Главные тренды и задачи российского образования обсудили участники совместного заседания общественных советов при Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзоре. В частности были затронуты темы документационной нагрузки в системе образования и организации независимой оценки качества подготовки обучающихся.
Советник руководителя Рособрнадзора Наталья Алтыникова рассказала о работе по снижению бюрократической нагрузки в системе образования. Координирует данную работу межведомственная рабочая группа, которую возглавляет руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. «Образовательные организации задыхаются под гнетом различных бумаг, отчетов и мониторингов. Наш подход – максимально внести ясность в то, какие документы должны готовить педагоги и образовательные организации, какие мониторинги и сколько действительно необходимы для управления системой образования, какие информационные системы нужны и какие данные в них должны собираться. Сейчас наша работа направлена на то, чтобы отсечь всё лишнее», – заявила Наталья Алтыникова.
Она рассказала, что в настоящее время подготовлены проекты перечней обязательных документов для педагогов дошкольного образования, СПО и вузов, за пределами которых никто не сможет требовать от них ведения иной документации. Апробация модели облегченного документооборота проводится с участием 24 образовательных организаций из шести пилотных регионов. После ее завершения и общественно-профессионального обсуждения итогов новые подходы будут закреплены в законе «Об образовании в РФ» и нормативных актах. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев добавил, что одно из обсуждений результатов апробации будет проведено на площадке Российского союза ректоров.
«Мы также видим, что необходимы и другие поправки в закон «Об образовании», и в перспективе мы их подготовим. Они внесут больше ясности в то, что такое образовательная программа: мы отсечем формулировки типа «и иные методические документы», которые дают большое поле для бумаготворчества. Мы должны также дать четкое определение, что такое педагогическая деятельность и определить четкую рамку функционала педагога», – добавила Наталья Алтыникова.
Участники совместного заседания общественных советов рассмотрели вопрос о разработке единой методологии проведения профессионально-общественной аккредитации образовательной деятельности и возможности учета ее результатов в новой модели аккредитации и аккредитационного мониторинга в системе среднего профессионального и высшего образования.
Член Общественного совета при Рособрнадзоре, руководитель Аппарата Российского профессорского собрания Андрей Панарин рассказал о результатах мониторинга организаций, которые занимаются профессионально-общественной аккредитацией. «В настоящее время в Минобрнауки существует заявительный порядок для организаций, желающих заниматься профессионально-общественной аккредитацией», – пояснил он. На сегодняшний момент насчитывается 121 организация, которая проводит профессионально-общественную аккредитацию вузов. При этом у половины этих организаций отсутствует официальный сайт, на сайтах еще 30% нет информации, что они проводят профессионально-общественную аккредитацию. Только 25% таких организаций опубликовали методику проведения аккредитации и информацию о соглашениях с работодателями, на основе которых они проводят аккредитацию. Также на сайтах подавляющего большинства организаций отсутствует информация об аккредитованных программах и вузах, критериях оценки, составе привлекаемых для ее проведения экспертов.
По словам Андрея Панарина, такое состояние дел не позволяет в настоящее время включить в аккредитационный мониторинг показатель, связанный с результатами независимой оценки качества подготовки обучающихся. Он предложил регламентировать деятельность организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, и перевести ее в публичную плоскость.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина поделилась опытом совета по организации профессионально-общественной аккредитации в отношении педагогических вузов.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев подвел итоги работы Общественного совета при ведомстве. «В этом году на площадке Общественного совета мы обсудили много важных вопросов. При принятии решений мнение Общественного совета для нас было главным и решающим. У нас очень конструктивно налажена работа, в основе которой лежит подход «критикуя – предлагай». Экспертное мнение позволяет нам принимать более качественные и безболезненные для системы образования решения», – сказал он.