Общественный уполномоченный по вопросам детского национального контента Наталья Локтева – о возможных решениях кадрового дефицита в школах специально для телеграм-канала «Наука и университеты».
«Минпросвещения РФ установило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в педагогические вузы на 2024 год. Будущему абитуриенту педвуза теперь по русскому языку и обществознанию необходимо набрать 42 балла, по математике, физике, биологии и химии – 39, по истории – 35, по литературе и географии – 40, по информатике – 44.
Баллы оказались меньше, чем, например, для абитуриентов, которые поступают в технические вузы. Это породило дискуссии о проблемах в нашей школе. Более низкий балл свидетельствует о невысоких критериях набора. А значит, о снижении планки в отношении подготовки будущих учителей.
Понятно, что завысив критерии, очень просто столкнуться с недобором. Ведь если 11-классник набрал на ЕГЭ меньше заявленного минимума, его не смогут взять в вуз, даже если останутся свободные бюджетные места.
Чем объяснить сравнительно низкие баллы? Многие учителя констатируют кадровый голод в своей сфере деятельности и нежелание выпускников педвузов идти работать в школы. Из-за маленьких зарплат, выгорания, обилия нагрузок и низкого престижа профессии.
Профильные чиновники еще в прошлом году заявили, что дефицита педагогов нет, а средний балл при поступлении в педвузы за последние два года вырос, что свидетельствует о повышении престижа профессии учителя. И дали статистику: в школы идут работать более 75% выпускников вузов (это хороший показатель). В 2023-м году на поступление в педвузы было подано на 100 тысяч больше заявлений, чем в 2022-м.
Если все так хорошо, почему все так плохо? Почему снова обсуждается инициатива по допуску к преподаванию в средней школе людей без высшего образования? Почему при более-менее приличных показателях средних зарплат учителей в некоторых регионах (эти цифры у многих вызывают горький смех) в 75 регионах РФ оклад школьного учителя не дотягивает до минимального размера оплаты труда, а в 40% регионов составляет даже меньше половины МРОТ? Почему такими удачными правительственными программами как, например, «земский учитель» предпочитает пользоваться довольно маленький процент педагогов, и в целом на ситуацию в нашем школьном образовании они влияют мало? А дети больше не мечтают работать учителями.
Чтобы обеспечить себе средства к существованию при столь низких окладах, педагоги работают на полторы-две ставки, ведут кружки, занимаются репетиторством.
При этом не нужно разделять распространенное в народе заблуждение, что учитель в школе отчитал свои четыре-пять уроков в день и свободен. На него ложится очень большая нагрузка помимо уроков. А в последние годы она резко выросла из-за возросшего обилия документации. Люди устают, ищут другую работу и увольняются. А руководители школ часто не ищут замену, а предпочитают разбросать нагрузку по коллегам, чтобы отчитаться о выполнении указов по зарплате.
Не стоит считать, что эти проблемы присущи исключительно России. Чрезмерные нагрузки, низкие зарплаты и кадровый дефицит – это то, с чем сталкиваются учителя практически по всему миру, от Африки, Латинской Америки и Восточной Азии, до США и Западной Европы. В той же Великобритании согласно опросу, проведенному весной 2023-го национальным профсоюзом работников образования, 34% педагогов в возрасте до 29 лет экономили на еде, чтобы свести концы с концами, а около 20% подрабатывали.
Преподавая в школе, человек не станет миллионером или «успешным» с точки зрения общества потребления. У него будет мало свободного времени и много документации. Его поведение в общественных местах и профиль в соцсетях будут регулярно отслеживаться родителями и учениками.
Но если проблемы есть везде, это не значит, что на них нужно закрывать глаза у нас. Прежде всего, к единому пониманию совместно должны прийти власти, профессиональное сообщество и общество в целом. После этого можно формулировать и ставить задачи».