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, член Комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксения Горячева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев.
Прописать единую концепцию центров открытого образования предлагается в Законе «Об образовании».
Ранее один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Анна Скрозникова говорила, что у центров нет единой нормативно-правовой базы, предусматривающей их правовой статус. Из-за этого центры сталкиваются с проблемами языкового барьера, особенностей национального законодательства, взаимодействия с национальными органами власти, отсутствием единой системы и концепции и, соответственно, единых операторов (координаторов) при реализации крупных федеральных проектов в сфере образования.
Депутат считает, что концепция может стать дополнительным инструментом по продвижению российского образования за рубежом, распространения русского языка и местом консультаций соотечественников, постоянно проживающих за рубежом.
Законопроектом предлагается закрепить законодательно то, что центры открытого образования и его структурные подразделения на территории иностранного государства создаются в соответствии с законодательством иностранного государства. Центры могут создаваться на базе российских, иностранных образовательных организаций, некоммерческих образовательных организаций. Центры будут вести образовательную деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства, на котором они расположены.
Также предлагается прописать, что педработников направляют в центры открытого образования в рамках международных программ, гуманитарных проектов, международных договоров, а также договоров, заключаемых между образовательным учреждениями РФ и иностранным юрлицом, гражданином или организацией.