На состоявшейся в МГПУ конференции «Современная цифровая дидактика» обсуждали ключевые тенденции развития образовательных технологий. Эксперты сравнили свои прошлые ожидания с реальностью и пообщались с языковой моделью «ученик Владимира Жириновского» о том, какое будущее ждет нас после внедрения ИИ.
В сентябре Московский городской педагогический университет разрешил использование инструментов искусственного интеллекта при написании выпускных квалификационных работ. Эта новость вызвала большую общественную дискуссию о взаимодействии технологий и человека. Дискуссия была продолжена на V Международной научной конференции МГПУ «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика».
Эксперты согласились в том, что технологии сейчас уже не рассматриваются как отдельный, изолированный элемент, а, скорее, как продолжение человека, его интеллекта, способностей и возможностей.
Эта концепция предлагает рассматривать искусственный интеллект как инструмент, который способен обогатить и дополнить человеческий опыт, создать виртуальных помощников и цифровые аватары, внедрить упрощающие жизнь процессы и создать новые профессии. В то же время, на фоне быстро меняющихся инструментов и технологий, базовые знания, такие как математические дисциплины для разработчиков или традиционные методы черчения для архитекторов, приобретают дополнительную ценность.
Один из ключевых трендов, о котором шла речь во время конференции, – растущий разрыв между системой образования и реалиями общественной жизни. Эксперты считают, что ИИ должен рассматриваться не как отдельный субъект, а как продолжение человеческих способностей. Эта парадигма может стать ключом к синергии между человеком и машиной.
В конференции приняли участие представители университетов, педагогические дизайнеры, эксперты платформ «Скилбокс» и «Нетология», а также генеральный директор лаборатории «Наносемантика» Станислав Ашманов, генеральный директор “СберОбразование” Наталья Журавлева и Кирилл Баранников -руководитель направления по работе с вузами Яндекс.Образование. Еще одним участником конференции стала нейросеть (языковая модель) «ученик Владимира Жириновского», который высказался против использования искусственного интеллекта, заявив, что это приведёт к обезлюживанию страны и сделает из населения «бездушных роботов», на уточняющий вопрос подчеркнул важность критического мышления в эпоху цифровизации, а закончил без двусмысленностей: «Субъектом образования должен быть человек, а не какие-то ИИ и цифровые инструменты».
Нельзя сказать, что эксперты полностью согласились с языковой моделью, однако цифровое моделирование исторических персонажей в процессе обучения в самом деле несет определенный образовательный потенциал. Конференция показала, что искусственный интеллект в образовании – это не просто модный тренд, а комплексный инструмент, требующий многогранного и критического подхода.
Он может как расширить возможности человека, так и стать предметом для дополнительного изучения педагогических практик, но несмотря на все технологические инновации, в центре образовательного процесса всегда должен оставаться человек.
В конференции также приняли участие учителя-практики, что стало хорошим напоминанием о том, что наука и технологии должны помогать людям, а не заменять их.