Что же нового обнаружилось в перечне? Напомним, что во все российские вузы абитуриенты обязательно сдают русский язык. А дальше Минобрнауки устанавливает профильный предмет. Например, для экономистов это математика.
Следующий экзамен выбирается вузом из предложенного министерского списка (о нем сейчас и спор). Правда, некоторые учебные заведения предлагают это сделать самим абитуриентам.
Так вот, теперь вузы не смогут предлагать абитуриентам, поступающим на такие востребованные специальности, как экономика, менеджмент и даже бизнес-информатика, экзамен по иностранному языку. Он исключен из проекта перечня. Любопытно, что из большого раздела, который называется "Экономика и управление" и объединяет 10 специальностей, иностранный в качестве вступительного остался для тех, кто идет на "торговое дело" и "товароведение", но его нет в "государственном и муниципальном управлении".
Сумеют ли вузы научить иностранному языку студентов, которые не были мотивированы учить его на уроках в школе? Сохраняется ли глобальное значение иностранных языков? Об этом "РГ" поговорила со своими экспертами.
Константин Деревянко, экономист по образованию, руководитель портала "Грамота.ру":
- Отмена ЕГЭ по иностранному языку для специальностей "экономика" и "менеджмент", с моей точки зрения, не является критичной.
Значительную часть научной и бизнес-информации сегодня можно узнавать с помощью систем автоматического перевода, которые стали гораздо качественнее в последние годы.
Меняется геополитическая обстановка, вектор экономических связей смещается с Запада на Восток, а это значит, что завтрашним экономистам, возможно, потребуется китайский или хинди. Но учить языки нужно не только ради прикладных задач. Давно доказано, что изучение нового языка создает новые нейронные связи, развивает мозг, тренирует память, поэтому важно сохранять иностранные языки в школьной программе. Любой иностранный язык - это система, изучение которой помогает лучше понимать, что такое язык вообще, и видеть особенности и отличия нашего родного русского языка.
Кроме того, как мы все понимаем, английский остается главным языком международного общения, официальным языком десятков государств, языком науки и технологий, и странно было бы от него отказываться, если мы хотим развивать международные связи, в том числе со странами Азии и Африки. Уверен, что даже при отмене такого стимула, как сдача ЕГЭ, благодаря сегодняшним технологиям обучения языку все, кому важно знать английский, смогут выучить его самостоятельно.
Необходимо делать акцент в образовании - и среднем, и высшем - на развитии языковой культуры и функциональной грамотности, чтобы с помощью русского языка овладевать знаниями во всех предметных областях".
Марина Королева, профессор НИУ ВШЭ:
- У меня как специалиста прежде всего по русскому языку вроде не должно быть возражений - русский останется важнейшей частью ЕГЭ в любом случае. Но, как говорил Гете, "кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о своем собственном". Однако это подход общеобразовательный. Если же говорить о таких специальностях, как экономика и менеджмент, там без хорошего знания английского придется довольно сложно. Экономика в современном мире глобальна, она не может существовать в рамках одной отдельно взятой страны, не может закрыться на замки. Даже если рынки полностью переориентируются - с условного "Запада" на условный "Юг" - языком переговоров и там будет прежде всего английский, такова реальность. Плюс экономическая терминология и понятийная система, они тоже уходят своими корнями в английский. В этом смысле, как мне кажется, будущих менеджеров и экономистов лишают очень нужного им инструмента. Времени в вузе может элементарно не хватить для того, чтобы освоить этот инструмент в нужном им объеме.
Максим Кронгауз, профессор РГГУ:
- Знание иностранного языка входит в "пакет" обязательных компетенций культурного человека. И этого никто не отменял. Думаю, что исключение этого предмета из вступительных ЕГЭ по некоторым специальностям - большая потеря. Вряд ли сегодня возможно прожить жизнь и добиться чего-то в профессии, не зная иностранного. Ведь кроме своей важнейшей коммуникативной функции, язык выполняет и другие. Изучение иностранного, и в этом убеждены ученые, развивает голову. Без чтения литературы на иностранном языке не могут быть успешными ни экономисты, ни менеджеры. Любая специальность требует этого, а некоторые просто не могут существовать без глобального обмена знаниями.
Смогут ли студенты, у которых не было мотивации изучать язык в школе, выучить его в вузе? Сейчас конечно все можно, есть разнообразные курсы, интернет, было бы желание. Но наше же задача не усложнять жизнь студентам. Так ведь?