На международной онлайн-стажировке «Вокруг экватора за один день» руководитель Института «Эврика» Александр Адамский рассказал о значении дошкольного возраста и объяснил, почему дети стали другими.
Что значит «дети стали другими»?
С научной точки зрения известен такой феномен, как понятие «развитие детства». Сначала его не было, потом появился отдельный кусок жизни. Если у детства есть история, мы должны очень ясно себе представлять, что такое дошкольное детство сегодня.
По словам Александра Адамского, есть две новости: хорошая и плохая.
Хорошая новость: мы про это думаем. Плохая же новость заключается в том, что по развитие детства привело к тому, что по некоторым направлениям дети дошкольного возраста начинают обгонять взрослых. Воспитатели и родители оказываются в сложном положении. До сих пор взрослый был мудрее, умнее, обученнее и осведомлённее, чем ребёнок. Ситуация изменилась.
«Я заметил такую особенность: мои товарищи, которые имеют много званий и регалий, купив телефон со сложной начинкой, обращаются к своим внукам, чтобы они помогли им разобраться», – рассказывает Адамский.
У великого педагога Константина Ушинского есть мысль, которую потом повторил Лев Выготский. Метафорически она называется дошкольная арифметика. Когда учитель приходит в класс/группу и начинает рассказывать про круг, окружность и другие геометрические фигуры, он думает, что ребенок об этом не знает. Но ребёнок знает эти фигуры из мира, в котором живёт. Знания, навыки и компетенции проникают в него из окружающего мира. В дошкольном возрасте этот процесс очень интенсивен. Чем насыщеннее эта связь, тем больше «символов и орудий» проникает в его сознание. Дети могут не понимать, как всё устроено. Но они живут в цифровом мире.
И манипулировать дети зачастую умеют лучше, чем взрослые.
Александр Адамский выделил два важных момента.
1. Дошкольный возраст оттесняет все другие этапы образования
Для развития личности, социализации и даже профессиональной карьеры, детский сад становится важнее университета.
«Мы понятия не имеем, какие профессии будут в будущем, но именно в дошкольном возрасте развиваются способности и компетенции, недостаток которых потом не компенсируется. В этом специфическая особенность дошкольного возраста. Именно это помогает нам действовать в неопределенной ситуации», – говорит Адамский.
Эксперт уверен, если у ребенка в дошкольном возрасте не появилось чувства юмора, этого уже не произойдет. Дошкольный возраст становится главным в развитии человека, в приобретении им компетенций социализации как в школьном, так и во взрослом возрасте. Наблюдая за детством, мы должны учитывать эти изменения.
2. Еще никогда детский сад не был так нужен семье
«Задачи развития дошкольников становится очень профессиональной, а значит, нужны профессионалы. Конечно, опираясь на родителей и их семейный опыт», – заключает Александр Адамский.