Об этом на заседании правления Российского совета ректоров на тему «О стратегии развития образования Российской Федерации и актуальных вопросах развития высшей школы» заявил председатель Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
– Стратегия должна отражать не ведомственное, а общегосударственное, консенсусное понимание вектора развития образования, согласованное со всеми его уровнями, – сказал он.
Прежде всего, по его мнению, необходимо решить вопрос целеполагания – что именно следует считать приоритетом развития образования.
Серей Карбышев считает, что недопустим как узкоутилитарный, экономико-центрический подход, так и неоправданный уклон в сторону академизма: «Университет не может превращаться в супермаркет компетенций и кадровый придаток промышленности, он должен быть храмом знаний. Но этот храм находится не в заоблачных вершинах, а на земле, для реальной жизни», – заявил он.
По мнению Кабышева, важнейшая черта российского образования, которая должна быть отражена в Стратегии – это его фундаментальность. Речь идёт об ориентации всей системы образования, начиная с дошкольного, на такой тип мышления, который бы позволял видеть мир как целое, в единстве, связи и закономерностей.
Общая база фундаментальности – любознательность, наблюдательность, смекалка, кругозор, а также благовоспитанность, чувство чести, совести и достоинства. И всё это закладывается в школе и даже раньше, уверен председатель Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию. Но вуз не должен компенсировать связанные с этим просчёты и дефициты, а призван развивать и профилировать фундаментальные знания, углублять понимание социальных ценностей. Поэтому крайне важно соотнесение преемственности школьных и вузовских программ.
– Нужно подчеркнуть: фундаментальность как основа образования не сводима к набору дисциплин и компетенций, – отметил он, – Ошибочно считать фундаментальностью популярный сейчас термин «ядро образования» – скорее, это относится к единству образовательного пространства. При этом стоит предостеречь от увлечения метафорами, ведь образ ядра может намекать на разграничение в образовании главного и второстепенного, важного и несущественного. И это очевидно рискованный подход. Образование и воспитание составляют единую и неразрывную систему, которая реализуется через все предметы и дисциплины. Поэтому небесспорно выделение, наряду с профессиональным, социогуманитарного ядра.
Фундаментальность нередко противопоставляется так называемой практико-ориентированности, считает Кабышев. На деле же без фундаментальности практические знания и навыки рефлекторны, позволяют решать рутинные задачи, но оставляют в замешательстве перед нестандартными вопросами.
Именно фундаментальность образования даёт человеку, а в итоге и всему обществу, уверенность и необходимый потенциал новаторства в условиях неопределённости.
Фундаментальность предопределяет приоритетную роль педагога в целом, а не только преподавателя приоритетных дисциплин. На личностном уровне он выражает единство знаний, воспитания, нравственного стержня, учит, напутствует, вдохновляет своим примером. Авторитет педагога – характерная черта и завоевание, которое не даётся даром. Нужно сделать всё, чтобы статус представителя этой профессии возвысился.
По мнению проректора по научно-инновационной работе Российского нового университета Евгения Палкина, вуз должен развивать то, что было заложено в школе, в этом и есть суть преемственности.
«Просчёты и дефициты на уровне школы были, есть и будут, потому что школы в стране разные, в них работают педагоги разного уровня квалификации, и требования вузов тоже разные, – пояснил он, – Совершенно очевидно, что далеко не каждый университет будет доволен тем уровнем образования выпускников, которые есть у абитуриентов. Но ведь и в вузовских программах тоже немало пробелов, поэтому на каждой очередной ступени образования происходит компенсация тех недостатков, которые были на предыдущих. Это нормальная ситуация развития. И если есть недостатки – их надо компенсировать, никуда от этого не деться. Другое дело, когда фундамента как такового нет вообще – тут уже просто нечего компенсировать. Но с такими ситуациями лично я не сталкивался».
Вадим Мелешко