Сфера образования находится в отстающих по внедрению ИИ среди остальных отраслей. Технологии ИИ используют только 10% вузов, образование с точки зрения внедрения ИИ, в особенности государственное, находится только в начале пути, отмечают в АНО "Цифровая экономика". Для сравнения, по данным Минэкономразвития России, приоритетные отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, уже активно используют технологии ИИ - их применяет уже 20% организаций. А в некоторых отраслях их внедрили уже более 50% компаний.
"Уже сегодня мы можем говорить о том, что с помощью ИИ люди получают возможность овладеть практически любой профессией и навыками", - говорит Мария Косберг, руководитель команды образовательного контента платформы интерактивных домашних заданий для учителей российских школ Skysmart Класс. К ИИ обращается в процессе обучения уже не менее трети студентов онлайн-курсов.
"Около 30% пользователей "Яндекс Практикума" регулярно обращаются с вопросами к GPT-модели, которая отвечает в любое время суток, не устает, готова многократно объяснять один и тот же материал на понятном каждому человеку языке", - уточняет директор по образованию в Яндексе Дарья Козлова. В результате у педагогов и менторов становится меньше рутинных задач и больше времени для продуктивной работы со студентами.
В образовании ИИ способен брать на себя три основные функции: персонализация обучения (ИИ анализирует знания ученика и предлагает наиболее подходящие обучающие материалы); автоматизация рутины (ИИ выполняет роль виртуального ассистента, отвечая на вопросы, направляя по курсу и проверяя выполнение заданий); обратная связь (от анализа ошибок и советов по их исправлению до полноценного диалога с учащимся).
Сейчас максимальный уход в диджитал-формат демонстрирует сфера изучения иностранных языков. С помощью онлайн-приложений изучают язык 56% учеников и еще 39% обучаются в онлайн-школах. К услугам личного репетитора прибегают все меньше учеников, сейчас их 19%. Постепенно репетиторов теснят онлайн-школы и приложения. Тем более что ИИ "перерос" две детские проблемы диджитал-форматов - это отсутствие персонального подхода и разговорной практики. Именно ИИ помогает теперь приложениям и онлайн-школам подбирать задачи и задания с учетом знаний ученика и предоставлять доступ к голосовым собеседникам, которые позволяют наработать практику.
Виртуальный собеседник стал наиболее востребованным решением среди тех, кто изучает язык - получить доступ к этому инструменту хотят 62% учеников. Для сравнения, автоматический голосовой перевод востребован в два раза меньше. "Отсутствие языковой практики до сих пор остается главной проблемой самостоятельного обучения языка", - говорит Марина Евстратова, руководитель тренингового центра для предпринимателей онлайн-школы Skyeng. Простое повторение слов не помогает заговорить на другом языке. Поэтому тренажеры, которые позволяют оттачивать разговорные конструкции и общаться с кем-то на изучаемом языке, очень востребованы. А распространение ИИ позволило вывести их на новый уровень.
Искусственный интеллект активно интегрируется в процесс онлайн-образования. И востребован сегодня практически в любой области, рассказывает директор по информационным технологиям EdgeЦентр Сергей Липов. В IT-сфере ИИ помогает студентам освоить языки программирования, предлагая персонализированные задачи и практические упражнения. "Такие платформы, как Codecademy или Coursera, используют ИИ для анализа прогресса ученика и предложения подходящих учебных материалов", - приводит пример Сергей Липов. В науке и математике ИИ может адаптировать сложность задач в зависимости от уровня ученика. В искусстве и дизайне ИИ может предлагать персонализированные рекомендации и обучающие материалы на основе стиля и предпочтений ученика.
В скором времени ИИ сможет вместо преподавателя подбирать важную лексику, грамматику и темы, считают в Skyeng. К примеру, если изучающему иностранный язык ученику нужна узкоспециализированная лексика, связанная с его профессиональной деятельностью. Отдельные результаты внедрения ИИ в процесс обучения уже есть и они положительные. В Skyeng сравнили результаты экспериментальной группы студентов, которая обучается с помощью ИИ, и учеников с преподавателем. В экспериментальной группе прогресс освоения языка оказался выше. Однако пока нельзя с уверенностью сказать, что ИИ эффективнее, чем обучение с обычным учителем. С момента введения первых генеративных моделей прошло около 1,5 лет, этого не достаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы.